Осенние выставки: чарующая Москва Юрия Пименова и отвергнутые шедевры
Куда точно стоит сходитьОсень в Москве обещает быть визуально яркой – начинают работать сразу несколько громких выставок. Самой жизнеутверждающей обещает быть ретроспектива Юрия Пименова в Новой Третьяковке. Этот художник – важнейшее имя в советском искусстве. В 1920-е он создал новую фигуративность, в 1930-е стал ярким представителем соцреализма, без него нельзя представить и период оттепели.
Нынешняя выставка Пименова – первая в Третьяковке и наиболее целостная – представляет 170 произведений живописи и графики, театральных работ и иллюстраций из собраний российских и зарубежных музеев, частных коллекций. «Мы впервые покажем многие ранние работы Пименова, в том числе и уничтоженные, восстановив их посредством воспроизведения на металлических пластинах по изображениям из каталогов и прессы того периода. Это позволит представить его творчество наиболее полно: от 1920-х до 1970-х. Конечно, встает вопрос: что дает нам право возвращать из небытия полотна, уничтоженные самим автором? Да, в 1930-е Пименов пытался редактировать свое творчество. Однако впоследствии решил, что работы 1920-х имеют право на существование. И в 1972-м Юрий Иванович повторяет потрет архитектора Андрея Бурова, созданный в 1928-м. А в 1974 г. подписывает письмо о проведении в Третьяковской галерее выставки Общества станковистов. Так что, представляя ранние работы, мы следуем его воле», – рассказывает сокуратор выставки Елена Воронович.
Наследие Пименова многогранно, но широкому зрителю он в первую очередь известен своими полотнами о Москве – воздушными, поэтичными, выполненными в импрессионистической манере и всегда запечатляющими случайные моменты из жизни города.
Пименов – великий летописец мгновения. Но всматриваясь в мимолетное, он видел в нем сущее и экзистенциальное. И эта особенность мастера делает его сегодня очень нужным нам. «Проникнутые светлым мироощущением полотна Юрия Ивановича напоминают нам о том, что человек достоин искусства радости и красоты жизни. Таков главный посыл нашей выставки. Именно этого восприятия нам так не хватает сегодня», – уверена сокуратор Наталья Чернышева.
Будучи одной из ключевых фигур социалистического реализма и собственно во многом превратив его в полноценное, серьезное направление искусства, Пименов был хорошо известен за пределами СССР – и в Третьяковке покажут его работы из зарубежных коллекций.
В Лаврушинском переулке начала работать выставка «Отвергнутые шедевры. Вызов Павла Третьякова». Экспозиция собрала вместе 20 произведений русского искусства, вызывавших неприятие у публики, расскажет, чем работы Сурикова, Перова, Куинджи и других раздражали современников, так же как нас сегодня нервирует скульптура Фишера. Тем самым еще раз позволит посмотреть на Павла Третьякова как на очень смелого коллекционера, независимого от мнения большинства.
Наверняка «хитовой» станет ретроспектива Михаила Врубеля, учитывая тот демонически-романтический ореол, который окружает автора «Демона» и «Царевны-Лебедь». Выставка запланирована на начало ноября и приурочена к 165-летию мастера.
О восприятии наших художников за границей расскажет еще одна ретроспектива – «Другие берега. Русское искусство в Нью-Йорке. 1924», которая уже открылась в Музее русского импрессионизма. Экспозиция посвящена нью-йоркской выставке 1924 г., где принимали участие Лев Бакст, Игорь Грабарь, Борис Григорьев, Михаил Ларионов, Илья Машков, Петр Кончаловский, Борис Кустодиев, Зинаида Серебрякова. Та выставка стала важным смотром русского искусства в Америке. Произведения на ней продавались, и более 90 купленных работ рассеялись по музейным и частным коллекциям всего мира.
Рабочая группа во главе с куратором Ольгой Юркиной провела полномасштабное исследование, чтобы выяснить, какие именно полотна экспонировались в Нью-Йорке и как после сложилась их судьба, эксперты изучали архивы и каталоги аукционных торгов, просматривали рецензии и отзывы в прессе того времени, вели консультации с музейными хранителями и переговоры с коллекционерами и сотрудниками аукционных домов. Некоторые произведения были открыты заново, лучше понята и выстроена связь русского искусства и западного зрителя.
Музей AZ празднует в этом году 90 лет со дня рождения еще одного выдающегося отечественного художника – шестидесятника и нонконформиста Анатолия Зверева. К юбилею была учреждена Премия Анатолия Зверева, и в середине сентября открывается выставка ее номинантов. Директор и владелец Музея AZ Наталья Опылева вместе с арт-директором Полиной Лобачевской сегодня занимаются актуализацией наследия Зверева и всех художников-шестидесятников. До 10 октября в Музее AZ в рамках выставки «А судьи кто?» можно увидеть работы членов жюри премии: Франциско Инфанте, Владимира Наседкина, Аристарха Чернышова, Сергея Браткова, Сергея Шутова и Григория Брускина.
ГМИИ им. Пушкина приглашает с 27 сентября на ретроспективу Ксении Хауснер «Правдивая ложь». Обращаясь к творчеству австрийской художницы 1951 года рождения, музей продолжает курс на соединение в своих залах нового и старого искусства. Это принципиальная позиция директора Марины Лошак. Задача музея сегодня – не просто хранить прошлое, но и обеспечивать его связь с текущим моментом. Так и осенняя Москва, возможно, покажется нам как никогда высокохудожественной, если мы присмотримся к городу так, как завещал ее главный живописец Юрий Пименов.