Читайте также
Не игрушка, а транспорт: как изменился кикшеринг в новом сезоне
Транспорт без пробок: какие изменения ждут велосипедистов Москвы в этом сезоне
Собянин рассказал о программе модернизации и развития транспорта Москвы

Кикшеринговые сервисы увеличили штрафы за нарушение правил дорожного движения

За езду в пьяном виде придется заплатить от 100 000 до 150 000 рублей
Андрей Гордеев / Ведомости
Андрей Гордеев / Ведомости

Операторы кикшеринга Whoosh, «МТС Юрент» и «Яндекс.Go» увеличили штрафы за нарушение правил пользования электросамокатами. Нововведения вступают в силу с сегодняшнего дня. Также возросли размеры штрафов за нарушения ПДД: поездки в нетрезвом виде, неспешивание на пешеходном переходе и передачу самоката ребенку. Об этом говорится в сообщении пресс-службы Ассоциации операторов микромобильности. Корреспондент «Ведомости. Города» поговорил с операторами и экспертами и узнал подробности.

В прошлом сезоне более 36,5 млн человек в России воспользовались услугами кикшеринговых сервисов. При этом, по статистике, всего 1% пользователей нарушали правила дорожного движения и внутреннего пользования СИМ (средства индивидуальной мобильности). Такие данные привела директор Ассоциации операторов микромобильности Ксения Эрдман, ее слова приводят в сообщении пресс-службы Ассоциации. Она также отметила, что хоть процент и небольшой, но он влияет как на отношение к средствам индивидуальной мобильности в целом, так и на ситуацию на дороге.

«Увеличение штрафов – это мера принудительного повышения культуры вождения и ответственности для нарушителей, которая поможет сделать электросамокаты безопаснее для всех участников дорожного движения», – добавила Эрдман. Она уточнила, что штрафы от операторов не отменяют штрафы КоАП РФ (Кодекс об административных правонарушениях), которые были приняты в прошлом году, а являются дополнением к ним (в КоАП РФ на данный момент штраф за нарушение ПДД для СИМ составляет от 800 до 1500 руб.). 

С сегодняшнего дня за передачу управления электросамокатом несовершеннолетнему во всех сервисах штраф составит 10 000 руб. За поездку с пассажиром «МТС Юрент» и Whoosh оштрафуют на 5000 руб. За аналогичное нарушение в «Яндекс.Go» сумма составит 3000 руб. за каждого дополнительного пассажира. Если водитель СИМ не спешивается на пешеходном переходе, все операторы применят к нему санкции в виде 1000 руб. Некорректная парковка, когда самокат оставлен поперек тротуара или вне зоны парковки, у всех сервисов повлечет за собой штраф в 500 руб. Как рассказали представители кикшеринговых компаний «Ведомости. Городу», выявляют нарушения по камерам видеофиксации и фото с запросами, которые присылают граждане в поддержку сервисов.

Серьезное наказание последует за управление самокатом в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. В «МТС Юрент» и Whoosh за это предусмотрен штраф 100 000 руб. У «Яндекс.Go» сумма составит 150 000 руб. Такие же санкции предусмотрены за причинение вреда здоровью или имуществу третьих лиц в результате ДТП по вине пользователя. Как отметили в сервисах, за эти правонарушения штрафы будут выписываться на основании постановления ГАИ. В зависимости от ситуации операторы также могут заблокировать аккаунт абонента на определенный срок или навсегда. Правила использования и новый вид санкций прописаны в договорах оферты с компаниями. 

Представитель Whoosh рассказал «Ведомости. Городу», что за первые четыре месяца 2024 г. пользователи Whoosh совершили 20,7 млн поездок и получили около 6000 штрафов. Половина – за неаккуратную парковку. Новые штрафы значительно превышают санкции прошлого года. Так, по данным сервиса, в 2023 г. за поездки на самокате лиц младше 18 лет пользователям грозила блокировка аккаунта. За езду вдвоем штраф составлял 800 руб. Штрафы «Яндекс.Go» за аналогичное правонарушение раньше составляли 1000 руб. за каждого пассажира, уточнили в компании. Что касается несоблюдения ПДД, это регулировалось лишь сотрудниками ГАИ, отметили операторы.

Небольшие суммы штрафов будут списываться с банковской карты пользователя, как это происходило и раньше, отметил представитель Whoosh. Он добавил, квитанции приходят человеку на почту в течение суток. При этом пользователь с неоплаченным штрафом не может начать следующую поездку. Крупные штрафы за нетрезвое вождение и ДТП и их оплату будут координировать вместе с представителями ГАИ. Если пользователь не произвел оплату в течение 14 дней с момента выписки штрафа, согласно договору оферты сервис назначает пеню в размере 0,1% за каждый день задолженности.

Член общественного совета ГУ МВД России по Москве, координатор движения «Общество синих ведерок» Петр Шкуматов уверен, что увеличение штрафов будет, «безусловно, осаждать пыл неадекватных водителей электросамокатов». Он напомнил, что, согласно правилам, принятым в прошлом году, пользователи электросамокатов приравниваются к водителям. Поэтому они должны соблюдать все имеющиеся правила и нести ответственность за свои поступки. «Наличие такой системы контроля будет стимулировать владельцев самокатов управлять ими максимально ответственно и аккуратно», – говорит Шкуматов и добавляет, что «горячие головы» никуда не денутся, но их количество из-за больших сумм штрафов станет существенно меньше.

Как отмечает Ксения Эрдман, чьи слова приводит пресс-служба Ассоциации операторов микромобильности, следующим шагом может быть организация единого реестра недобросовестных пользователей, которые систематически нарушают правила сервисов и ПДД. «Это исключит возможность «перетекания» нарушителей от одного оператора к другому», – добавляет она.

Директор Института транспортной политики НИУ ВШЭ Михаил Блинкин, в свою очередь, считает, что увеличение штрафов задачу с культурой вождения не решит. «Даже если электросамокатчики придерживаются правил, они развивают значительную скорость – гораздо большую, чем пешеходы, и при наезде могут нанести им сильный вред», – говорит эксперт и добавляет, что необходимо выделить для катания специальные территории в парках, скверах. 

Самое популярное
Наш город
Москва увеличила финансовую помощь для венчурных инвесторов
Программа позволяет бизнес-ангелам компенсировать до 50% от объема вложений
Наш город
Шоу, квесты, сноуборд: что посетить на фестивале «Зима в Москве»
Где горожанам покататься на коньках или лыжах и как найти дом Деда Мороза
Умный город
Почему рекламодателям больше не нужен креатив
Ведущим фактором для них становится цена
Культурный город
Куда пойти в выходные 23–24 ноября
Самые интересные события в Москве
Наш город
Зима в столице: новый мегапроект объединит все сезонные события и праздники
Москвичей ждут гастрономические фестивали, музыкальные и театральные вечера и многое другое
Наш город
Метрополис: завершаются работы во втором вестибюле станции «Физтех»
Три новые пересадки сделают станции БКЛ доступнее
Наш город
Рядом Сиреневый сад: в Гольянове появился новый жилой квартал
Почти 2500 человек улучшат жилищные условия по программе реновации
Городская недвижимость / Мнение
Систему перекосило – как возник «потребительский терроризм» в стройотрасли
Нормы, которые нельзя учесть при массовом возведении жилья, нужно пересмотреть
Гараж
Современная классика: чем удивил отечественный седан «Москвич 6»
Автомобиль имеет строгий дизайн, хорошую медиасистему и отлично управляется
Наш город
Финансовая грамота: в 214 школах Москвы открыты предпринимательские классы
Более 10 000 подростков знакомятся с особенностями создания и ведения бизнеса
Наш город
Анастасия Ракова: «Доверие построить гораздо сложнее, чем новые больницы»
Заместитель мэра Москвы по вопросам социального развития – о новых стандартах оказания медицинской помощи
Наш город
Опять первая: Москва стала лидером по количеству музеев среди мегаполисов
Столица вошла в топ-30 в общем зачете рейтинга Global Cities Index 2024
Наш город
Сто лет тому вперед: как в Москве улучшают качество жизни пожилых горожан
Каждый пятый житель столицы старшего возраста поучаствовал в программе «Московское долголетие»
Наш город
Теплый прием: как Москва помогает сиротам обрести семью и старших товарищей
В столице реализуется множество социальных программ для поддержки приемных родителей и их подопечных
Наш город
Соцподдержка и развитие инфраструктуры: в Москве принят бюджет на 2025–2027 годы
Ежегодные темпы роста доходов столицы в указанный период, по прогнозам, составят 6%