Московский транспорт прирастет сетью и интеллектом
Реализация транспортной стратегии Москвы до 2030 г. должна обеспечить рост экономики городаК 2030 г. власти Москвы планируют совершить прорыв в области применения искусственного интеллекта на транспорте. Эксперты называют новую транспортную стратегию города сверхамбициозной, но выполнимой.
Правительство Москвы подготовило программу развития московского транспорта до 2030 г. Ее цель – сделать транспортную систему основой для развития города. Эксперты называют программу сверхамбициозной и считают, что ее реализация благоприятно отразится на социально-экономических показателях города.
Что уже сделано
Развитие транспортной инфраструктуры – одна из ключевых задач для Москвы. Важно сократить время, которое москвичи ежедневно тратят на поездки. 3,3 млн человек смогут экономить до 30 минут в день или 10 часов в месяц, которые можно провести с пользой для себя и своих близких, рассказывал в своем личном блоге мэр Москвы Сергей Собянин.
По данным Росстата, по состоянию на 1 января 2024 г. постоянное население Москвы превышает 13,1 млн человек, Подмосковья – 8,6 млн человек. При этом количество пассажиров городского транспорта растет из года в год: по итогам 2023 г. доля поездок на городском транспорте достигла 68% от всего пассажиропотока, показав рост на 4 п. п. к уровню 2022 г.
Всего в 2023 г. пассажиры московского транспорта совершили 16,56 млн поездок, что на 6% выше, чем в 2022 г., отмечал заместитель мэра Москвы по транспорту Максим Ликсутов. В то же время на 5% снизилось использование личного транспорта. Во многом рост поездок на городском транспорте связан с интенсивным развитием инфраструктуры: появлением новых станций метро, открытием новых наземных маршрутов.
За 13 лет в Москве более чем в два раза выросло количество станций метро, запущены МЦК и МЦД. Сейчас количество станций суммарно достигает 430. В 2023 г. была запущена БКЛ. Каждый год обновляется подвижной состав Московского метрополитена: с 2010 г. доля составов современного поколения повысилась с порядка 13 до 75%, а средний возраст вагонов снизился в два раза – до 12 лет.
Вместе с тем существенно улучшилась ситуация на автодорогах: за 13 лет в городе построили более 1370 км автодорог, что составляет 20% от существующей сети.
В Москве внедрена интеллектуальная транспортная система, работает одна из лучших систем фотовидеофиксации в мире, которая фиксирует более 60 видов нарушений. Благодаря комплексу мер Москва остается одним из лидеров по безопасности дорожного движения в России.
Кроме того, 11 лет назад в Москве появилась сеть платных парковок, которая сейчас насчитывает порядка 95 000 мест, из них около 10% мест – для людей с инвалидностью. За счет развития инфраструктуры на 65% сократилось время поиска свободного парковочного места, а число нарушений при парковке снизилось на 64%, отмечал Ликсутов осенью 2023 г.
Чтобы автобусы не стояли в пробках, с 2010 г. в Москве стали выделять отдельные полосы движения. За 13 лет появилось 462 км выделенных полос. Для мониторинга за ситуацией на транспорте в 2013 г. был создан ситуационный центр ЦОДД (Центр организации дорожного движения).
Помимо развития традиционных видов транспорта за последнее десятилетие в Москве появились и новые способы передвижения. В 2013 г. появился городской велопрокат «Велобайк», а в 2018 г. – прокат электросамокатов. Сейчас на самокатах и велосипедах совершается около 350 000 поездок в сутки. С 2015 г. работает каршеринг (сервис краткосрочной аренды автомобилей), который обеспечивает пассажиропоток на уровне 240 000 в сутки. В 2023 г. начали работать круглогодичные регулярные речные электросуда – такого опыта нет пока ни в одном городе мира, кроме Москвы.
В летний сезон речной электротранспорт ежедневно перевозит около 4500 пассажиров.
Инвестиции окупают себя
Вложения в развитие транспортной сети нельзя назвать просто расходами бюджета, считает доцент кафедры управления транспортными комплексами Государственного университета управления Артем Меренков. По его словам, это в чистом виде инвестиции, так как затраченные денежные средства в течение многих лет будут работать на рост экономики города.
Например, в 2019 г. на тот момент заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин говорил, что на 1 руб., вложенный в развитие транспортной инфраструктуры, приходит 3 руб. внебюджетных инвестиций. «А когда строители с 4 руб. заплатили налоги, то суммарно все наши вложения в транспортную инфраструктуру окупились», – указывал он.
Кроме того, мэр Москвы Сергей Собянин отмечал, что расходы бюджета на 50% носят социальную направленность. Это подтверждает генеральный директор Агентства трансформации и развития экономики (АТРЭ) Владислав Онищенко. Он считает, что социальный сдвиг в восприятии населением общественного транспорта стал значительным достижением города. Сегодня любой человек может воспользоваться городским транспортом без ущерба для своего имиджа, подчеркивает Онищенко. К тому же использовать городскую инфраструктуру зачастую выгоднее с точки зрения сохранения времени: срок поездки стал более предсказуем и с каждым годом понемногу сокращается.
Предыдущий этап развития транспортной системы показал, что вложенные инвестиции себя окупили, считает эксперт. «Результаты финансирования не просто заметны – они очевидны. Произошел качественный скачок. Общественный транспорт преобразился внешне и перестал восприниматься как удел менее обеспеченных людей, которые не могут себе позволить иметь машину», – отмечает Онищенко.
В 2024 г. на развитие транспортной системы Москвы направят почти 20% от запланированных расходов, следует из закона о бюджете города. Приоритетом станет закупка экологически чистого электротранспорта, которая в текущем году обойдется в 86 млрд руб. Город закупит вагоны метро нового поколения, поезда для Московских центральных диаметров, электробусы и современные трамваи.
По оценке управляющего директора рейтинговой службы НРА Сергея Гришунина, с учетом проектов по строительству метро и транспортных развязок доля транспорта в бюджете Москвы в ближайшие годы вряд ли опустится ниже 15%.
Онищенко говорит, что объем вложений в транспорт в ближайшие годы запланирован на высоком уровне. Он связывает это со строительством магистральных и связующих дорог, развитием линий метрополитена, инфраструктуры наземного городского транспорта, железнодорожного сообщения в городе.
Важно, что развитие транспортной сети носит социально ориентированный характер: с 2021 г. в ТиНАО работает уникальный сервис перевозок по требованию «По пути», в конце 2022 г. он появился в Сколкове, растет охват регулярных автобусных маршрутов Троицкого и Новомосковского округа, территорий бывших промзон, отмечает эксперт.
При этом, по его мнению, в текущих условиях чиновникам стоит сместить фокус со строительства магистральных дорог и некоторых линий метро на укрепление связей уже существующей сети, например на строительство связки Калининской и Солнцевской линий.
Транспорт-2030: новый виток развития
Несмотря на достигнутые высокие результаты, замедлять развитие транспортной системы нельзя, говорится на сайте мэра Москвы. К 2030 г. население Московской агломерации (Москва и область) вырастет с текущих 21,6 млн до 23 млн человек.
«Рост населения – это необходимое условие для развития, но вместе с ростом населения будет увеличиваться и нагрузка на транспортную систему. Если мы хотим, чтобы транспортная ситуация продолжала улучшаться, ее развитие должно опережать рост населения и экономики Московской агломерации, а не плестись в хвосте», – отмечается в сообщении мэра.
На этом фоне ключевым направлением транспортной стратегии столицы до 2030 г. станет развитие рельсового каркаса – метро, МЦД и городского трамвая, причем будет существенно расширена территория работ. Они охватят весь Центральный транспортный узел (Москва, Московская область и близлежащие регионы). К 2030 г. планируется построить 48 новых станций метро и МЦД, увеличив их количество до 517, а также в 3 раза повысить связность городов Центрального транспортного узла. Предполагается, что время в пути в день сократится на 30–50%, или до 35 минут более чем для 800 000 человек.
Вместе с тем город будет участвовать в создании сети высокоскоростных магистралей, в том числе ВСМ до Санкт-Петербурга, строительство которой сократит время в пути с 4 часов 5 минут до 2 часов 15 минут.
В фокусе программы – повышение уровня комфорта и безопасности пассажиров, поэтому большое внимание уделяется современным технологиям. Уже сейчас искусственный интеллект (ИИ) глубоко интегрирован в работу московского транспорта. 100% станций метро, МЦК, «Аэроэкспресса» и регулярного речного транспорта доступно для оплаты по биометрии, 100% МКАД охвачено работой системы видеоаналитики и мониторинга транспортных потоков. Благодаря работе системы видеоаналитики «Сфера» в городском транспорте было найдено более 11 000 пропавших без вести человек, а за счет работы чат-бота «Александра» пассажиры могут получить ответы на свои вопросы мгновенно в любое время суток.
К 2030 г. московские власти планируют совершить прорыв в области использования ИИ: значительная часть парка трамваев станет беспилотными, что снизит на 27% количество непунктуальных рейсов, 100% наземной маршрутной сети будет актуализироваться автоматически с помощью предикативной аналитики на базе ИИ, более 85% перекрестков будет с видеодетекторами под управлением нейросетей, а до 30% всей навигации на транспорте станет цифровой.
В перспективе московский транспорт сможет перейти на полностью автоматический режим, не исключил Ликсутов.
По мнению Гришунина из НРА, программа развития транспорта столицы сверхамбициозна. Требуется большое количество нового подвижного состава, что с учетом ухода из России иностранных производителей добавит нагрузку на отечественного производителя – компанию «Трансмашхолдинг», а также другие предприятия по производству трамваев. Для электробусов понадобится масштабное производство аккумуляторов и зарядных станций, отмечает он.
Кроме того, пока массово не введены «безлюдные технологии», встает вопрос дефицита кадров, добавляет Онищенко из АТРЭ. «Например, каждая новая станция метро приводит к росту штата сотрудников метрополитена на 150 человек. Это очень высокий показатель, учитывая существующую проблему кадров в этой сфере», – отмечает он. Для решения этого вопроса необходимо улучшать условия труда работников транспортной отрасли, параллельно активно развивая и внедряя автоматизацию всех производственных процессов, полагает эксперт.
В целом у Москвы есть все, чтобы успешно реализовать транспортную стратегию до 2030 г., считает Меренков. Главное, по его мнению, – сфокусироваться на стратегических направлениях работы: продолжать развивать железнодорожные радиальные маршруты, электрифицировать подвижной состав (с охватом сегментов такси и каршеринга), а также цифровизировать управление транспортом в городе с выходом на индивидуальные сервисные решения для пассажиров.
Транспортная доступность
Развитие транспортной системы позитивно влияет на социально-экономические показатели города, говорит Онищенко. Например, снижается уровень вредных выбросов в окружающую среду, поскольку перевозки перестраиваются на экологически чистые виды электрического транспорта – метро, железную дорогу и электробусы, отмечает он.
Кроме того, транспортная инфраструктура способствует развитию малого бизнеса – как логистического, связанного непосредственно с доставкой и перевозкой товаров и их хранением, так и бизнеса, зависящего от доступности торговых лавок, кафе и других объектов сервиса, говорит Онищенко. По его словам, опыт крупного ритейла и торговых центров показывает, что более успешны те предприятия, которые находятся вблизи пешеходных и пассажирских потоков, т. е. вблизи станций метро и железной дороги.
Транспортная система Москвы активно улучшается, но есть зоны для развития логистики, говорит генеральный директор компании LogiX «Яков и партнеры» Андрей Павлович. Например, рост онлайн-продаж требует строительства небольших dark stores (мини-складов) для обеспечения доставки товаров населению. Сейчас сохраняется их дефицит, что приводит к потере эффективности курьерской доставки, отмечает он. При утверждении правильного плана формирования такой инфраструктуры это повысило бы эффективность курьерской доставки, уточняет эксперт.
По оценкам экспертов, вложения частного бизнеса близ новых станций метро и ж/д путей за последние несколько лет превысили 4,5 трлн руб., говорит Гришунин. Таким образом, транспортная доступность напрямую увеличивает привлекательность Москвы в качестве места для размещения торгово-офисной недвижимости, указывает он. А с учетом дальнейшего развития транспортной системы города можно ожидать, что ВРП Москвы будет расти на 2,5–3% в 2024–2026 гг., полагает эксперт.
Средства, вложенные в транспортную инфраструктуру, возвращаются в виде ВРП во всех видах экономической деятельности, добавляет президент СРО «Региональная ассоциация оценщиков» Кирилл Кулаков. Для развития производства нужны подъездные пути и маршруты общественного транспорта для рабочих, для успешного развития торговли нужен трафик потенциальных покупателей, уточняет он.
Развитая транспортная сеть – обязательное условие для комфортного передвижения людей и оперативной доставки материалов, комплектующих, готовых изделий, говорит эксперт. Только при ее расширении будет продолжаться рост экономики, заключает Кулаков.