Вход в прекрасное: как «Мосбилет» стал цифровым профилем культурной Москвы
Новый сервис упростил доступ к театрам и помог в борьбе с перекупщиками билетовВ сфере культуры столицы создана целая экосистема удобных онлайн-сервисов, которые позволяют горожанам быть в курсе событий, помогают в организации их досуга и упрощают взаимодействие с театрами, музеями, библиотеками, досуговыми центрами. К единому читательскому билету, порталу «Узнай Москву», сервису аренды городских пространств «Вместе с культурой» с марта 2025 г. добавился «Мосбилет».
Новый цифровой сервис, объединивший лучшие культурные площадки Москвы и предоставивший пользователям удобную систему покупки билетов, становится все более востребованным. В мае «Мосбилет» посетили 4 млн раз, что на 19% больше, чем в апреле, а всего с момента запуска на начало июня в сервисе было зарегистрировано 8 млн посещений, сообщили «Ведомости. Москва – 2030» в департаменте информационных технологий столицы.
Вся культурная столица на одной платформе
В «Мосбилете» собраны лучшие мероприятия учреждений культуры столицы, отмечал сразу после запуска сервиса руководитель столичного департамента культуры Алексей Фурсин. Здесь представлены анонсы самых ожидаемых событий, премьер сезона, мероприятий городских фестивалей, выставок, спектаклей и концертов, рекомендации от известных деятелей культуры и искусства.
Благодаря постоянному развитию в сервисе появляются новые опции, которые делают его еще более удобным и привлекательным для пользователей. Так, для поиска ближайших мероприятий, бесплатных событий или тех, на которые можно прийти с детьми, можно использовать фильтры. Со временем стали доступны тематические подборки, включая театральные премьеры, культурные события, приуроченные к знаковым датам, и проч. Также в «Мосбилете» реализована возможность получать персональные рекомендации по интересам, указав интересующие типы мероприятий: концерты, выставки, спектакли, спортивные соревнования и т. д.
По данным департамента информационных технологий столицы, с марта по май 2025 г. чаще всего пользователи интересовались спектаклями – почти 64% посещений. Также спрос был на выставки (6,7%), события «Московской музейной недели» (4,1%). Среди частых запросов также были экскурсии, билеты в зоопарк, мероприятия к 80-летию Победы и в рамках Дней культурного наследия, а также расписание мастер-классов.
Перекупщиков стало меньше
Удобство и быстроту покупки билетов в сервисе «Мосбилет», а также простую и понятную систему их переоформления и возврата москвичи по достоинству смогли оценить после того, как в столице начали действовать новые правила посещения театров и концертных площадок. С 15 марта 2025 г. пройти в театры и концертные залы, подведомственные столичному департаменту культуры, можно только по одному из 16 документов из утвержденного перечня. Продажа билетов на мероприятия по новым правилам стартовала в декабре 2024 г.
Решение о запуске пилотного проекта было принято по двум причинам – борьба со спекулянтами и безопасность зрителей, подчеркнули в столичном департаменте культуры. Проверка документов при входе на площадку является одной из мер повышения безопасности мероприятий, а покупка билетов с их привязкой к документам в целом, и с использованием Mos ID в частности, делает невозможной их передачу без переоформления.
«Перекупщиков действительно стало меньше. И наши данные, и обратная связь от руководителей наших учреждений показывают, что перестали выкупаться крупные партии билетов сразу после размещения их в продаже, которые, очевидно, раньше забирали перекупщики. То есть билеты покупают непосредственно зрители, а не те, кто на этом наживается», – подчеркнул в разговоре с «Ведомости. Москва – 2030» Фурсин.
При этом руководитель столичного департамента культуры отметил, что на конец мая 2025 г. посещаемость московских театров выросла на 7% в сравнении с аналогичным периодом 2024 г., а выручка увеличилась почти на 20%: «Сегодня можно уже с уверенностью сказать, что адаптация зрителей к новым правилам покупки билетов завершена».
Новые возможности для театров
Москвичи и гости столицы получили отличный инструмент для покупки билетов без скрытых наценок и сервисных сборов, сходятся во мнении опрошенные «Ведомости. Москва – 2030» руководители театров Москвы, оценивая эффективность «Мосбилета». По их словам, сервис довольно простой и удобный в использовании и, кроме всего прочего, он предоставляет новые возможности купившим билеты: к примеру, проход в здания театров по QR-коду. Плюсом к этому идут актуальная афиша мероприятий, лаконичный дизайн сайта с интуитивной навигацией, возможность купить билет в подарок – даритель выбирает в сервисе конкретный спектакль, дату и место в зале, а получатель сам вводит свои персональные данные перед посещением.
«Купленные через сервис «Мосбилет» билеты позволяют сэкономить время на вход в театр и упрощают проверку документов у зрителей, а также, что немаловажно, позволяют повысить уровень защиты от мошенников и перекупщиков. Тем самым культурные мероприятия становятся более доступными для всех желающих», – рассказал «Ведомости. Москва – 2030» директор Московского академического театра сатиры Павел Нестратов. При этом он отметил, что после введения пилотного проекта команда театра ведет активную работу по информированию зрителей о новых правилах приобретения билетов и делает все, чтобы минимизировать риск возникновения очередей на входе. В частности, двери театра теперь распахиваются для зрителей на полчаса раньше, чем обычно, – в 17.30.
Билет в несколько кликов
1. Приобрести билет на любое заинтересовавшее мероприятие в Москве с помощью сервиса «Мосбилет» можно всего за несколько кликов. Удобнее всего это делать с использованием Mos ID – аккаунта на портале mos.ru. Если у пользователя стандартная или полная учетная запись, то вводить ФИО и номер документа, подтверждающего личность, не потребуется – эта информация подгрузится в обязательные поля автоматически из личного кабинета. Если учетная запись упрощенная, то персональные данные надо внести самостоятельно.
2. Если билет приобретен онлайн с помощью Mos ID, в городских приложениях «Госуслуги Москвы», «Моя Москва» и «Мой id» будет доступен его QR-код. Его можно показать контролеру при посещении мероприятий по новым правилам, тогда предъявлять документ не понадобится, отметили в столичном департаменте информационных технологий.
3. Также не требуется на входе на мероприятие показывать документы на детей до 14 лет, если они посещают учреждение с родителями, классным руководителем или другим взрослым. На «Мосбилете» упрощена система покупки детского билета: достаточно указать ФИО и дату рождения, полный объем данных необходимо вносить только сопровождающему взрослому.
«Зрители лояльно отнеслись к нововведениям – к оформлению именных билетов, входу в театры по документам или QR-коду, и за все время работы по новым правилам, играя спектакли на двух площадках при полных залах, мы ни разу не столкнулись с негативом. Со своей стороны, мы с пониманием относимся к ситуациям, когда необходимо переоформить или вернуть билет, и всегда идем навстречу зрителю», – поделился с «Ведомости. Москва – 2030» директор Московского еврейского театра «Шалом» Андрей Соколов.
Директор Московского драматического театра «Модернъ» Александр Бениш считает, что «Мосбилет» удобен не только зрителям: «Для театров это еще одна платформа для продаж, возможность повышать узнаваемость и собирать данные, что помогает выстраивать более точные коммуникации с аудиторией. Мы рассматриваем этот канал как перспективный и продолжаем работать над тем, чтобы театр был более заметен в системе». Он также добавил, что отличным инструментом для привлечения новых зрителей является функция покупки подарочных билетов через сервис, которая все больше пользуется популярностью, особенно перед праздниками и важными событиями.
«Мосбилет» создается здесь и сейчас, учитывая потребности театров, и у театральных менеджеров есть уникальная возможность принимать активное участие в его становлении, применяя свою экспертность и опыт работы», – резюмировал Соколов.