Заложница Виндзоров. Какой показали принцессу Диану в фильме «Спенсер»
Как рождественские праздники с королевской семьей свели с ума принцессу Диану9 декабря в российский прокат выходит фильм чилийского режиссера Пабло Ларраина «Спенсер» о принцессе Диане. Это анти-байопик, рассказывающий о том, как королевская семья провела рождественские праздники в 1991 году и почему эти три дня довели принцессу Диану до безумия.
Проселочная дорога, принцесса Диана (Кристен Стюарт) в пиджаке «Шанель» едет на своем маленьком спортивном «Порше». В поле ее внимание привлекает пугало в кирпичного цвета куртке Barbour (любимый бренд королевской семьи). Не думая ни минуты, Диана перелезает через забор и на каблуках идет через поле к пугалу. Она забирает куртку, которую потом повесит у себя в комнате в замке.
Пабло Ларраин, режиссер фильма о вдове Кеннеди, Джеки Онассис, «Джеки» (с Натали Портман), на этот раз хотел, чтобы его фильм был «не традиционным байопиком», а скорее «похожей на басню трагедией». Он задумал снять три дня из жизни принцессы Уэльской, когда она приезжает в 1991 году в Сандрингемский дворец, чтобы встретить Рождество в кругу королевской семьи. По идее, именно эти три дня стали роковыми для брака Дианы и Чарльза. Ее сводила с ума любовница принца, и это дало серьезную трещину, как в отношениях пары, так и в ментальном состоянии Дианы, урожденной Спенсер.
Ларраин, снявший несколько критических фильмов о диктатуре в родном Чили, кажется, с первой минуты «Спенсера» настроен вывести тоталитарные привычки британской королевской семьи на чистую воду. Заготовка продуктов для рождественского меню показана в фильме сродни военной операции. Колонна камуфлированных машин, груженная военными, подвозит металлические холодильники к дворцу и строем выгружает их на кухню. «Говорите как можно тише. Они вас могут услышать!» – гласит табличка, вывешенная на кухне и обращенная к персоналу. Перед праздниками все гости Сандрингемского дворца взвешиваются – ритуал «для смеха», согласно которому за рождество все члены королевской семьи должны набрать хотя бы полтора килограмма веса (как свидетельство того, что семья вкусно поела). На всех нарядах Дианы значится пометка «P.O.W.», что конечно же, означает «Принцесса Уэльская», однако тут режиссер намекает на другую расшифровку аббревиатуры – «Prisoner of War» – «Узница войны». Все занавески во дворце днем плотно задернуты, так как за замком следят папарацци.
Диану бесят все до одного перечисленные обстоятельства. Начиная с того, что она страдает булимией, и по ночам объедается в кладовке пирожными, а потом засовывает два пальца в рот над унитазом. В связи с этим присутствовать на семейных королевских обедах ей крайне тягостно. До такой степени – что это оборачивается кошмаром, в котором она ест из супа жемчужины, висевшие до этого у нее на шее. Кроме этого, Диане является призрак Анны Болейн, которую обезглавил муж, Генрих VIII, чтобы жениться на другой. Днем она читает книгу о Болейн, и, безусловно, находит параллели с судьбой королевы. А тут еще безголовый манекен с накинутой на плечи курткой Barbour, с которым себя Диана также ассоциирует. Так кто же она – «народная принцесса», любимица всей Британии, золушка или тюремная заключенная семейства Виндзоров?
Пабло Ларраин явно намекает, что скорее последнее. Кристен Стюарт, которая на целых тринадцать сантиметров ниже реальной Дианы (и это бросается в глаза) вторит автору. Специально для этой роли она изобрела своеобразный язык, разговаривая практически на протяжении всего фильм шепотом. Говорят, Ларраин мечтал видеть в роли принцессы только Стюарт, но тут он явно промахнулся – актриса ведет себя неестественно и ни на одну минуту зритель не забывает, что перед ним не сама Диана, а Кристен Стюарт в ее роли. Надо сказать, что и «Джеки» у Ларраина был не совсем удачным фильмом – пресным, ровным, не изобретательным, в котором вдова Кеннеди говорила какие-то очень банальные вещи. Вот и у Стюарт диапазон роли не велик – «в тихом омуте черти водятся».
Сосредоточившись полностью на Диане, Ларраин не раскрывает личности ни одного из сопутствующих персонажей – ни принца Чарльза, ни королевы Елизаветы, ограничиваясь стайкой везде ее сопровождающих корги. Фильм блуждает где-то между психодрамой, хоррором и семейной историей, являясь примером типичного арт-мейнстрима. Хотя и надо отдать должное камере обладательницы премии «Сезар» Клер Матон («Маленькая мама», «Атлантика»), которая умеет сделать буквально каждую секунду красиво. Но Пабло Ларраину не удалось главное: сделать каждую секунду интересно.