Царь вместо президента и роботы-городовые. Вышел новый сериал о сыщике Эрасте Фандорине
В альтернативном будущем молодой Фандорин расследует преступления тайной организацииНа «Кинопоиске» вышел сериал «Фандорин. Азазель» по мотивам знаменитого романа Бориса Акунина. Сценаристы перенесли действие в альтернативную Вселенную. Вчерашний выпускник колледжа и начинающий сыщик Эраст Фандорин живет в 2023 г. в Петербурге, порядок на улицах охраняют роботы, а страной правит император.
«Азазель». Начало
Персонажа Эраста Фандорина – гениального сыщика – придумал в 1998 г. известный в то время только в узких кругах японист и переводчик Григорий Чхартишвили. Под псевдонимом «Борис Акунин» он написал свою первую художественную книгу «Азазель» и тем самым запустил один из популярнейших детективных циклов в современной российской литературе. Сегодня Акунин – один из самых читаемых авторов в стране, а про жизнь и удивительные приключения Фандорина можно прочесть в двух десятках романов.
Роман «Азазель» рассказывает о самом первом расследовании Эраста Фандорина, юного письмоводителя московской полиции. Оно начинается с загадочного самоубийства в Александровском саду молодого отпрыска богатой фамилии, а заканчивается разоблачением могущественной тайной организации. Случайно попавший в круговорот опасных событий Фандорин не только остается жив, но и обнаруживает истину – в основном благодаря невероятному везению и вопреки здравому смыслу.
Альтернативная реальность
Детективы Акунина неоднократно экранизировали в России. Известно, что автор всегда давал согласие на экранизацию только на своих строгих условиях: во-первых, Акунин сам выбирал режиссера и исполнителя главной роли, во-вторых, писал сценарий и не допускал изменений в нем. Так было и с первой постановкой «Азазеля» – Акунин доверил ее Александру Адабашьяну, не слишком известному режиссеру, а также с «Турецким гамбитом» (режиссер Джаник Файзиев, исполнитель главной роли Егор Бероев) и с самым популярным фильмом «фандорианы» – «Статским советником» (режиссер Филипп Янковский, в главной роли Олег Меньшиков). В этом смысле новый сериал «Фандорин. Азазель» можно считать уникальным. Это первая экранизация, в сценаристах которой не указан сам Борис Акунин. Участвовал ли он в выборе режиссера и исполнителя главной роли – тоже неизвестно.
Еще одна особенность акунинских экранизаций – все их сценарии немного изменены по сравнению с книгой, чтобы зритель не знал всех хитросплетений сюжета. Но еще ни одна книга про Фандорина не претерпела таких глобальных изменений на экране, как в сериале «Фандорин. Азазель». Сценаристы перенесли оригинальное действие в 2023 г., в альтернативную Россию, где никогда не было революции и до сих пор сохранилась монархия. Не совсем понятно, зачем такой заход понадобился авторам сериала, – может быть, чтобы, с одной стороны, осовременить Фандорина, сделать его ближе к зрителям, а с другой – все-таки оставить жизнеспособными основные сюжетные линии, завязанные на службе государю и короне. В итоге зритель попадает в какую-то странную реальность, где есть царь (его играет Максим Матвеев), городовые, гусары, «русская рулетка», но в то же время по улицам ездят роботы, а молодежь переписывается в чатах, используя старинные «ѣ». Кроме того, вся история происходит не в Москве, как в книге, а в Петербурге (в сериале – Петроград), который, видимо, идеально подходит под этот странный стиль современной старины.
Авторы сериала щедро насыпали по ходу сюжета аллюзии и «пасхалки». Вот только один пример: один из персонажей – современный художник (Евгений Серзин), глава арт-группировки, внешне очень похожий на Петра Павленского, у которого грубой ниткой зашит шрам на щеке. Сама арт-группировка развлекается тем, что рисует провокационные изображения на разводящихся мостах Петербурга (как в реальности это делала арт-группа «Война»). А фамилия этого художника – Ульянов, и он потомок неудачливого революционера Владимира Ленина.
В сюжете появилась и дворцовая линия. По сериалу при дворе Николая III идет противостояние двух влиятельных партий – сторонников войны под руководством главнокомандующего императорской армией и дяди императора Михаила Романова (Игорь Черневич), а также адептов мирной политики, возглавляемых премьер-министром Дмитрием Орловым (Евгений Стычкин). Кроме того, у императора имеется романтическая линия – он влюблен в певицу и поп-звезду Амалию (Милена Радулович).
Другой Фандорин
Юный Фандорин в «Азазеле» – это еще совершенно не тот герой, который впоследствии станет культовым персонажем у читателей романов Акунина. У него даже еще нет его «фирменных» внешних примет – заикания и седых висков. Ну и, конечно, молодой Фандорин еще совершенно не обладает внутренними качествами, которые в других романах сделают его супергероем: выдающимся умом, несгибаемой волей, дедуктивным чутьем и твердым моральным кодексом. В «Азазеле» мы только наблюдаем за тем, какие жизненные обстоятельства впоследствии перекуют обычного паренька в того самого легендарного сыщика.
В «Азазеле» Эрасту всего 20 лет, он только поступил на службу в московское полицейское управление письмоводителем. Он нелеп со своими детскими представлениями о мире, смешон в своем идеализме и неловок с женским полом.
В прежних экранизациях Фандорина играли признанные красавцы российского кино: Егор Бероев, Олег Меньшиков, работал над ролью Данила Козловский (фильм с ним так и не вышел в прокат). Молодого Фандорина в новом сериале талантливо играет почти полная их физическая противоположность – Владислав Тирон, долговязый и нескладный юноша с копной непослушных волос (ранее известный разве что по второстепенной роли Матвея, помощника эксцентричного психотерапевта в сериале «Триггер»).
Сам Акунин после выхода самой первой экранизации «Азазеля» в 2002 г. подчеркивал, что жалеет о том, что оставил в фильме так много диалогов. «Длинные разговоры хороши для чтения, но не для экрана. Мне как автору было жалко расставаться с некоторыми диалогами, но это от неопытности – ведь я никогда раньше сценариев не писал», – говорил писатель в интервью «Еженедельному журналу». Действительно, из-за пресыщенности диалогами четырехсерийный фильм Адабашьяна выглядит как настоящее ретрокино: оно неспешное, немного тяжеловесное, слегка карикатурное.
В новой экранизации лишних разговоров не ведут, что добавило зрелищности и напряжения кадру, но лишило в некоторых случаях логического обоснования некоторые поступки героев. При этом наблюдать за действием, далеко вышедшим за страницы акунинского романа, все-равно любопытно: поддастся ли мягкий и нерешительный царь влиянию «партии войны», закончится ли сериал такой же трагедией, как и книга, и причем тут вообще современные художники.