Эксперты оценили перспективы высокоскоростного поезда Москва – Санкт-Петербург

Билет Москва – Петербург по высокоскоростной магистрали будет стоить чуть дороже «Сапсана»
Софья Сандурская / Агентство «Москва»
Софья Сандурская / Агентство «Москва»

Билет на поезд по высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ) из Москвы в Санкт-Петербург обойдется пассажирам чуть дороже билета на «Сапсан». Об этом заявил «РИА Новости» генеральный директор «Российских железных дорог» (РЖД) Олег Белозеров. Эксперты полагают, что поездка между двух столиц на сверхскоростном поезде за 2 часа будет стоить на 30-50% выше цен на «Сапсан» и «Ласточку».

«Есть предварительные расчеты: будет чуть дороже [билета на «Сапсан»]. С одной стороны, экономия на скорости, с другой – большое количество факторов, влияющих на стоимость», – сказал Белозеров.

Проект высокоскоростной магистрали между Москвой и Санкт-Петербургом обсуждается уже более десяти лет. В следующем 2024 г. на создание ВСМ заложено 22 млрд руб. Запуск маршрута планируется к 2028 г., расстояние между двумя столицами на поезде можно будет преодолеть почти в два раза быстрее, чем сейчас, – за 2 часа 15 минут. В качестве других перспективных направлений называются Москва – Екатеринбург, Москва – Адлер и Москва – Минск.

Freepik
Freepik

Главный эксперт Института транспорта ВШЭ Александр Кулаков считает, что высокоскоростные железнодорожные магистрали способны помочь россиянам передвигаться между городами быстрее, чем по воздуху. «Самолеты все-таки имеют ограниченную провозную способность, – пояснил он «Ведомости. Городу». – К тому же нужно приехать в аэропорт, достаточно большое количество времени отнимают регистрация, посадка, плюс отмены и переносы рейсов. Есть нюансы, когда железная дорога может быть реальной альтернативой самолету».

При этом, по словам Кулакова, острой необходимости добираться из Москвы в Питер за 2 часа сейчас у пассажиров нет. «Чтобы дать старт проекту, необходимо где-то его начать. Стартовать лучше в тех местах, где это технологически возможно. И где это будет востребовано. Потому что спрос на поездки между Москвой и Санкт-Петербургом в любом случае будет. А дальше уже пилотный проект начинает развиваться в других направлениях», – пояснил эксперт.

Кулаков добавил, что ВСМ – «это в любом случае необходимая перспектива». «У нас слишком большая страна, чтобы передвигаться пассажирскими и не очень скоростными поездами», – сказал он. По мнению эксперта, билет на новый сверхбыстрый поезд будет на 30-50% дороже билетов на «Сапсан» и «Ласточку». 

Сейчас билеты на «Сапсан», например на ноябрьские праздники, можно найти за 3000–8000 руб. (порядка 4 часов в пути) в один конец. Цена зависит от дня и времени поездки. На «Ласточке» (около 5,5 часа в пути) можно уехать дешевле – от 2000 руб.

«Решение принято, президент РФ его одобрил, этот проект уже точно будет реализован, – сказал в свою очередь «Ведомости. Городу» заведующий кафедрой Российского университета транспорта (МИИТ) Евгений Ашпиз. – С его помощью Россия по-настоящему войдет в клуб высокоскоростного движения». По словам эксперта, сегодня скорость даже быстрых поездов в РФ не такая большая относительно других стран. «У нас максимальная скорость – 250 км в час, хотя во всем мире высокоскоростное движение – это 300 км в час и выше, – пояснил Ашпиз. – Лидирует Китай – у них высокоскоростной является половина железнодорожной сети. В Европе это Франция, Германия, Италия, Испания. Среди лидеров также Япония и Южная Корея. Что тоже объяснимо: у них другие расстояния, а это делает такие проекты изначально более рентабельными».

Ашпиз добавил, что новый скоростной поезд Москва – Петербург будет способен развивать скорость до 400 км в час. «Но это максимально возможная скорость. На практике он будет все же двигаться со скоростью до 350 км в час. И это будет на самом передовом уровне», – резюмировал эксперт. 

Самое популярное
Культурный город / Интервью
Миша Ленн: «Задача искусства – сделать человека лучше»
Художник-акварелист – о переосмыслении «Щелкунчика» и собственном стиле
Свободное время
Чем заняться на Новый год: шесть развлечений для домоседов
Домашний театр, рукоделие и книжный клуб – обзор для зимних каникул
Наш город / Галерея
Фотогалерея: как Москву украсили к Новому году
Город оформили световыми конструкциями и знакомыми с детства персонажами
Наш город
Где в Москве купить живую елку 2025–2026, как ухаживать, как можно утилизировать
Адреса и советы, как выбрать и ухаживать за главным символом праздника
Свободное время / Интервью
Константин Обухов: «2026-й станет годом телевидения»
Генеральный продюсер телеканала ТВ-3 – о безопасном контенте и интересе россиян к эзотерике
Городская недвижимость / Мнение
Дубайский мастер-девелопмент
Как использовать опыт ОАЭ в развитии городов России
Свободное время
Шесть локаций для праздника: как встретить Новый год в регионах России
Обзор отельных программ от Кавказа до Балтики
Культурный город
Беспилотный трамвай и автобус-амфибия: 10 самых необычных видов транспорта мира
Как культурные традиции и футуристические технологии создают уникальные маршруты
Городская недвижимость
Люксовый ритейл: как развивается этот сегмент в центре столицы
Эксперты считают, что нишу на рынке могут заполнить предложения в рамках новых жилых проектов
Другие города
Архитектурный дайджест: больница-сад, платный балкон в Вероне и колоссы Мемнона
Что произошло в мире архитектуры на прошлой неделе
Наш город
Мороз и солнце: синоптики предупредили о резком похолодании в Москве
В столичный регион на неделе придут холода и безоблачная погода
Другие города / Мнение
Побережья будущего
Почему нужно обучать молодых архитекторов проектировать пространства у воды
Свободное время
Лучшие катки Москвы: покататься на коньках зимой 2025–2026 с ценами и адресами
Главные места для катания на коньках для взрослых и детей
Наш город
Город для людей: что такое урбан-психология и как она влияет на человека
В России развивается новая дисциплина, изучающая взаимоотношения человека и городской среды
Горожане / Мнение
Гений места
Как известные личности создают городские бренды