Здесь все свои. Почему выгодно развивать бизнес в столице

Растет спрос на одежду, косметику и другие товары под брендом «Сделано в Москве»
Сегодня в программе «Сделано в Москве» принимает участие более 5500 столичных брендов
Сегодня в программе «Сделано в Москве» принимает участие более 5500 столичных брендов /Алексей Орлов / Ведомости

Участники проекта «Сделано в Москве» за первое полугодие 2024 г., воспользовавшись инструментами продвижения, заработали более 150 млн руб. – это на 36% больше, чем за весь предыдущий год. Об этом в своем Telegram-канале в середине июля сообщил мэр Москвы Сергей Собянин. 1 августа проект открыл масштабный маркет будущего на Болотной площади, который будет работать до 8 сентября в рамках форума-фестиваля «Территория будущего. Москва 2030». В четырех уникальных павильонах представлено свыше 400 отечественных брендов и более 20 000 товаров 

«В павильоне «Косметика» свою продукцию представят столичные компании, производящие декоративную, уходовую косметику, средства для волос и тела, а также будут проводиться мастер-классы по визажу и укладке. Для маленьких жителей столицы мы приготовили прекрасный павильон детских товаров, где будут представлены игрушки, мебель, косметика. Столичные предприниматели будут не только рассказывать о своем бизнесе на главной сцене, но и проведут различные мастер-классы для детей – научат подрастающее поколение инженерным и творческим навыкам. Там юные жители столицы узнают, как собирать роботов, конструировать города будущего, развивать воображение, изучая техники нейрографики и не только», – рассказала подробности руководитель столичного департамента предпринимательства и инновационного развития Кристина Кострома.

Программа, предназначенная для популяризации локальных производителей, начала действовать с сентября 2022 г. «После ухода зарубежных брендов перед нами встала задача – предложить жителям столицы альтернативу и познакомить их с локальными товарами, а предпринимателям помочь популяризировать свою продукцию», – рассказывала «Ведомости. Городу» ранее глава ведомства.

Уже сегодня в программе принимают участие более 5500 столичных брендов. Это городские производители товаров народного потребления из 35 различных категорий, в числе которых одежда для всей семьи, косметика, игрушки для детей, мебель, декор для дома и не только. «Мы наблюдаем ежемесячный прирост участников проекта, которые заинтересованы в повышении узнаваемости и продаже на локальном рынке за счет инструментов, которые дает им проект», – добавляет Кристина Кострома.

Поддержка бизнесу предоставляется на безвозмездной основе. Предпринимателям доступны как офлайн-, так и онлайн-инструменты продвижения. К ним относятся участие в крупнейших рекламных кампаниях на маркетплейсах и в торговых сетях, в масштабных городских событиях, создание качественного фото и видеоконтента, упоминание в СМИ и соцсетях, размещение товаров на полках офлайн-магазинов.

Одним из ключевых инструментов продвижения местных брендов является сайт «сделановмоскве.рф». Он работает в формате онлайн-шоурума: здесь можно найти различные товары и заказать, перейдя на сайты производителей или на полки маркетплейсов. На сайте представлено уже более 25 000 товаров, и эта цифра постоянно растет. «На сегодняшний день заметен рост спроса на ключевые категории товаров – это одежда и аксессуары, уходовая и декоративная косметика, а также товары для дома (текстиль, ароматическая продукция, мебель и др.)», – отмечает руководитель ведомства.

По итогам первого полугодия 2024 г. с помощью различных инструментов повышения трафика к сайту удалось привлечь внимание более 1 млн уникальных пользователей.

За первые шесть месяцев года предприниматели также приняли участие в 13 крупных городских мероприятиях, что в 1,5 раза больше показателя за аналогичный период 2023 г. В числе самых ярких городских событий – Московская неделя предпринимательства, Всемирный фестиваль молодежи в «Сириусе», Московская неделя интерьера и дизайна, Московский полумарафон и многое другое.

Программа постоянно расширяется. В июле текущего года, например, заработал новый способ поддержки столичных предпринимателей с помощью «Буста продаж» (инструмента продвижения магазинов на маркетплейсе, который поднимает товары на самые заметные позиции. – «Ведомости. Москва 2030»). По итогам отбора заявок московские бренды смогут разместиться на выгодных условиях на «Яндекс маркете». Они получат до 60 000 бонусных баллов в личных кабинетах. Бонусные баллы смогут потратить на продвижение своих товаров на маркетплейсе.

«Ведомости. Москва – 2030» поговорили с основателями трех столичных предприятий, являющихся участниками проекта «Сделано в Москве», и узнали, как им помогла программа.

Анастасия Тулупова,

конструкторское бюро современных сувениров «Морда Довольна»

Компанию Анастасия открыла семь лет назад, когда ей было 19 лет. Девушка обучалась в Школе дизайна НИУ ВШЭ и в какой-то момент начала рисовать черно-белые скетчи с игрой слов. Для проекта придумала название «Морда Довольна», и под этим хештегом рисунки объединились в соцсетях, там и появились первые заказы на открытки и наклейки. Примерно год Анастасия работала одна, наклейки резала прямо у родителей на кухне.

Ситуация поменялась, когда продукция бренда заинтересовала крупную торговую сеть в Калининграде, а также начались переговоры с сетью книжных магазинов «Буквоед». Предпринимательница наняла менеджера, бухгалтера на аутсорс, сняла офис и организовала склад продукции. 

Первое помещение площадью 20 кв. м находилось в промзоне недалеко от м. «Щелковская». Анастасия платила за аренду 1000 руб. за 1 кв. м. Еще два года девушка работала в паре с менеджером, также помогали члены ее семьи. Товарооборот в результате сотрудничества с крупными торговыми сетями стал расти, но ежемесячная выручка не превышала 100 000–150 000 руб. Все заработанное Анастасия вкладывала в бизнес: в ассортименте появились также круглые значки, книжные закладки, виниловые магниты и проч.

С тех пор бренд «Морда Довольна» демонстрирует уверенный рост объемов производства и прибыли каждый год (кроме первого года и года ковидных ограничений). На сегодня предприятие представляет собой конструкторское бюро современных сувениров. «Мы придумываем, разрабатываем, рисуем и осуществляем полный цикл производства, от печати до упаковки сувенирных коллекций для крупных компаний России», – говорит Анастасия Тулупова. В числе клиентов компании сегодня – ВДНХ, Московский планетарий, Московский зоопарк, парк «Зарядье» и др.

Команда Анастасии на сегодня выросла до восьми человек в штате и 20 человек на аутсорсе. Полтора года назад компания переехала из промзоны на Щелковской в двухэтажный офис площадью 90 кв. м со своим входом. Он располагается в историческом районе Москвы, напротив Измайловского острова. Компания также арендовала складское помещение класса А в пределах МКАД.

Анастасия Тулупова отмечает, что конструкторское бюро современных сувениров «Морда Довольна» стало участником проекта «Сделано в Москве» одним из первых. «Уже более двух лет с гордостью представляем себя как часть программы – брендом, который был основан, реализован и полностью развивается в столице», – отмечает предпринимательница.

Анастасия подчеркивает, что «Сделано в Москве» для нее не просто проект, а уже большое, крепкое комьюнити коллег и друзей. «Представители – те самые люди, которые делают этот проект таким ярким, таким сильным, таким вдохновляющим – впечатляют меня своей смелостью и силой, неустанной работой и, самое главное, любовью к столичным брендам. Офис команды «Сделано в Москве» постоянно на связи со своими брендами, мы много общаемся, встречаемся на мероприятиях и даже ездим вместе в командировки». Например, весной этого года команда брендов представила столичное производство на Всемирном фестивале молодежи в Сочи.

В текущем году компания запустила новое направление – проект Modo Buro по созданию корпоративных подарков. В планах еще большее расширение ассортимента сувениров, посвященных городам России и, в частности, Москве.

Наталья Ракоч,

косметический бренд RBG Russian Beauty Guru

Собственный бренд декоративной косметики Наталья Ракоч основала в мае 2021 г. RBG –  косметический проект, в котором все продукты делаются совместно с известными российскими визажистами. Формулы продукции и цвета создаются в российских лабораториях, практически все производится на московских и подмосковных косметических фабриках. Все продукты называются по-русски и на упаковке все написано по-русски.

Запуску косметической марки предшествовал двухгодичный подготовительный этап с исследованиями рынка, разработкой продуктов, участием в отраслевых выставках и проч. У Натальи на тот момент уже был огромный опыт по запуску российских косметических брендов (ранее предпринимательница принимала непосредственное участие в создании косметических брендов Vivienne Sabo, Beauty Bom, Stellary. – «Ведомости. Москва 2030»), а также небольшая команда из двух человек.

Суммарно за первые три года, вместе с подготовительным этапом, Наталья вложила в бизнес 30 млн руб. Эти деньги, помимо анализа рынка, были направлены на разработку продукции, оплату работы сотрудников, закупку комплектующих, создание контента.

Поначалу Наталья и сотрудники работали в коворкинге в районе Чистых прудов, недалеко от дома предпринимательницы. Затем какое-то время офисом команде служила однокомнатная квартира в Лялином переулке. Когда количество сотрудников превысило 10, а число шкафов с образцами продукции – пять, решено было снять небольшой офис (около 100 кв. м) на ул. Мясницкой, где компания располагается по сей день.

Выручка от продажи косметики за первые полгода составила 15 млн руб. Затем каждый год обороты продукции стали расти в три раза. Проект начал приносить прибыль только на третий год, все деньги Наталья реинвестировала в производство товара. На сегодня у бренда 60 наименований продукции: туши, палетки, тинты, помады и проч.

О программе «Сделано в Москве» Наталья узнала через свою сотрудницу, которой организаторы проекта предложили представить косметику бренда на стенде выставки «Россия» на ВДНХ. Всего было отобрано пять наименований продукции. Но даже с учетом ограниченного ассортимента мероприятие обеспечило хорошие продажи (100 шт. в мес). Эта цифра сопоставима с выручкой от продаж среднего магазина известных парфюмерно-косметических сетей, отмечает Наталья.

Предпринимательница ставит перед своим брендом задачу не просто попасть во все косметички страны, но и своими косметическими продуктами, их концепциями и дизайном, вдохновленным российским культурным кодом и культурным наследием, создать новую российскую эстетику. До конца 2025 г. количество наименований в бренде планируется утроить.

Мария Батюхнова,

принт-шоп «Пинк Бас» 

Строить бизнес, который объединит иллюстраторов и ценителей красивых предметов быта с необычным дизайном, Мария Батюхнова вместе с подругой Екатериной Левченко начали в 2013 г. Идея состояла в том, чтобы создать принт-шоп, куда российские художники смогут выгружать свои рисунки, а потом в личном кабинете создавать с их помощью дизайн готовой продукции. Например, на декоративной подушке, обложке для паспорта, чехле для телефона, футболке. А покупатели получат возможность с помощью конструктора также создавать макеты продукции с помощью собственных изображений и делать заказ. В разработку соответствующего сайта подруги вложили 1 млн руб., заработанный во время работы по найму.

На тот момент у предпринимательниц были договоренности с несколькими производствами, которые принимали заказы, а через два-три дня готовый товар отправлялся клиенту.  

Товар хранился в квартире Екатерины. Выручку бизнес стал приносить с самого начала. Выходило от 50 000 до 100 000 руб. в месяц. Из-за декретных отпусков Марии и Екатерины бизнес поначалу развивался небыстрыми темпами, но примерно через три года первоначальные инвестиции окупились.

Спустя пару лет после старта девушки арендовали небольшое помещение в 5 кв. м на Новокузнецкой. Оно располагалось в здании текстильной компании. Вскоре руководитель этого производства предложил им выкупить его, так предпринимательницы вложили еще 1 млн в создание параллельного b2b-направления – предприятия, специализирующегося на широкоформатной печати на ткани «Скиф-дизайн». Вместе с производственным цехом под руководством Марии и Екатерины оказался весь штат предприятия: менеджеры, швеи, администратор и проч.

Большой прорыв случился также после появления в ассортименте футболок с принтами. Продажи выросли в три раза. Увеличить обороты продукции помог и выход на Wildberries.

О проекте «Сделано в Москве» Мария и Екатерина, которые всегда следят за госпрограммами поддержки предпринимателей, узнали практически сразу после его старта. «Мы сделали выбор – работаем только в Москве, но при этом хотим использовать все возможности, которые она нам дает», – отмечает Мария.

Компания стала представлять свою продукцию на портале «сделановмоскве.рф». На нем на момент написания материала было 37 товаров, преимущественно футболки и свитшоты. Ассортимент все время пополняется и меняется в зависимости от сезона и актуальности. Продукцию компании можно увидеть и в маркетах «Сделано в Москве», работающих на площадках столичных мероприятий. Предпринимательницы намерены и дальше поддерживать все инициативы проекта.

Самое популярное
Наш город
Отдых на воде: летом речные вокзалы Москвы перевезли более 1,5 млн пассажиров
Столица продолжит развивать экологически чистый транспорт
Наш город
Почта Деда Мороза и выставка ко Дню матери – хорошие новости
Только позитивные события в завершение недели
Наш город
Москва увеличила финансовую помощь для венчурных инвесторов
Программа позволяет бизнес-ангелам компенсировать до 50% от объема вложений
Наш город
Шоу, квесты, сноуборд: что посетить на фестивале «Зима в Москве»
Где горожанам покататься на коньках или лыжах и как найти дом Деда Мороза
Умный город
Почему рекламодателям больше не нужен креатив
Ведущим фактором для них становится цена
Культурный город
Куда пойти в выходные 23–24 ноября
Самые интересные события в Москве
Наш город
Зима в столице: новый мегапроект объединит все сезонные события и праздники
Москвичей ждут гастрономические фестивали, музыкальные и театральные вечера и многое другое
Наш город
Метрополис: завершаются работы во втором вестибюле станции «Физтех»
Три новые пересадки сделают станции БКЛ доступнее
Наш город
Рядом Сиреневый сад: в Гольянове появился новый жилой квартал
Почти 2500 человек улучшат жилищные условия по программе реновации
Городская недвижимость / Мнение
Систему перекосило – как возник «потребительский терроризм» в стройотрасли
Нормы, которые нельзя учесть при массовом возведении жилья, нужно пересмотреть
Гараж
Современная классика: чем удивил отечественный седан «Москвич 6»
Автомобиль имеет строгий дизайн, хорошую медиасистему и отлично управляется
Наш город
Финансовая грамота: в 214 школах Москвы открыты предпринимательские классы
Более 10 000 подростков знакомятся с особенностями создания и ведения бизнеса
Наш город
Анастасия Ракова: «Доверие построить гораздо сложнее, чем новые больницы»
Заместитель мэра Москвы по вопросам социального развития – о новых стандартах оказания медицинской помощи
Наш город
Опять первая: Москва стала лидером по количеству музеев среди мегаполисов
Столица вошла в топ-30 в общем зачете рейтинга Global Cities Index 2024
Наш город
Сто лет тому вперед: как в Москве улучшают качество жизни пожилых горожан
Каждый пятый житель столицы старшего возраста поучаствовал в программе «Московское долголетие»