Джаз, бурлеск и свастика: вышел новый сезон сериала «Вавилон – Берлин» о сыщике времен нацистской Германии
Ветеран Первой мировой войны расследует запутанное дело на фоне разгула нацизмаВ октябре стартовала мировая премьера 4-го сезона сериала «Вавилон – Берлин», основанного на серии детективов современного немецкого писателя Фолькера Кучера про полицейского комиссара Гереона Рата, которому приходится расследовать преступления на фоне прихода к власти нацистов.
Новый сезон поставлен по третьему детективному роману Кучера «Гольдштейн». В нем рассказывается о новом расследовании Рата, в котором появляется загадочный гангстер Гольдштейн из Бруклина, охотник за семейной реликвией. Но детективная составляющая оказывается всего лишь незначительным частным делом на фоне грандиозной драмы в истории страны.
События четвертого сезона разворачиваются в 1931 г. Со старта в мире сериала «Вавилон – Берлин» прошло 2 года. Это трагичные для Германии времена постепенного падения Веймарской республики, обнуления парламентской демократии, массовой безработицы и небывалой нищеты в стране. Предыдущий сезон закончился крахом фондового рынка в 1929 г. 1931 год начинается беспорядками на улицах Берлина: коричневорубашечники громят еврейские магазины и избивают мирных людей при бездействии полиции.
Как и три предыдущих сезона, сериал выдержан в жанре неонуара и наделен соответствующим стилистике героем – измученным жизнью и войной, противоречивым и странным комиссаром Ратом (Фолькер Брух). В четвертом сезоне ему придется засунуть голову в самую пасть нацистского движения, из-за опасной работы под прикрытием от полицейского отвернутся самые близкие. Помощница детектива Шарлотта Риттер (Лив Лиза Фрайс), которой в предыдущем сезоне досталось мало внимания, снова выходит на первый план. В прошлом сезоне девушка осталась в одиночестве: ее старшая сестра ослепла после неудачной операции, на которой настояла Шарлотта, и семья порвала с ней. Младшая сестра Тони сбежала из дома и примкнула к одной из многочисленных банд берлинских беспризорников.
В первой серии нового сезона несколько сюжетных линий сразу же закручиваются в тугой узел. Комиссар Рат в форме штурмовика вместе с оголтелой группировкой нацистов оказывается в центре уличных беспорядков, в то время как в соседнем здании юные преступники – Тони с другом – обворовывают витрины. Полицейский на глазах Тони сбрасывает юношу с крыши магазина и забирает себе его добычу, а Шарлотта вопреки служебному долгу пытается скрыть улики, наводящие на сестру. В это время эксцентричный миллионер Альфред Ниссен (Ларс Айдингер) на новогодней вечеринке представляет чиновникам рейха свое изобретение – новое оружие. И тут же, на фоне погромов, преступности и нищеты, в Берлине открывается грандиозный танцевальный фестиваль.
Зритель сериала быстро догадывается о том, что истинный герой сериала вовсе не героический полицейский и даже не его смелая помощница, а город, в котором прямо здесь и сейчас формируется драматический путь целой нации. Создатели сериала рифмуют в названии Берлин с Вавилоном, древней столицей, которая стала символом морального падения человека. Трагическая история немецкого народа в ее самые черные времена величественно разворачивается на фоне мелких личных историй, погоней и перестрелок.
Создатели сериала не только широкими мазками рисуют картину общества, которое уже готово принять тирана и пойти за ним до конца, но и анализируют причины случившегося. Нацизм не приходит извне, он рождается в головах и, как вирус, заражает всех, кто рядом, – достаточно на секунду поверить в то, что величие дается просто по праву рождения. В эту черную воронку попадают все, кому непосчастливилось родиться в это время, и ни аристократические корни, ни большие деньги, ни политическая нейтральность больше никого не спасают. В годы глобальных потрясений невозможно остаться в стороне от исторических событий, уверены создатели сериала.
Шоураннеры сериала «Вавилон – Берлин» сознательно отказались от возможности снять свое детище на английском языке. Аутентичность сериала создается также титанической работой художников, воссозданием целых кварталов довоенного Берлина, исторических костюмов и интерьеров.
«Вавилон – Берлин» был показан в 90 странах мира. С бюджетом около 40 млн евро его первый сезон стал самым дорогим сериалом в истории немецкого кино. Режиссеры Ахим фон Боррис, Том Тыквер и Хендрик Хандлогтен поделились своими планами – они продолжат снимать сериал вплоть до событий 1933 г., когда к власти в Германии приходит Гитлер. А что касается автора книг про Гереона Рата, писателя Фолькера Кучера, то он собирается продвинуться в этой истории еще дальше и рассказать о судьбах героев вплоть до 1938 г. Он признается: для большинства главных персонажей все кончится плохо.