В Москве продолжится масштабное благоустройство до 2030 года
Сергей Собянин рассказал, какие изменения ждут столицуСтратегия повышения качества городской среды до 2030 г. в Москве предполагает масштабное благоустройство общественных пространств – улиц, площадей, набережных, парков, дворов, а также модернизацию освещения. «Ведомости. Москва-2030» разбирались, что именно мэрия столицы намерена изменить в ближайшие годы.
Москва – один из самых благоустроенных городов России и может соперничать со многими крупными мегаполисами мира в вопросах комфортной городской среды. На благоустройство столицы власти не жалеют усилий и средств. Недавно мэр Москвы Сергей Собянин представил стратегию повышения качества городской среды до 2030 г. Теперь мэрия столицы наметила новые цели по обновлению городской среды до 2030 г. – комплексное благоустройство и постоянное обновление ранее выполненных проектов. Для этого планируется привлекать к работе лучших специалистов-дизайнеров, использовать качественные и долговечные материалы, а при работах использовать современные технологии.
«Благодаря расширению тротуаров и ликвидации хаотичной парковки улицы возвращаются москвичам. Число пешеходов после благоустройства растет в 1,5–2, а на многих центральных улицах даже в 4 раза», – говорится в блоге Собянина. Именно так поступили, например, на ул. Никольской, Биржевой площади и Кузнецком Мосту и в других общественных пространствах в центре города. При этом власти хотят соблюсти баланс между интересами пешеходов и автомобилистов.
С 2011 г. обновлено 825 улиц и площадей. Но это только 18% от общего числа улиц в старых границах Москвы (всего их 4504). 1 июля 2012 г. к городу присоединили территории, получившие название «новая Москва». Это было самое крупное административное расширение границ столицы: площадь присоединенной территории составила 148 000 га. В нее вошли нынешний Троицкий и Новомосковский административные округа.
В блоге Собянина отмечается, что власти столицы разработают программу благоустройства всех московских улиц. Несмотря на то что большинство из них находятся в хорошем состоянии и на многих проводился точечный ремонт или благоустройство, планируется обновлять их комплексно. В этом году часть работ уже проходила именно по такой модели в некоторых районах столицы.
Территории благоустраиваются от фасада здания на одной стороне улицы до фасада здания на другой стороне. Обновляется дорожное полотно, обустраиваются подходы и подъезды к жилым домам, новые пешеходные переходы, места для отдыха, устанавливаются современные остановочные павильоны, стелы навигации и другие элементы городской среды.
«В общей сложности с 2024 по 2028 г. планируем привести в порядок 3679 улиц в старых границах Москвы. Аналогичные проекты будут реализованы и в новых районах города», – пообещал Собянин в блоге. Кроме этого запланировано обновление транспортной инфраструктуры. В частности, ремонт предстоит на 19 основных вылетных магистралях, которые ведут из центра города за его пределы, затем переходя в скоростную, зачастую бессветофорную, трассу.
Также власти столицы намерены проводить реконструкцию и благоустройство территорий, где уже проходили подобные работы 8 или 10 лет назад, – обновить то, что обветшало, провести озеленение, отремонтировать фасады домов и сделать художественную подсветку зданий.
«Один из главных трендов и ориентиров не только в благоустройстве, а в городском планировании в целом – тренд на связность, – отметила в разговоре с «Ведомости. Москва 2030» директор партнерских программ CM International Ольга Ахсянова. – Пространства создают так, чтобы они были интегрированы в существующую городскую сеть». Если это двор на несколько домов или парк на несколько районов, то дорожно-тропиночная сеть и входные зоны должны быть одинаково удобны. Если создают велодорожку, то продумывают, как она будет соединена с уже существующими веломаршрутами, куда по ней можно доехать и где оставить свой велосипед. «Такой подход убирает диспропорции и создает равномерное развитие городской среды», – поясняет Ахсянова.
Отдельные планы – по набережным. У Москвы-реки их 78. Набережные составляют 174 км береговой линии от Строгина до Капотни. В 2010–2023 гг. власти столицы благоустроили 42 набережные главной городской реки и создали в центре города удобные пешеходные маршруты. Но, пожалуй, самые разительные перемены произошли в нижнем течении реки, где неуютные, заболоченные и захламленные берега превратились в новые городские парки – «Братеевскую пойму», парк 850-летия Москвы и парк на набережной Москвы-реки в Капотне. До 2030 г. мэрия намерена привести в порядок еще 36 набережных, часть из которых, по сути, будет создана заново в ходе реорганизации промзон, расположенных на берегах Москвы-реки.
«Реорганизация промзон может существенно изменить облик и функциональность городской среды. Создание новых общественных пространств и рекреационных зон способствует привлечению людей, улучшает экологическую обстановку и создает условия для развития бизнеса. Инвестиции в инфраструктуру и благоустройство этих территорий могут привести к повышению уровня жизни в городе», – объясняет директор партнерских программ CM International.
Самые крупные проекты реконструкции набережных – реабилитация и благоустройство части природно-исторического парка «Москворецкий», а именно наиболее востребованных пространств Большого и Малого Строгинских затонов, а также участка от МКАД до Строгинского моста, музея-заповедника «Коломенское» и Парка Горького. Также в верхнем течении второй московской реки будет создан один из лучших московских парков – парк «Яуза». А в нижнем течении власти столицы обновят гранитные набережные.
Кроме того, до 2030 г. планируется реализовать программу по реабилитации более 130 водных объектов. Это позволит улучшить экологию и создать новые места отдыха у воды во многих районах города – с пляжами, пунктами проката, удобными подходами и подъездами, а также другой необходимой инфраструктурой.
Парки – отдельная строка благоустройства. С 2011 по 2023 г. мэрия Москвы привела в порядок, выполнила работы по реабилитации и создала заново более 1000 парков и скверов – от «Зарядья» и до небольших зеленых территорий в самых разных уголках Москвы.
Один из главных парковых проектов в ближайшем будущем – обновление больших московских парков, где благоустройство прошло около 10–12 лет назад. Работы уже идут в Парке Горького, Сокольниках и Коломенском. На очереди Измайловский парк, Кузьминки-Люблино и Фили. В парках планируется организовывать пространства для зимнего и летнего отдыха – летние бассейны и пляжи, зимние катки, уникальные детские и спортивные площадки, концертные площадки, общепит и др.
Ахсянова считает, что парки, которые ранее уже благоустраивали, действительно нуждаются в обновлении. По ее словам, 10 лет – существенный срок, особенно для общественного пространства. «Дорогами, лавочками, урнами ежедневно пользуются тысячи людей. Поэтому их обновление происходит намного чаще, ведь это та базовая инфраструктура, которая создает минимальный уровень комфорта в общественном пространстве», – поясняет Ахсянова.
Обновление спортивных, детских площадок должно проходить не только при достижении определенного уровня износа, но также с учетом современных достижений и трендов, отмечает эксперт. То же самое, продолжает она, касается и точек притяжения. Например, зоны у воды, лектории или кинотеатры под открытым небом, катки, концертные площадки должны отвечать на современные запросы и меняться не только визуально, но и концептуально. «Во времена стремительного развития технологий и общества, а соответственно, и его запросов общественные пространства, как места жизни в городе, должны быть актуальны всегда. И именно эти процессы мы наблюдаем сейчас, когда красивые и качественные пространства переосмысляют так, чтобы они были в тренде еще долгие годы вперед», – говорит Ахсянова.
Городское освещение тоже будет обновлено – как архитектурно-художественная подсветка, так и фонари. С 2011 г. власти увеличили количество фонарей примерно в 2 раза. До 2030 г. планируется добавить еще порядка 65 000 новых фонарей, чтобы не осталось «слепых» зон. Обветшавшие бетонные опоры планируется заменить более легкими и эстетичными стальными конструкциями. Также будет установлено 7000 систем контрастного освещения на пешеходных переходах, чтобы повысить безопасность на дорогах. Для экономии электроэнергии планируется использовать интеллектуальную систему управления освещением и энергоэффективное оборудование. В ближайшие шесть лет количество архитектурно-художественной подсветки увеличится с 2212 до 2777 объектов, в основном за счет зданий на вылетных магистралях за пределами центра города.
«Подсветка на вылетных магистралях и периферии может повысить безопасность и комфорт ночью. Тем не менее важно, чтобы такое освещение не было чрезмерным и гармонично сочеталось с окружающей средой», – считает Ахсянова из CM International. По ее словам, архитектурная подсветка значительно улучшает визуальную привлекательность зданий и создает атмосферу города. Она служит элементом городской навигации и выделяет знаковые объекты в городе, т. е. может выступать элементом идентичности и культурного наследия.