Москва предложила предпринимателям стать соорганизаторами летних фестивалей

Какой эффект может получить бизнес от развития событийного туризма
Пресс-служба мэра и правительства Москвы
Пресс-служба мэра и правительства Москвы

Столичные власти предложили предпринимателям стать соорганизаторами летних фестивалей. Бизнес может получить от развития событийного туризма существенный эффект.

Вернисаж на Никитском бульваре, пленэр – на Петровском, фестивали моды и красоты – на Тверском. Мастер-классы – на Южном речном вокзале, спортивные тренировки и танцы – в Нагатинском Затоне. На лето Москва станет городом-курортом с открытыми бассейнами в парках и большим количеством мероприятий. Впервые их будут создавать вместе с горожанами и бизнесом. 

В этом году столичные власти впервые привлекут предпринимателей в качестве соорганизаторов одного из самых продолжительных фестивалей в мире – «Лето в Москве. Все на улицу!». Он проходит с 1 июня по 8 сентября и будет длиться 100 дней. Фестивальные площадки появятся по всей Москве, начиная от бульваров и скверов и заканчивая такими неожиданными местами, как площадки для выгула собак (где лекции проведут кинологи и зоопсихологи). Мероприятия пройдут на 600 площадках почти в каждом районе Москвы. Ожидается, что «Лето в Москве. Все на улицу!» привлечет свыше 25 млн человек. Для сравнения: столько же туристов посетили столицу за весь прошлый год.

«Этим летом Бульварное кольцо станет пространством моды, спорта и культуры <...> На Рождественском и Страстном бульварах будут выступать уличные музыканты, на Гоголевском – играть в шахматы, а на Яузском – рисовать граффити», – анонсировал начало фестиваля в своем блоге мэр Москвы Сергей Собянин. Важной точкой притяжения станут набережные, на которых «можно будет ощутить атмосферу города-курорта», рассказал «Ведомостям» первый заместитель руководителя аппарата мэра и правительства Москвы, председатель столичного комитета по туризму Евгений Козлов. 

Московские власти предлагают жителям города и предпринимателям провести собственные мероприятия, забронировав площадку через официальный портал мэра. Это парки и усадьбы, набережные, городские пространства. У предпринимателей есть возможность найти место исходя из определенных критериев: район, площадь и формат площадки (уличная территория или помещение, шале), допустимый уровень шума, наличие удобств поблизости – от WiFi и техподдержки на месте до точек питания и сбора отходов. 

Собянин рассказывал, что на 20 мая принять участие в фестивале были готовы 500 предпринимателей. Среди них те, кто проведет детские мастер-классы по химии, занятия по йоге, вокалу и уроки танцев. Бизнес также может организовать на сценах и амфитеатрах концерты или турниры по шахматам. На других фестивальных площадках – устроить кулинарные и творческие мастер-классы, провести фитнес-зарядку, поставить цирковое или театральное представление. Это в том числе позволит бизнесу расширить свою целевую аудиторию.

Все события теплого сезона объединены под общим брендом «Лето в Москве». Это как традиционные городские фестивали – «Времена и эпохи», «Вкусы России» – и проекты – «Лето в парке», «Лето. Пляж. Московский спорт», – так и новые форматы, такие как фестиваль «Лето в Москве. Все на улицу!». Подобные масштабные проекты – пример внутригородского и событийного туризма. Развитие внутригородского туризма, как отмечает Козлов, служит катализатором благоустройства, вносит существенный вклад в экономику, а также открывает для москвичей новые грани родного города. «Событийная программа меняет облик привычных достопримечательностей и даже обычных дворов, превращая разные уголки Москвы в культурно-развлекательные площадки. Появляются новые точки притяжения – например, для семейных москвичей», – сказал он. 

Событийный же туризм влияет на развитие региона в целом и стимулирует приток туристов, говорит руководитель проектного офиса компании «ПроГород» (входит в группу ВЭБ, реализует проект «Турсхема РФ») Ксения Титова. «Разрабатывая турсхему «Из Москвы в Санкт-Петербург», мы в том числе анализировали портрет туристов, предпочитающих эту макротерриторию. Согласно данным соцопроса, масштабные культурные события – фестивали и выставки – одна из причин, влияющих на выбор направления для туристов, в том числе и иностранных, при поездке в Россию, наряду с уникальными историко-культурными и природными достопримечательностями», – добавила она. 

Для разных типов туризма характерна разная возвратность, т. е. готовность путешественников снова приехать в регион, где они уже побывали, сказала Титова. Возвратность туристов, по ее словам, – один из главных показателей эффективности развития туристического предложения, качества сервисов и инфраструктуры наряду с увеличением длительности поездок и ростом среднего чека. По данным исследований для турсхемы РФ, максимальный показатель возвратности у делового туризма – с коэффициентом 7,1, затем идут культурно-познавательный и природный (по 2,1), а на третьем месте – событийный туризм (2). Даже у горнолыжного и пляжного эти показатели существенно ниже – 1,5 и 1,4 соответственно, говорит она. Это достаточно веский довод в пользу развития событийного туризма, заключает Титова.

Кроме того, этот вид туризма позволяет создавать точки притяжения путешественников даже в прямом смысле в чистом поле, добавила она, вспоминая пример арт-объектов в Николо-Ленивце. Созданные однажды, они стали «постоянно действующим магнитом» для туристов.

Событийный туризм входит в число приоритетных сегментов в стратегии развития отрасли в Москве до 2030 г. Как отмечает Козлов, событийный туризм, по экспертным оценкам, привлечет в Москву примерно 7,3 млн гостей. «Для этого продолжим проводить и делать еще ярче фестивали. Москва – город-курорт, где к традиционным местам отдыха летом добавляются новые пляжные зоны с бассейнами в парках, на фестивальных площадках», – рассказал он.

Совокупный оборот турпотребления за счет реализации стратегии развития туризма в Москве к 2030 г. вырастет в 3,3 раза по сравнению с 2019 г. – примерно до 3,6 трлн руб. Предполагается, что в 2030 г. доля туризма в валовом региональном продукте Москвы достигнет 8%. Для сравнения: в успешный 2019 год она составляла 5,3%.

Фестивали и другие массовые мероприятия в Москве формируют повестку, ради которой туристы из других регионов приезжают в столицу, согласен соучредитель цифровой управляющей компании для отелей Domo, член генсовета «Деловой России» Дмитрий Шлопак. «Москва сейчас мощно развивается в этом направлении», – считает он.

В прошлом году столица получила беспрецедентные показатели по количеству посетивших ее российских туристов и объему оставленных ими средств, отметил Шлопак. Из 25 млн человек, приехавших в Москву, лишь 2,5 млн были иностранцами, а остальные 22,5 млн гостей столицы – туристы со всей России, пояснил он. Наметившийся тренд на рост внутреннего туризма, по мнению Шлопака, сохранится в ближайшие 5–10 лет.

Событийный туризм при этом, как заметила Титова, всегда дает возможности для развития малого и среднего бизнеса. Причем, по ее словам, это не только ресторанная отрасль и креативные индустрии, а также сфера производства сувенирной продукции, но и компании, занимающиеся поставками и эксплуатацией звукового оборудования, света, застройкой, логистикой и т. д.

В первую очередь городские фестивали ориентированы на москвичей – именно они базовые потребители, отслеживающие их проведение, говорит омбудсмен в сфере ресторанного рынка Москвы, владелец сети «Мясо & рыба» Сергей Миронов. Но за счет масштабных рекламных кампаний, которые сопровождают открытие фестивалей, есть и приток туристов, говорит он.

Столичный туризм, как отмечает Миронов, очень сильно помогает ресторанной отрасли. «Москва – город дачников, летом все уезжают на дачи. Другая часть жителей города отправляется в отпуск. Тут въездной туризм восполняет отсутствие москвичей. Никогда такого не было, чтобы столько людей приезжало к нам», – рассказал Миронов. 

Как пояснила Титова, управление «событийным календарем» помогает сглаживать сезонность, обеспечивая более равномерное распределение турпотока в течение всего года. Континентальный климат делит год на два крупных сезона. По словам Собянина, для каждого из них городские власти создают свой большой фестиваль. Например, с ноября по март в столице прошел фестиваль «Зима в Москве». Он объединил проекты «Путешествие в Рождество», «Усадьбы Москвы. Зима», «Зима в парке», «Московское чаепитие» и «Московская Масленица». Гостиничный сектор, как рассказал Шлопак, ощутил очень хороший сезонный эффект с октября 2023 г. до февраля 2024 г.: «Загрузка отелей в разы превысила обычные сезонные показатели. В рублевом эквиваленте мы также получили высокие результаты и даже перегнали 2019 г.».

Городские фестивали позитивно влияют на разные сферы городской жизни – от общественного питания до торговли. Заметный эффект получает гостиничная отрасль. При проведении мероприятий национального масштаба загрузка столичных гостиниц возрастает на 14%.

Событийный туризм – относительно новое направление, пока не являющееся массовым в масштабе страны, поэтому он должен работать на высоком среднем чеке (относительно массового пляжного или культурно-познавательного видов туризма), чтобы компенсировать бизнесу разницу в объеме спроса, считает Титова. 

Чаще всего это обеспечивается за счет того, что значительная часть посетителей массовых мероприятий – экскурсанты, а не туристы (т. е. они не останавливаются на ночевку). Это жители региона, в котором проходит событие, или гости из соседних субъектов. За счет того что им не нужно платить за номер в гостинице, а само путешествие значительно короче, их средние расходы в расчете на человека в день (еда, билеты, сувениры, развлечения) значительно выше, чем у туристов: 2850 руб. против 1570. Такие данные приводятся в аналитической части туристической схемы РФ, подготовленной «ПроГородом» в 2022 г.

Бизнесу, по словам Миронова, интересно и самостоятельно организовывать мероприятия, так как это обеспечивает дополнительный приток денег, особенно привлекательны любые крупные события. 

Идея дать возможность предпринимателям и творческим людям выбрать локацию и предложить собственную программу мероприятия поможет сформировать «комьюнити» вокруг бизнеса и привлечь новых клиентов, говорит владелец компании – производителя аксессуаров для путешествий Routemark, член московского отделения «Деловой России» Игорь Морозов. А кто-то, возможно, в перспективе придет к мысли о монетизации своего увлечения. «Многие бизнесы вырастали из хобби», – заметил он.

Самое популярное
Свободное время
Дай лыжню! В Москве подготовят 35 трасс с искусственным снегом
Там обустроят раздевалки, пункты проката и горячего питания
Наш город
Отдых на воде: летом речные вокзалы Москвы перевезли более 1,5 млн пассажиров
Столица продолжит развивать экологически чистый транспорт
Наш город
Почта Деда Мороза и выставка ко Дню матери – хорошие новости
Только позитивные события в завершение недели
Наш город
Москва увеличила финансовую помощь для венчурных инвесторов
Программа позволяет бизнес-ангелам компенсировать до 50% от объема вложений
Наш город
Шоу, квесты, сноуборд: что посетить на фестивале «Зима в Москве»
Где горожанам покататься на коньках или лыжах и как найти дом Деда Мороза
Умный город
Почему рекламодателям больше не нужен креатив
Ведущим фактором для них становится цена
Культурный город
Куда пойти в выходные 23–24 ноября
Самые интересные события в Москве
Наш город
Зима в столице: новый мегапроект объединит все сезонные события и праздники
Москвичей ждут гастрономические фестивали, музыкальные и театральные вечера и многое другое
Наш город
Метрополис: завершаются работы во втором вестибюле станции «Физтех»
Три новые пересадки сделают станции БКЛ доступнее
Наш город
Рядом Сиреневый сад: в Гольянове появился новый жилой квартал
Почти 2500 человек улучшат жилищные условия по программе реновации
Городская недвижимость / Мнение
Систему перекосило – как возник «потребительский терроризм» в стройотрасли
Нормы, которые нельзя учесть при массовом возведении жилья, нужно пересмотреть
Гараж
Современная классика: чем удивил отечественный седан «Москвич 6»
Автомобиль имеет строгий дизайн, хорошую медиасистему и отлично управляется
Наш город
Финансовая грамота: в 214 школах Москвы открыты предпринимательские классы
Более 10 000 подростков знакомятся с особенностями создания и ведения бизнеса
Наш город
Анастасия Ракова: «Доверие построить гораздо сложнее, чем новые больницы»
Заместитель мэра Москвы по вопросам социального развития – о новых стандартах оказания медицинской помощи
Наш город
Опять первая: Москва стала лидером по количеству музеев среди мегаполисов
Столица вошла в топ-30 в общем зачете рейтинга Global Cities Index 2024