Читайте также
Что слушать этой осенью: опера про Оппенгеймера и «Мастер и Маргарита» в Большом
Экоактивисты и индийские сектанты: четыре фильма фестиваля молодого кино «Короче»
Столичные власти рассчитывают к 2030 году существенно нарастить кинопроизводство

Якутский вестерн с Юрой Борисовым и другие отличные фильмы с фестиваля «Маяк»

Премьеры из его программы иногда пугают, часто смешат и, безусловно, вселяют надежду
Режиссеры фильма «Кончится лето» Владимир Мункуев и Максим Арбугаев
Режиссеры фильма «Кончится лето» Владимир Мункуев и Максим Арбугаев /Пресс-служба фестиваля «Маяк»

В начале октября в Геленджике завершился уже второй по счету фестиваль актуального российского кино «Маяк» – один из самых ярких новых киносмотров, которые пришли на смену легендарному «Кинотавру» (1990–2021 гг.). Конечно, фестивальная репутация нарабатывается годами, но по первым двум «выпускам» кажется, что пока именно «Маяку» удается лучше прочих «новичков» открывать имена и задавать тренды.

И вот главные новости из Геленджика. Во-первых, вероятно, нас ждет новая волна молодых и интересных режиссеров. Из девяти фильмов конкурса шесть – это дебюты. Можно даже сказать, что почти семь. Гран-при получила картина «Кончится лето», снятая режиссерским тандемом, и если для Владимира Мункуева это уже второй полный метр, то для документалиста Максима Арбугаева – первый.

Во-вторых, стриминговый бум не убил в начинающих режиссерах желание снимать авторское кино. Иными словами, все еще немало тех, кто вместо понятного карьерного трека выбирает искусство, что не может не радовать. Наконец, очевидно, что многим авторам тесно в фестивальном гетто. Они хотят не учить и проповедовать, а пытаются, оставаясь верными себе, разговаривать с широкой аудиторией. В подборке «Ведомости. Города» – главные фильмы «Маяка», на которые точно стоит обратить внимание всем, кто интересуется кино.

«Кончится лето»

LOOKFILM
LOOKFILM

Начать стоит, конечно, с победителя. Факт присуждения главного приза – не только знак качества. Это еще и некоторый манифест, утверждение нового тренда. И «Кончится лето» кажется значимым благодаря сразу нескольким характеристикам – и производственным, и художественным. Якутские режиссеры Мункуев и Арбугаев сняли этот фильм вместе с московскими продюсерами. А в главной роли – суперзвезда Юра Борисов («Анора», «Эпидемия»), который сейчас нарасхват и очень аккуратно выбирает новые проекты. Однако, прочитав сценарий, он согласился поехать на два месяца в экспедицию в далекие якутские леса. Наконец, «Кончится лето» – это самый настоящий вестерн, пусть и в современных декорациях.

Завязка фильма подсказана реальным случаем – «бессмысленным и беспощадным» (по авторскому определению) ограблением золотодобывающей артели, которое было настолько плохо подготовлено, что преступников взяли в считанные часы. Авторы написали сценарий, исходя из предположения – а что если героям все-таки удалось бы удариться в бега? Горе-грабителя играет как раз Юра Борисов, а его подельника поневоле, младшего брата – Макар Хлебников («Пингвины моей мамы», «Снегирь»). Фильм поначалу смешит, потом отлично играет в напряженный триллер, а в финале оборачивается античной трагедией. Жанровая, в сущности, история о маховике насилия, который легко запустить и невозможно остановить, рассказана почти в документальной манере, что создает 3D-эффект полного погружения. 

И да, картина названа в честь песни Цоя, которая дважды звучит с экрана.

Фильм выйдет в прокат 27 февраля 2025 г.

«Папа умер в субботу»

Глобус Фильм
Глобус Фильм

Еще один из фаворитов фестиваля – фильм «Папа умер в субботу», получивший в итоге приз за лучший дебют. Формально это действительно первый игровой полный метр документалистки Заки Абдрахмановой, которая, впрочем, не новичок в индустрии – среди прочего, она писала сценарий к сериалу «Пингвины моей мамы», собирала документальный материал к «Снегирю» (лучший фильм 2024 г. по версии «Золотого орла»). И уже первый собственный фильм показывает, что перед нами вполне состоявшийся режиссер, сумевший сложную тему обманчиво легко решить в форме драмеди.

Давно живущая в Москве Айко (первая главная роль Лауры Турсункановой) возвращается в родной поселок в Казахстане на похороны отца, которого запомнила тираном, – а он, оказывается, стал хорошим мужем и отцом для своей новой семьи. Айко решает остаться подольше дома с коварной целью – сокрушить кумира, объяснить всем, что они на самом деле не знали человека, которого любят.

С таким зачином могла бы получиться и гнетущая драма, но сама героиня задает светлую интонацию. Айко ведет себя как злой подросток и попеременно вызывает то сочувствие, то испанский стыд. По всеобщему мнению, Турсунканова претендовала на актерский приз, но согласно драконовскому регламенту «Маяка», победивший в номинации «Лучший дебют» (равно как и лауреат Гран-при) фильм, не может получить вторую награду.

Предварительная дата релиза – начало 2025 г.

«Джекпот»

Пресс-служба фестиваля «Маяк»
Пресс-служба фестиваля «Маяк»

Лучшим режиссером фестиваля члены жюри признали Александра Ханта, который громко заявил о себе в конце 2010-х гг. роуд-муви «Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов». Его новый фильм – черная криминальная комедия «Джекпот», на порядок более злая, чем «Витька Чеснок», и вызывает из памяти скорее Гая Ричи, Дэнни Бойла и братьев Коэн.

Главный герой – владивостокский браток Игорь (Максим Стоянов из сериалов «Черное солнце» и «На автомате»), который выжил в 1990-е, а в начале 2010-х случайно разбогател. Из-за сбоя в программе банкомат вместо пары тысяч рублей отсчитывает ему почти три миллиона. Как и в случае с героями «Кончится лето», нечестно нажитые деньги лишь обещают свободу и возможности, а на деле – тянут на дно. Ситуацию усугубляет и то, что свежеиспеченный миллионер Игорь – клинический идиот.

«Джекпот» увез с собой с «Маяка» также приз за лучшую актерскую работу. Награда особенно знаменательна тем, что Стоянов буквально пару лет назад выбился со второго плана в солисты – и почти каждую его главную роль отмечают коллеги. В прошлом году он получил приз на фестивале «Пилот» за «Черное облако», а буквально полтора месяца назад, в сентябре, на фестивале в Выборге «Окно в Европу» победила драма «Филателия», которая помимо Гран-при удостоилась и особого упоминания за актерский дуэт Стоянова и Алисы Ходжевановой.

Предварительная дата релиза – конец января 2025 г.

«Белый пароход»

Mimesis
Mimesis

«Маяк» – один из редких фестивалей, где уже второй год подряд удачных фильмов больше, чем призов. К сожалению, без наград остался еще один якутско-московский фильм – «Белый пароход» дебютантки Инги Шепелевой. Действие происходит в годы перестройки в Якутске – из служебного рвения новый директор музыкальной школы ломает непонятный ему обряд, из-за чего мир съезжает с оси и вокруг начинает твориться всякая чертовщина.

Звучит как начало хоррора, но это мистическая драма о тесной связи человека и природы, причем чрезвычайно изобретательная визуально. Буквально каждый кадр эстетически красив – за счет геометрически правильной композиции и интересной работы с цветом. Сам вещный мир фильма вполне узнаваем и не то чтобы облагорожен: кое-где шелушится краска, сиденья в актовом зале в шрамах, а здания – припорошенные снегом советские модерновые постройки.

Дата релиза пока не объявлена.

«Вечная зима»

Кинокомпания Альянс
Кинокомпания Альянс

Один из самых эмоциональных фильмов конкурса – «Вечная зима» дебютанта Николая Ларионова с прекрасными актерскими работами, который также, к сожалению, остался без наград. Это удивительно светлая и вдохновляющая драма о том, как по-разному близкие люди проживают горе.

Однажды отец семейства (Александр Робак из «Шторма») повздорил с гопниками, а те выместили злость на его сыне – и случайно убили. Место действия – уральский город, и папа – металлург, из тех мужиков, что «настолько суровы». Поэтому он не разрешает себе быть слабым и с отверткой в кармане разыскивает виновников. Мама (первая главная роль Юлии Марченко – железной леди из «Аутсорса») ищет утешения не в мести, а в ежедневных мыслях о ребенке. Она встречается с его другом, любимой девушкой, ходит по тем же местам, и порой ей мерещится до боли знакомая фигура.

1990-е обычно описываются в «горячих» терминах. Для 2000-х гг. Ларионов предлагает холодную метафору. Чувства подморожены, и вместо жизни – ожидание жизни. Зима в пространстве фильма кажется вечной – началась в октябре и никак не закончится. И хотя в финале до весны еще далеко, режиссер помогает своим героям «оттаять». В итоге оба родителя приходят к горькому принятию и находят силы жить дальше.

В прокате с 31 октября.

Самое популярное
Наш город
Схемы проезда: за три года в Москве планируется построить 259 км новых дорог
Еще в столице благоустроят четыре набережные
Горожане / Интервью
«Юмор не должен обижать»
Известный комик – об испытаниях тропиками, правилах юмора и любви к Москве
Наш город
Бум энтузиазма пройден: как экономика повлияет на рекламу в России
На совместном мероприятии Т-Банка и SkyAlliance эксперты обсудили изменения в медийной стратегии
Наш город
Лечимся с комфортом: клиники Москвы ждет масштабная модернизация
Расходы бюджета на здравоохранение с учетом ОМС составят 1,1 трлн рублей
Умный город
Старт для инноваций: как в Москве внедряют новые технологии
Больше половины пилотных тестов в рамках «Технологических конкурсов» были реализованы как решения
Наш город
Стольный град: как за четверть века изменилась ресторанная Москва
Обозреватель Александр Пигарев – о гастрономической эволюции столицы
Наш город
В Москве пройдет масштабная конференция для продавцов сферы e-commerce
Объем интернет-торговли в России в 2023 году вырос на 48%
Наш город
Власти Москвы утвердили прогноз социально-экономического развития до 2027 года
Темпы роста валового регионального продукта останутся на уровне 3%
Наш город / Галерея
Столица на стиле: как менялись модные предпочтения москвичей
За четверть века горожане прошли путь от роскоши к простоте и удобству
Наш город
Москвичи проявили интерес к моде, альпак на ВДНХ стало больше – хорошие новости
Только положительные события в завершении недели
Наш город
На юго-востоке Москвы начали строить деловой центр «Южный порт – Текстильщики»
Столица намерена реализовать крупнейший проект реорганизации бывшей промзоны
Свободное время / Галерея
Как проходит международная выставка косметики и парфюмерии InterCHARM
В этом году более 50% участников мероприятия – российские производители
Наш город
От мехов к монохрому: как за 25 лет изменилась столичная мода
Эксперт в области моды Илектра Канестри – об эволюции стиля москвичей
Городская недвижимость
Город по вертикали: почему в Москве становится больше жилых небоскребов
С конца 90-х вместе с качеством девелоперских проектов растет и высота новостроек