Москва предложила предпринимателям стать соорганизаторами летних фестивалей
Какой эффект может получить бизнес от развития событийного туризмаСтоличные власти предложили предпринимателям стать соорганизаторами летних фестивалей. Бизнес может получить от развития событийного туризма существенный эффект.
Вернисаж на Никитском бульваре, пленэр – на Петровском, фестивали моды и красоты – на Тверском. Мастер-классы – на Южном речном вокзале, спортивные тренировки и танцы – в Нагатинском Затоне. На лето Москва станет городом-курортом с открытыми бассейнами в парках и большим количеством мероприятий. Впервые их будут создавать вместе с горожанами и бизнесом.
В этом году столичные власти впервые привлекут предпринимателей в качестве соорганизаторов одного из самых продолжительных фестивалей в мире – «Лето в Москве. Все на улицу!». Он проходит с 1 июня по 8 сентября и будет длиться 100 дней. Фестивальные площадки появятся по всей Москве, начиная от бульваров и скверов и заканчивая такими неожиданными местами, как площадки для выгула собак (где лекции проведут кинологи и зоопсихологи). Мероприятия пройдут на 600 площадках почти в каждом районе Москвы. Ожидается, что «Лето в Москве. Все на улицу!» привлечет свыше 25 млн человек. Для сравнения: столько же туристов посетили столицу за весь прошлый год.
«Этим летом Бульварное кольцо станет пространством моды, спорта и культуры <...> На Рождественском и Страстном бульварах будут выступать уличные музыканты, на Гоголевском – играть в шахматы, а на Яузском – рисовать граффити», – анонсировал начало фестиваля в своем блоге мэр Москвы Сергей Собянин. Важной точкой притяжения станут набережные, на которых «можно будет ощутить атмосферу города-курорта», рассказал «Ведомостям» первый заместитель руководителя аппарата мэра и правительства Москвы, председатель столичного комитета по туризму Евгений Козлов.
Московские власти предлагают жителям города и предпринимателям провести собственные мероприятия, забронировав площадку через официальный портал мэра. Это парки и усадьбы, набережные, городские пространства. У предпринимателей есть возможность найти место исходя из определенных критериев: район, площадь и формат площадки (уличная территория или помещение, шале), допустимый уровень шума, наличие удобств поблизости – от WiFi и техподдержки на месте до точек питания и сбора отходов.
Собянин рассказывал, что на 20 мая принять участие в фестивале были готовы 500 предпринимателей. Среди них те, кто проведет детские мастер-классы по химии, занятия по йоге, вокалу и уроки танцев. Бизнес также может организовать на сценах и амфитеатрах концерты или турниры по шахматам. На других фестивальных площадках – устроить кулинарные и творческие мастер-классы, провести фитнес-зарядку, поставить цирковое или театральное представление. Это в том числе позволит бизнесу расширить свою целевую аудиторию.
Все события теплого сезона объединены под общим брендом «Лето в Москве». Это как традиционные городские фестивали – «Времена и эпохи», «Вкусы России» – и проекты – «Лето в парке», «Лето. Пляж. Московский спорт», – так и новые форматы, такие как фестиваль «Лето в Москве. Все на улицу!». Подобные масштабные проекты – пример внутригородского и событийного туризма. Развитие внутригородского туризма, как отмечает Козлов, служит катализатором благоустройства, вносит существенный вклад в экономику, а также открывает для москвичей новые грани родного города. «Событийная программа меняет облик привычных достопримечательностей и даже обычных дворов, превращая разные уголки Москвы в культурно-развлекательные площадки. Появляются новые точки притяжения – например, для семейных москвичей», – сказал он.
Событийный же туризм влияет на развитие региона в целом и стимулирует приток туристов, говорит руководитель проектного офиса компании «ПроГород» (входит в группу ВЭБ, реализует проект «Турсхема РФ») Ксения Титова. «Разрабатывая турсхему «Из Москвы в Санкт-Петербург», мы в том числе анализировали портрет туристов, предпочитающих эту макротерриторию. Согласно данным соцопроса, масштабные культурные события – фестивали и выставки – одна из причин, влияющих на выбор направления для туристов, в том числе и иностранных, при поездке в Россию, наряду с уникальными историко-культурными и природными достопримечательностями», – добавила она.
Для разных типов туризма характерна разная возвратность, т. е. готовность путешественников снова приехать в регион, где они уже побывали, сказала Титова. Возвратность туристов, по ее словам, – один из главных показателей эффективности развития туристического предложения, качества сервисов и инфраструктуры наряду с увеличением длительности поездок и ростом среднего чека. По данным исследований для турсхемы РФ, максимальный показатель возвратности у делового туризма – с коэффициентом 7,1, затем идут культурно-познавательный и природный (по 2,1), а на третьем месте – событийный туризм (2). Даже у горнолыжного и пляжного эти показатели существенно ниже – 1,5 и 1,4 соответственно, говорит она. Это достаточно веский довод в пользу развития событийного туризма, заключает Титова.
Кроме того, этот вид туризма позволяет создавать точки притяжения путешественников даже в прямом смысле в чистом поле, добавила она, вспоминая пример арт-объектов в Николо-Ленивце. Созданные однажды, они стали «постоянно действующим магнитом» для туристов.
Событийный туризм входит в число приоритетных сегментов в стратегии развития отрасли в Москве до 2030 г. Как отмечает Козлов, событийный туризм, по экспертным оценкам, привлечет в Москву примерно 7,3 млн гостей. «Для этого продолжим проводить и делать еще ярче фестивали. Москва – город-курорт, где к традиционным местам отдыха летом добавляются новые пляжные зоны с бассейнами в парках, на фестивальных площадках», – рассказал он.
Совокупный оборот турпотребления за счет реализации стратегии развития туризма в Москве к 2030 г. вырастет в 3,3 раза по сравнению с 2019 г. – примерно до 3,6 трлн руб. Предполагается, что в 2030 г. доля туризма в валовом региональном продукте Москвы достигнет 8%. Для сравнения: в успешный 2019 год она составляла 5,3%.
Фестивали и другие массовые мероприятия в Москве формируют повестку, ради которой туристы из других регионов приезжают в столицу, согласен соучредитель цифровой управляющей компании для отелей Domo, член генсовета «Деловой России» Дмитрий Шлопак. «Москва сейчас мощно развивается в этом направлении», – считает он.
В прошлом году столица получила беспрецедентные показатели по количеству посетивших ее российских туристов и объему оставленных ими средств, отметил Шлопак. Из 25 млн человек, приехавших в Москву, лишь 2,5 млн были иностранцами, а остальные 22,5 млн гостей столицы – туристы со всей России, пояснил он. Наметившийся тренд на рост внутреннего туризма, по мнению Шлопака, сохранится в ближайшие 5–10 лет.
Событийный туризм при этом, как заметила Титова, всегда дает возможности для развития малого и среднего бизнеса. Причем, по ее словам, это не только ресторанная отрасль и креативные индустрии, а также сфера производства сувенирной продукции, но и компании, занимающиеся поставками и эксплуатацией звукового оборудования, света, застройкой, логистикой и т. д.
В первую очередь городские фестивали ориентированы на москвичей – именно они базовые потребители, отслеживающие их проведение, говорит омбудсмен в сфере ресторанного рынка Москвы, владелец сети «Мясо & рыба» Сергей Миронов. Но за счет масштабных рекламных кампаний, которые сопровождают открытие фестивалей, есть и приток туристов, говорит он.
Столичный туризм, как отмечает Миронов, очень сильно помогает ресторанной отрасли. «Москва – город дачников, летом все уезжают на дачи. Другая часть жителей города отправляется в отпуск. Тут въездной туризм восполняет отсутствие москвичей. Никогда такого не было, чтобы столько людей приезжало к нам», – рассказал Миронов.
Как пояснила Титова, управление «событийным календарем» помогает сглаживать сезонность, обеспечивая более равномерное распределение турпотока в течение всего года. Континентальный климат делит год на два крупных сезона. По словам Собянина, для каждого из них городские власти создают свой большой фестиваль. Например, с ноября по март в столице прошел фестиваль «Зима в Москве». Он объединил проекты «Путешествие в Рождество», «Усадьбы Москвы. Зима», «Зима в парке», «Московское чаепитие» и «Московская Масленица». Гостиничный сектор, как рассказал Шлопак, ощутил очень хороший сезонный эффект с октября 2023 г. до февраля 2024 г.: «Загрузка отелей в разы превысила обычные сезонные показатели. В рублевом эквиваленте мы также получили высокие результаты и даже перегнали 2019 г.».
Городские фестивали позитивно влияют на разные сферы городской жизни – от общественного питания до торговли. Заметный эффект получает гостиничная отрасль. При проведении мероприятий национального масштаба загрузка столичных гостиниц возрастает на 14%.
Событийный туризм – относительно новое направление, пока не являющееся массовым в масштабе страны, поэтому он должен работать на высоком среднем чеке (относительно массового пляжного или культурно-познавательного видов туризма), чтобы компенсировать бизнесу разницу в объеме спроса, считает Титова.
Чаще всего это обеспечивается за счет того, что значительная часть посетителей массовых мероприятий – экскурсанты, а не туристы (т. е. они не останавливаются на ночевку). Это жители региона, в котором проходит событие, или гости из соседних субъектов. За счет того что им не нужно платить за номер в гостинице, а само путешествие значительно короче, их средние расходы в расчете на человека в день (еда, билеты, сувениры, развлечения) значительно выше, чем у туристов: 2850 руб. против 1570. Такие данные приводятся в аналитической части туристической схемы РФ, подготовленной «ПроГородом» в 2022 г.
Бизнесу, по словам Миронова, интересно и самостоятельно организовывать мероприятия, так как это обеспечивает дополнительный приток денег, особенно привлекательны любые крупные события.
Идея дать возможность предпринимателям и творческим людям выбрать локацию и предложить собственную программу мероприятия поможет сформировать «комьюнити» вокруг бизнеса и привлечь новых клиентов, говорит владелец компании – производителя аксессуаров для путешествий Routemark, член московского отделения «Деловой России» Игорь Морозов. А кто-то, возможно, в перспективе придет к мысли о монетизации своего увлечения. «Многие бизнесы вырастали из хобби», – заметил он.