Беспилотные трамваи и нейроперекрестки: новая модель транспорта Москвы до 2030 года
Транспортную стратегию до 2030 года правительство города покажет в ЦВЗ «Манеж»Правительство Москвы разработало программу развития московского транспорта до 2030 г. Ее цель – сделать городской транспорт для каждого еще более удобным, комфортным, безопасным и экологичным для пассажиров. Именно этой программе посвящена интерактивная экспозиция «Станция Манеж. Московский транспорт 2030», которая проходит в августе–начале сентября в ЦВЗ «Манеж». Выставка является одной из флагманских площадок форума-фестиваля «Территория будущего. Москва 2030».
Первые экспонаты встречают гостей на Манежной площади. Это новейшие поезда «Иволга 4.0», «Москва-2024» и электробус «Камаз». Любой желающий сможет зайти внутрь кабины машиниста или водителя, рассмотреть все детали, сфотографироваться.
Внутренняя экспозиция делится на две части. Обе рассказывают гостям о развитии московского транспорта сразу в трех временах – прошлом, настоящем и будущем.
Прошлое и настоящее можно увидеть в первой части под названием «Путь пассажира», которая в формате «было – стало» покажет, как город выглядел 10 лет назад и какой он сейчас. Здесь воссоздали улицы, какими они были раньше, когда входы в метро окружали торговые ларьки, остановки были оклеены рекламой, а дворы заставлены машинами. И все в натуральную величину. Гостей ждет полное погружение в атмосферу города прошлого, в том числе благодаря спецэффектам. Можно почувствовать запахи дизеля и креозота, встретить водителя маршрутки, кассира метро (в их роли выступят голограммы) и многое другое.
Здесь же посетители оценят, как изменилась повседневная жизнь горожан благодаря системному развитию столичного транспорта. Например, в локации «метро» покажут, что пришло на смену очередям в кассы, недружелюбному персоналу и рекламным стойкам возле станций: это красивые благоустроенные площади, удобные билетные терминалы, вежливый персонал, а вместо бумажных билетов и очередей – карта «Тройка» и оплата по биометрии.
Вторая часть выставки посвящена будущему транспорта – его новинкам, перспективным разработкам и планам по развитию до 2030 г. Это большая мультисенсорная зона с последними технологическими разработками. Например, здесь можно увидеть, как собирают новейшие автомобили «Москвич» с помощью гигантских роборук. Кроме того, любой желающий сможет почувствовать себя проектировщиком и создать станцию метро со своим дизайном.
А на стенде, посвященном Центру организации дорожного движения (ЦОДД), на 3D-карте в режиме реального времени можно увидеть, как курсирует в городе транспорт, работают светофоры и камеры, узнать, как ЦОДД следит за дорожной ситуацией. А еще увидеть видеоаналитику, которая покажет, какие данные поступают сотрудникам ситуационного центра, и поможет проверить свои знания правил дорожного движения.
Таким образом, в экспозиции представлено и то, что уже было сделано для развития транспортной сети, и то, что еще планируется сделать. Например, за 13 лет в Москве более чем в 2 раза выросло количество станций метро, запущены Московское центральное кольцо (МЦК) и Московские центральные диаметры (МЦД). Сейчас количество станций суммарно достигает 430. В 2023 г. была запущена Большая кольцевая линия – самое длинное метрокольцо в мире. Каждый год обновляется подвижной состав Московского метрополитена: с 2010 г. доля составов современного поколения повысилась с порядка 13 до 75%, а средний возраст вагонов снизился в 2 раза – до 12 лет.
Развитие транспортной системы, ориентированной на комфорт жителей и гостей города, – задача любого современного мегаполиса, считает заведующий кафедрой предпринимательства и логистики РЭУ им. Плеханова Дмитрий Завьялов.
По его словам, за последние 10 лет Москве удалось достигнуть серьезного прогресса по большинству показателей эффективности транспортной системы. Например, время в пути от МКАД до центра сократилось с 67 до 55 мин. Мероприятия новой программы позволят выиграть еще почти 10 мин, что является впечатляющим показателем, подчеркивает он.
Москва – один из лидеров по эффективному развитию транспортной системы в мире, считает генеральный директор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Наличие разных видов транспорта, в том числе рельсового, автодорожного, водного, создает качественную городскую среду и существенно сокращает время в дороге.
«По поручению мэра Москвы Сергея Собянина мы открываем выставку «Станция Манеж. Московский транспорт 2030». Она состоит из трех частей, которые посвящены прошлому, настоящему и будущему транспорта столицы. С помощью интерактивных экспонатов гости смогут больше узнать о работе транспорта сегодня и заглянуть в 2030 г. Часть экспозиции рассказывает о заводе «Москвич» и проекте президента России Владимира Путина – ВСМ-1. Работает большая зона для детей. Всех ждем. Приходите семьями!» – сообщил в Telegram-канале дептранса Москвы заммэра столицы Максим Ликсутов. Все площадки будут посвящены развитию железнодорожного, речного и беспилотного транспорта, электромобилям и электробусам, а также технологиям будущего, уточнил он.
Московский транспорт – 2030: фокус на рельсовый каркас и нейросети
К 2030 г. население Московской агломерации (Москва и область) может вырасти с текущих 21,6 млн до 23 млн человек, отмечал мэр Москвы Сергей Собянин. Поэтому, по его словам, ключевым направлением транспортной стратегии столицы до 2030 г. станет развитие рельсового каркаса – метро, городского трамвая, Центрального транспортного узла (ЦТУ) и МЦД. Сейчас ЦТУ объединяет столицу с другими городами страны железнодорожным транспортом, который в будущем станет быстрее, надежнее и современнее. В состав узла входит 11 регионов – это Москва, Московская, Тульская, Владимирская, Ивановская, Смоленская, Тверская, Ярославская, Рязанская, Калужская и Костромская области.
Согласно данным сайта мэра Москвы, между регионами, которые охватывает ЦТУ, совершается почти 75% всех пригородных перевозок России. Суммарно ЦТУ обеспечивает 31% российского ВВП (29 трлн руб.). Поэтому его развитие особенно важно как для столицы, так и для близлежащих регионов. За счет мер федеральной программы развития ЦТУ пассажиры будут тратить до 6 раз меньше времени на ожидание поезда в регионах, а сами поезда будут ездить быстрее на 25%. Вместе с тем к 2030 г. планируется построить 48 новых станций метро и МЦД, увеличив их количество до 517.
По мнению Завьялова, развитие рельсового каркаса позволит улучшить показатели по скорости движения на улично-дорожной сети, повысить удовлетворенность городским транспортом, а значит, и его долю в транспортном потоке. По его словам, для таких мегаполисов, как Москва, желательно иметь соотношение между общественным и личным транспортом 75 к 25. Новая программа позволит сдержать количество автомобилей на улицах города в рамках комфортных значений: сейчас оно составляет примерно 2,8 млн транспортных средств в сутки, но без мероприятий программы есть риск роста до 3,4–3,5 млн к 2030 г., предупреждает он. Эти же меры помогут снизить аварийность на дорогах к 2030 г. на 15–17%, что с учетом роста населения и автомобилизации станет серьезным прогрессом.
Также в фокусе программы повышение уровня комфорта и безопасности пассажиров, поэтому большое внимание уделяется современным технологиям. Уже сейчас искусственный интеллект (ИИ) глубоко интегрирован в работу московского транспорта. 100% станций метро, МЦК, «Аэроэкспресса» и регулярного речного транспорта доступно для оплаты по биометрии, 100% МКАД охвачено работой системы видеоаналитики и мониторинга транспортных потоков. Благодаря работе системы видеоаналитики «Сфера» в городском транспорте было найдено более 12 000 пропавших без вести людей.
К 2030 г. московские власти планируют совершить прорыв в области использования ИИ: транспортный чат-бот Александра будет использовать нейросети, значительная часть парка трамваев станут беспилотными, что снизит на 27% количество непунктуальных рейсов, 100% наземной маршрутной сети будет актуализироваться автоматически с помощью предикативной аналитики на базе ИИ, более 85% перекрестков будет с видеодетекторами под управлением нейросетей, а до 30% всей навигации на транспорте станет цифровой.
Транспортная стратегия – 2030 обеспечит рост ВРП Москвы в среднем на 4–7% в год, а также увеличит число рабочих мест во всех сферах экономики города на 5–7%, число новых предприятий – на 3–5%, объем налоговых поступлений – на 4–6%, отмечает доцент кафедры стратегического и инновационного развития Финансового университета при правительстве РФ Михаил Хачатурян.
По его словам, рост протяженности транспортной инфраструктуры города на 100 км способствует созданию от 300 до 500 новых предпринимательских проектов в год в районах ее прохождения. Поэтому по итогам реализации транспортной стратегии численность предпринимательских проектов за следующие шесть лет может вырасти на 1800 предприятий, не исключает эксперт.
Еще больше актуальной и полезной информации можно узнать на выставке «Станция Манеж. Московский транспорт – 2030». На ней можно посетить 250 лекций, мастер-классов и выступлений известных урбанистов, транспортных экспертов, блогеров, артистов и спортсменов, а также познакомиться с IT-вакансиями на московском транспорте, пройти экспресс-собеседование и, возможно, стать частью команды транспортного комплекса.