На Тверской площади представят традиции московского гостеприимства
Там пройдет фестиваль в рамках форума-фестиваля «Территория будущего. Москва 2030»На Тверской площади в рамках форума-фестиваля «Территория будущего. Москва 2030» проходит фестиваль «Московское чаепитие», сообщается на официальном сайте форума-фестиваля. Главная задача мероприятия – показать, что в Москве настоящего и будущего место для традиций найдется всегда, уточняется в сообщении.
С понедельника по четверг в рамках «Московского чаепития» на Тверской площади будут идти кинопоказы и мастер-классы, а с пятницы по воскресенье – театрализованные представления, танцевальные флешмобы, интерактивные лекции и экскурсии по чайным точкам Москвы. Фестивальная площадка работает с 12.00 до 22.00. Вход свободный, регистрация не требуется. Ограничений по возрасту гостей нет.
Планы на рекорд
Форум-фестиваль «Территория будущего. Москва 2030» пройдет в столице с 1 августа по 8 сентября и охватит все сферы городской жизни. 2030 год – это дата, на которую ориентированы принятые планы на будущее столицы. Это программы и стратегии развития градостроительства, транспорта, здравоохранения, образования, туризма и других сфер. Посетители форума-фестиваля увидят воплощение стратегий развития Москвы и узнают о современных достижениях города.
Тверская площадь будет одной из флагманских площадок фестиваля. Тема московского гостеприимства – это не только про традиции чаепития и домашние встречи с семьей или друзьями, но и про то, как в целом город принимает гостей – туристов. Сфера туризма в столице активно растет – о некоторых проектах мэр Сергей Собянин уже рассказал в своем блоге.
В частности, мэр поделился программой развития туризма в Москве до 2030 г. Собянин уточнил, что реализация программы развития туризма Москвы станет существенным вкладом в решение задачи, поставленной в феврале президентом в ходе послания к Федеральному собранию, – увеличить туристический поток в стране к 2030 г. вдвое до 140 млн человек ежегодно.
На долю Москвы от общего количества туристов в стране к этому времени будет приходиться от 35 до 40% – до 52 млн человек в год, прогнозирует Собянин. Также каждый год столица будет принимать около 20 млн экскурсантов – гостей, которые приезжают на один день и не остаются с ночевкой, уточнил мэр.
Собянин ожидает, что туристическая индустрия укрепит свои позиции в качестве драйвера экономики Москвы. Эксперты прогнозируют рост выручки отрасли к 2030 г. в 2,7 раза – она достигнет более 3,5 трлн руб. Вклад в валовой региональный продукт (ВРП) Москвы на том же горизонте составит до 8%, а объем средств, поступающих в бюджет от туризма, составит 500 млрд руб., приводит мэр оценки экспертов в своем сообщении.
По итогам 2023 г. общее число туристов, посетивших столицу, составило 24,5 млн, уточнил Собянин. Поступления в налоговый бюджет города от туризма составили 178,5 млрд руб., подчеркивается в его сообщении. Пик роста туристической отрасли в столице был зафиксирован в 2019 г. – Москва приняла рекордные 25,1 млн гостей, из них 5,7 млн человек прибыли из-за рубежа, напомнил мэр. От туризма в бюджет города в 2019 г. поступило 147 млрд руб. налогов, доля отрасли в ВРП составила 5,3%. Самый стремительный рост туризма в Москве фиксировался с 2011 по 2019 г. – среднегодовой темп увеличения туристического потока в этот период составлял рекордные 7,2%. Для сравнения: рост турпотока в мире в целом в тот же период был в 1,5 раза ниже – 4,6%, отметил Собянин.
Пандемия и беспрецедентные санкции могли стать катастрофичными для отрасли, но столица выдержала удар и готова к дальнейшему росту, подчеркнул мэр. Динамика развития туризма в Москве вернулась к росту после пандемии, согласилась доцент кафедры корпоративных финансов и корпоративного управления Финансового университета при правительстве России Ольга Борисова. Она объяснила, что главными причинами восстановления сферы стали снятие ограничений на передвижение и посещение общественных мест, увеличение количества посещаемых туристами мероприятий и рост доли внутреннего туризма. Спрос на путешествия внутри страны увеличился из-за сложностей в организации зарубежных поездок, а также их значительного удорожания, уточнил руководитель визовой туристической компании Visasam.ru Борис Соколов. Еще одной причиной восстановления турпотока в Москве он считает постепенную переориентацию на внешнем рынке – в российскую столицу стало приезжать гораздо больше туристов из дружественных стран, которые заменили большую часть европейцев.
На восстановление динамики развития туризма в Москве также указывают финансовые отчетности авиакомпаний, которые недавно находились на грани банкротства (например, «Победа» и «Уральские авиалинии»), а также нагрузка на гостиничных операторов, добавила управляющий партнер и основатель компании «Премьер туризм» Камила Велибекова. Первые зафиксировали рост прибыли, а вторые – рекордные уровни нагрузки, уточнила эксперт. «Победа» по итогам 2023 г. получила чистую прибыль по российским стандартам бухгалтерского учета в размере 21,3 млрд руб., тогда как по итогам 2020 г. показатель составлял 1,4 млрд руб. «Уральские авиалинии» 2020 г. завершили с чистым убытком в размере 5,9 млрд руб., в 2023 г. авиакомпания получила чистую прибыль в 17,1 млрд руб. Нагрузка на гостиницы столицы в 2023 г. составила 73% против 78% по итогам 2019 г. В 2020 г. показатель обрушился вдвое г/г – до 37%, отмечается в исследовании рынка отельного бизнеса Москвы консалтинговой компании NF Group.
Индустрия туризма и гостеприимства в Москве охватывает более 50 отраслей. Для достижения поставленных целей развитие отрасли должно идти в сотрудничестве с бизнесом, уверен Собянин. Основным драйвером до 2030 г. будет оставаться внутренний туризм, уточнил мэр. На этом горизонте число гостей Москвы среди жителей других регионов России увеличится почти вдвое до 46 млн человек, прогнозирует Собянин. Он надеется, что через шесть лет каждый россиянин сможет сказать, что хотя бы один раз побывал в столице.
Москва опирается на внутренний туризм, так как он более устойчив к колебаниям экономической и политической конъюнктуры, уточнил Собянин. Но в то же время столица остается открытой для гостей из других стран и рассчитывает, что к 2030 г. количество иностранных туристов вырастет до 6 млн. Большую их часть будут составлять жители стран СНГ, Ближнего Востока, а также Азиатско-Тихоокеанского региона.
Состав турпотока
Туристический поток в Москву к 2030 г. на 46% будет состоять из культурно-познавательных и развлекательных поездок, отмечается в блоге Собянина. Еще 14% спроса будет приходиться на событийный туризм, 15% – на деловой, 11% – на образовательный, 3% – на медицинский. Также 11% туристического спроса эксперты отводят на прочие цели, подчеркивается в сообщении мэра. Соответственно, к 2030 г. число туристов, которые приезжают в столицу с культурно-познавательными и развлекательными целями, достигнет 24 млн человек в год. Число тех, кто отправится в столицу ради фестивалей и других событий, составит 7,3 млн человек. С деловыми поездками в Москву будут приезжать 8 млн человек, на учебу – 5,8 млн, на лечение – 1,6 млн, с прочими целями – 5,3 млн.
Среди ключевых планов столицы – развитие проектов на культурных и исторических площадках, в том числе расширение географии фестиваля «Усадьбы Москвы», отметил Собянин. Также ожидается, что новыми точками притяжения туристов с детьми станут парк развлечений «Тайный город» и кинопарк «Москино» в новой Москве. Правительство Москвы также продолжит проводить фестивали из цикла «Московские сезоны» – «Путешествие в Рождество», «Времена и эпохи», «Пасхальный дар», «Вкусы России», «Московская весна», – а также празднование Дня города. Каждое из этих событий притягивает миллионы гостей, добавил Собянин. «Московское чаепитие», а также «Московский завтрак» помогут туристам проникнуться традициями гостеприимства в столице, ожидает мэр.
Если в столице удастся построить больше аквапарков и открытых бассейнов, которые будут доступны туристам, – это привлечет дополнительный поток людей, считает Соколов. Одним из важнейших факторов для отдыха в Москве летом он считает развитие пляжных развлечений. Программа развития туризма в столице до 2030 г. учитывает этот фактор – она предполагает открытие новых пляжей. Велибекова рекомендует увеличить количество фестивалей и праздников в столице для успешного развития событийного туризма. Это поможет не только привлечь в город больше гостей, но и объединить москвичей, предполагает эксперт.
Для развития делового туризма Москва планирует проводить больше профессиональных форумов, конференций и выставок. В том числе столица собирается начать программу амбассадоров для привлечения в Москву мегасобытий и организации мероприятий в рамках БРИКС, ЕАЭС и ШОС. Еще в планах – построить Международный конгрессно-выставочный комплекс на ВДНХ, который станет новым центром притяжения делового туризма в Москве, добавил Собянин. По оценкам экспертов правительства Москвы, уже сейчас около 40% гостей, которые посещали столицу с деловым визитом, позднее возвращаются сюда на отдых вместе с семьей.
Образовательный туризм столица будет поддерживать с помощью создания общей тематической базы образовательных курсов и программ, в которые планируется интегрировать и дополнительное образование. Также на базе технопарков и кампусов вузов Москвы появится всесезонный лагерь «Город открытий» для школьников и студентов из регионов, в котором они смогут не только учиться, но и проходить профориентацию, уточнил мэр.
Развитию медицинского туризма в Москве будет способствовать получение туроператорами международной сертификации по медицинскому туризму в соответствии с едиными стандартами работы со странами ЕАЭС, ШОС и БРИКС, добавил Собянин. Но уже сейчас в этой сфере у столицы есть большие конкурентные преимущества, так как клиники города принимают множество пациентов из других регионов без ущерба для москвичей, отметил мэр.
В целом для более эффективного и активного развития туризма в Москве стоит развивать сеть бюджетных хостелов и отелей вблизи туристических маршрутов, отметила Борисова. Она считает, что ориентироваться на потребителей со средним доходом и работать над бюджетным туристическим продуктом было бы перспективной стратегией. Также в столице важно решить проблемы с питанием в общественных заведениях для гостей из Индии, стран Ближнего Востока и других регионов с отдельными предпочтениями в пище.