Амиран Муцоев: «В Москве есть все для развития индустрии развлечений»
Основатель «Острова Мечты» – о том, как тематические парки улучшают городскую средуПарк развлечений «Остров Мечты» открылся в Нагатинской пойме 29 февраля 2020 г. и ровно через две недели из-за пандемии коронавируса прекратил принимать посетителей. Тем не менее после возобновления работы площадка быстро набрала популярность. С момента открытия парк посетили около 7,5 млн человек. Такие данные приводятся на сайте проекта. Сейчас парк расширяется – в планах открытие новых активностей на прилегающей территории. Как изменился «Остров Мечты» за почти пять лет и что ждет развлекательное пространство в будущем, «Ведомости. Город» обсудил с его основателем Амираном Муцоевым.
– Сегодня рынок развлечений в России – самый недооцененный сегмент отрасли. Для нашей страны тематические парки в том виде, в котором они представлены в других странах, таких как Китай, США или Япония, – новое направление, люди не привыкли проводить в них время. Если смотреть глобально, развлечения – это не только парки аттракционов, а целая индустрия со множеством разных направлений: кино, музыка, шопинг, спорт и многое другое.
В целом отрасль развлечений в России очень слабо развита, поскольку в каждом направлении очень много работы. Если бизнес сфокусируется на масштабном развитии разных векторов, то уже через пять лет мы сможем вывести индустрию на более высокий уровень. К 2028 г. мировой рынок развлечений будет оцениваться примерно в $3,4 трлн.
– «Остров Мечты» – это многосложный проект, вся команда потратила очень много сил и нервов, чтобы построить его за четыре года. Мы подготовили комплексный проект производства работ и строили все здания практически одновременно. Если бы мы делали все поочередно, то это заняло бы лет десять, но мы закончили все этапы за несколько лет.
Бюджет, который мы потратили на возведение парка тогда и сейчас, – абсолютно разные суммы: сейчас реализация обошлась бы в пять раз дороже.
– Парки внутри города ориентированы на комфорт современного человека, отчего и пользуются большей популярностью. Сегодня есть много таких примеров: «Диснейленд» в Токио, в который приезжают около 18 млн посетителей в год, Universal Studios в Осаке, дорога до которого занимает всего 15 минут из центра.
У парков развлечений в черте города много преимуществ. Во-первых, растет частота посещений: современный потребитель максимально дорожит своим временем и комфортом – так качественный отдых становится доступным. Во-вторых, такие парки выгодны самим городам: развивается инфраструктура, появляются новые рабочие места, увеличиваются доходы от туризма. Но город должен быть готов к такому проекту.
– Наш парк – частный коммерческий проект. Город с самого начала относился с особым вниманием и участием к «Острову Мечты», и мы, разумеется, это ценим.
Я и моя команда разработали проект еще до того, как получили земельный участок в 2013 г., уже тогда компания заключила соглашения с лицензиатами и потратила миллионы долларов. Когда появилась возможность представить проект, мы пришли и показали то, над чем давно работали. Так городские власти поняли, что мы можем справиться с этой задачей. Ведь любой земельный участок предоставляют под строительство конкретного объекта. Если бы мы не построили объект или делали это долго, у нас бы просто изъяли участок. Но у нас получилось, и мы в кратчайшие сроки построили самый крупный в Европе крытый парк развлечений.
В процессе разработки проекта мы преследовали несколько целей. Во-первых, мы были нацелены на улучшение качества городской среды, повышение инвестиционной привлекательности российской столицы и создание новых рабочих мест. Во-вторых, наша локация рассчитывалась и на туристов из других регионов и стран. В-третьих, мы задумывались о новой культуре, новых видах досуга для жителей Москвы и нашей страны в целом.
Для возведения тематического парка недостаточно идеи и желания. Город должен быть готов к такому проекту, быть туристически привлекательным. Мэр Москвы Сергей Собянин превратил мегаполис в центр притяжения российского туризма. Сегодня в столице созданы все условия, чтобы такие игроки, как мы, пришли и начали реализовывать масштабные проекты в сфере развлечений.
– Ключевой момент процессов – последовательность. Я знаю, что буду делать каждый год. Сегодня мне 41, и я знаю, что я буду делать в 60. Мой девиз в жизни – начинать самые сложные этапы в первую очередь. В «Острове Мечты» такой этап – это крытый парк.
В Москве погодные условия очень трудные для работы 365 дней в году. Для строительства именно крытого парка есть три причины.
Во-первых, крытый парк позволяет нам работать 12 месяцев в году: и в дождь, и в снег, и в холод, и в жару.
Во-вторых, за счет того, что парк крытый, мы можем воссоздать мир, подобный тому, который ребенок видит в мультфильмах. Например, в зоне «Отель «Трансильвания» приглушен основной свет, постоянно яркая луна, то есть за счет крытого парка мы играем со светом и звуком и передаем атмосферу самого мультика. Такие условия мы стараемся создать во всех зонах.
И самое главное: за счет крытого парка я смог собрать большую команду, которая управляла «Островом Мечты» и параллельно дала мне возможность генерировать будущие проекты. Это большой штат сотрудников: техническая служба, архитекторы, департаменты лицензирования, кинопроизводства, развлекательных программ, маркетинга, общественного питания, ИТ. Если бы я построил открытый парк, то по окончании сезона больше половины сотрудников мне пришлось бы распустить, так как было бы экономически нецелесообразно их держать. Плюс это дало мне возможность непрерывного обучения команды.
– Это уже не план, а реальность. Год назад мы приступили к строительству открытого парка развлечений на территории более 30 га. Он также будет тематизированным, разделенным на несколько частей. Всего будет пять горок, высокая башня падения, водный аттракцион с гидролифтом. Это будет обширное открытое пространство, интегрированное в крытую часть «Острова Мечты».
Мы активно развиваем нашу зону под открытым небом и постоянно открываем новые объекты. Один из них – летний кинотеатр, который стал одним из центров притяжения для москвичей в теплый сезон.
– Нам удалось освоить 100 га Нагатинской поймы, и сейчас здесь расположены более 16 объектов. У нас представлены 47 аттракционов и 10 анимационных вселенных, работает пространство городского променада с концертным залом-трансформером. Мы благоустроили и уличную зону: открыли ландшафтный парк площадью 44 га с оборудованными дорожками для прогулок, местами для отдыха и занятий спортом, детскими площадками, уличным кинотеатром. Мы приняли решение о строительстве еще двух концертных залов на территории «Острова Мечты»: один на 10 000 посадочных мест, второй – на 1300.
Кроме того, мы построили бассейный комплекс городского типа. В нем около 2000 лежаков и сложнейший волновой бассейн.
– В январе 2024 г. мы открыли новую тематическую зону «Под куполом». Мы построили фактически целый парк внутри нашего парка. Это пространство, стилизованное под ярмарочную площадь, с аттракционами, кафе, магазином сладостей.
Сейчас работаем над открытием иммерсивного аттракциона «По ту сторону цирка». Он будет занимать два этажа, а общая площадь застройки составила более 3000 кв. м.
Кстати
С февраля 2021 г. «Остров Мечты» реализует социальную программу «Мечты – детям» и тесно сотрудничает с более чем 50 благотворительными фондами и организациями. Ежемесячно компания организует бесплатное посещение аттракционов, централизованное питание групп из детских домов, благотворительных фондов, социальных учреждений. С 2021 г. «Остров Мечты» передал свыше 16 000 билетов для посещения парка развлечений. Во время пандемии 300 000 билетов получили врачи и их семьи.
– Пандемия напрямую повлияла на рынок офлайн-развлечений. Мы открыли парк и закрыли его через две недели работы. Через полгода ковидные ограничения сняли, и мы начали восстанавливаться. Москвичи и туристы массово стали покупать билеты в парк, как только закончилась пандемия: поток гостей за 2021 г. по сравнению с 2020 г. вырос почти в десять раз. События же февраля 2022 г. затронули и наш бизнес в структуре потребления среди целевой аудитории, но рынок быстро переориентировался, и мы вместе с ним. В «Остров Мечты» стали чаще приезжать люди из других городов.
– Уже сейчас есть Dream Game Center («Дрим Гейм Центр»), в который входят аркадные автоматы, компьютерный клуб, бильярд, детский городок и боулинг.
Сейчас проектируем интерактивный музей шоколада и музей истории России, с преобладанием развлекательного контента. Еще один проект – «Ночь в музее». Он также находится на стадии проектирования.
– Тематический парк – специфический проект. Можно иметь красный диплом, миллиарды долларов и успешный опыт в бизнесе, и все равно этого будет недостаточно. Успешными становятся парки, где основатель и вся команда живут проектом.
Парк развлечений – это симбиоз нескольких направлений. Строители занимаются инфраструктурой, устанавливают аттракционы. Технические службы занимаются обслуживанием и безопасностью самих аттракционов. Параллельно с ними работают и творческие подразделения. Люди, которые придумывают героев, занимаются оформлением тематических зон, создают шоу и спектакли. А еще нужны специалисты, которые следят за экономическим успехом проекта, его финансовой составляющей. Такая большая, разносторонняя команда стояла у истоков «Острова Мечты» и продолжает работать сейчас.
У нас также есть своя обучающая программа для техников и инженеров, которые устанавливают и обслуживают аттракционы. Мы сами обучаем всех технических специалистов.
Сейчас частному бизнесу создать проект подобного масштаба практически невозможно. И с точки зрения финансов, и в операционном аспекте.
– К настоящему моменту наш департамент кинопроизводства написал три сказки, создал и запатентовал 44 героя парка. Мы привлекли литераторов, мультипликаторов, художников и написали новые истории по старым сказкам.
Отдельного внимания заслуживают маскоты «Острова Мечты» – дримчики. Всего мы создали семь талисманов парка. В дальнейшем планируем написать их историю, снять полнометражный мультфильм и сделать сиквел. Я уверен, что в будущем мы станем компанией полного цикла, которая создает не только парки развлечений, но и мультики, и художественные фильмы.
– Разумеется, мы сосредоточены не только на развитии офлайн-направлений нашей деятельности. Мы активно занимаемся созданием ИТ-экосистемы. Для нас онлайн – это новый вектор бизнеса. У нас разработан интернет-магазин, готовый к запуску. В нем будет продаваться не только мерч парка, но и товары, связанные с индустрией развлечений.