Хуссам Шакуф: «Мне нравится расширять границы привычного»
Экс-партнер бюро Zaha Hadid Architects о том, как уместить в проекте современные подходы и местный контекстРаботы архитектора Хуссама Шакуфа, долгие годы проработавшего в одном из самых известных в мире архитектурных бюро – Zaha Hadid Architects (ZHA), расширяют границы современного урбанизма. От соавторства в знаковых проектах, таких как Центр Гейдара Алиева в Баку, до участия в Trojena – первом горнолыжном курорте в Саудовской Аравии он демонстрирует редкий баланс между новаторством и функциональностью. Его подход, опробованный в Opus (Дубай) и штаб-квартире OPPO (Шэньчжэнь), доказывает: здание должно не просто впечатлять, но и отвечать требованиям комфорта.
В мае 2025 г. Шакуф выступил в Москве с лекцией о принципах развития городских территорий. В интервью «Ведомости. Городу» архитектор рассказал о том, как создавать пространства, где хочется остаться, и проектировать здания, которые станут наследием.
«Зарядье» – это новое дыхание для Москвы»
– Комфорт можно разделить на две составляющие. Первая – городская среда. Важно создавать пространства, которые располагают к общению, но при этом дарят ощущение уединенности. Речь о так называемых полуприватных зонах – местах, где человек чувствует себя защищенно, но не изолированно. Вторая составляющая – архитектура. Она должна включать разные элементы и предлагать разные сценарии – для отдыха, активности, детского досуга. Если человек ощущает принадлежность к месту, он захочет там остаться. Кстати, общественные зоны – редкая возможность для архитектора создать что-то по-настоящему выдающееся, потому что здесь меньше ограничений, навязанных заказчиком.
Комфорт начинается с мелочей. Некоторые дизайнеры и архитекторы пренебрегают этим, и тогда люди интуитивно избегают таких пространств. В тех проектах, в реализации которых я принимал участие, мы закладывали критерий «комфорт» еще на стадии проектирования – например, играли с этажностью таким образом, чтобы получить красивые виды из окна, продумывали организацию территории, чтобы пешеходы и автомобили сосуществовали гармонично. Пример – здание Opus в Дубае: при внешне эффектном фасаде – куб с «тающим» центром – здание продумано таким образом, чтобы в интерьер проникало максимум естественного света.
– Мне нравится «Зарядье» – это новое дыхание для Москвы. Динамичное пространство с продуманным дизайном, где особенно выделяется парящий мост.
– В каждом городе мы сначала изучаем местную архитектуру, ее связь с жителями, а затем интерпретируем полученные знания в современном ключе. Так рождается что-то, что принадлежит месту, но смотрит в будущее. В Dominion Tower я занимался фасадом и интерьерами. Клиентский бюджет всегда определяет решения. Интерьер бизнес-центра кажется простым, но этажи соединены таким образом, что создается ощущение движения. Контраст черного и белого добавляет пространству уникальности. Основной акцент на фасаде – в нем преобладают горизонтальные линии, при том что большинство материалов изначально рассчитаны на вертикальное применение. Мы хотели преодолеть эти границы и задумали расширить модуль с 20 см до 3 м, чтобы добиться необычного эффекта. В итоге для проекта были использованы стандартные решения. Но я не считаю это неудачей, мы всегда предлагаем несколько вариантов решений.
«Архитектура должна отвечать вызовам времени»
– Если строить с заделом на будущее, здание переживет века. Сейчас завершается строительство штаб-квартиры OPPO в Шэньчжэне для китайского производителя смартфонов: малая башня почти готова, в большой остались последние этажи. Клиент хотел что-то плавное и премиальное, и мы создали эллипсоиды, объединенные динамичными линиями. Это самая сложная геометрия в моей практике: над одним углом мы работали полтора месяца, чтобы он гармонировал с улицей. Изначально 35% стекла имели двойную кривизну, что было слишком дорого. С помощью параметрического моделирования мы оптимизировали фасад, разбив его на сегменты с учетом веса, норм и даже возможностей станков. В итоге получились идеально гладкие поверхности. Внутри здания есть общественные зоны: лобби, 20-этажный вертикальный вестибюль и пространства для общения и комфортного отдыха. Для меня интерьер – это не просто материалы и отделка внутри, мы работали над освещением и расстановкой мебели, чтобы стимулировать сотрудников к творчеству, чтобы они любили ходить на работу.
– Сто процентов архитектура должна отвечать на запрос времени. Нельзя игнорировать новые материалы и технологии. Например, сейчас есть решения, снижающие вред для окружающей среды. Взять небоскреб «Уоки-Токи» в Лондоне: он полностью из стекла, которое отражает солнечный свет, не создавая риск перегрева. Это был вызов, но мы смогли спрогнозировать поведение здания и минимизировать негативное воздействие.
– Сейчас я руковожу проектом Trojena, это первый горнолыжный курорт в Саудовской Аравии, и его уже называют самым амбициозным проектом современности. Рельеф крайне сложный, но я верю в силу инженеров. И мне нравится расширять границы привычного, решать сложные задачи.
«Ведомости. Город» выражает благодарность VI Московской неделе интерьера и дизайна за помощь в организации интервью.