«Освобождение»: слишком холодная драма про рабство с опальным Уиллом Смитом
Боевик про побег раба и его выживание в болотах Луизианы тонет под грузом оскаровских амбиций60-е гг. XIX в., набожный раб Питер (Уилл Смит) строит железную дорогу под началом жестоких хозяев и спорит с собратьями по несчастью о существовании бога. Случайно или в силу божественного провидения, но вскоре в разговорах белых Питер услышит о том, что Авраам Линкольн даровал рабам свободу. И решится бежать — навстречу призрачной мечте, скрываясь от погони, — в Батон-Руж, что заняла армия Линкольна.
Этот похожий на притчу побег на свободу — не вымысел, но реальная история раба, который в 1863 г. босиком, через грязь и лес, уходя от погони с овчарками, смог преодолеть больше 60 км и добраться до войск северян. Его фото с изувеченной плетками спиной широко разошлось в прессе под названием «Высеченный Питер» и стало негласным символом борьбы против рабства.
В очередной раз напомнить американской нации о ее темном прошлом и этом инциденте решил режиссер Антуан Факуа («Тренировочный день», «Падение Олимпа») с актером и продюсером «Освобождения» Уиллом Смитом. Звездный коэффициент этих имен и привлеченный стримингом Apple TV+ бюджет в $130 млн еще на стадии продакшена превратили кино про раба Питера в потенциального претендента на «Оскар». А затем грянула «Пощечина».
Именно так, с большой буквы — The Slap — прозвали в западных СМИ поступок Смита на церемонии «Оскар» в феврале 2022 г. Актер, оскорбленный шуткой ведущего Криса Рока в адрес своей супруги, залепил обидчику пощечину — и быстро стал в Голливуде персоной нон-грата. На «Оскарах» актеру теперь нельзя присутствовать 10 лет, Netflix приостановил производство боевика Foot and Loose, где Смит должен был играть одну из главных ролей, после уже сам он отказался от участия в новом проекте «Гениальность» и полностью сократил свое присутствие в свете.
Apple TV+ под гнетом недовольной общественности не дрогнул и не перенес релиз проекта, по-видимому, рассудив, что тема расизма важнее сиюминутных проблем с «оскаровским» этикетом. Более того — шумиха вокруг актера словно бы прибавила фильму Факуа веса и даже немного скандальности. Но, увы, не сделала само кино лучше.
«Освобождение» с первых кадров не чурается простых и узнаваемых манипуляций. Зрителю демонстрируют все разновидности жестокого обращения с рабами (розги, сломанные конечности, приставленные к вискам дула ружей), в воздухе постоянно стоит дым, рабы измазаны в грязи луизианских болот. Мир мрачен, жизнь ужасна, и лишь смутный намек на свободу, как солнце за деревьями, пробивается сквозь эту толщу безысходности. В стремлении Факуа максимально честно показать ужасы жизни афроамериканцев трудно усмотреть неискренность. Но для этой благородной цели режиссер использует заезженные приемы, которые куда тоньше и ярче применялись в других подобных фильмах вроде «12 лет рабства» Стива МакКуина или «Подземной железной дороги» Барри Дженкинса.
Работа оператора Роберта Ричардсона, практически выкрученные до монохрома цвета — все это также создает эффект отстранения: реальная история превращается в эстетически идеальную картинку о плохом хозяине и благородном рабе. И пусть даже первого до жути убедительно играет актер Бен Фостер («Поезд на Юму»), а второго отличает благородная сдержанность Уилла Смита — этой плакатной иллюстрации довольно сложно сопереживать.
По-настоящему дышать «Освобождение» начинает в те редкие моменты, когда, забывая об образовательной функции, просто развлекает смотрящего. В эпизодах погонь и драк, перебежек по местности и столкновений с дикой природой можно увидеть спрятанный глубоко внутри этой потенциально оскаровской драмы фильм: историю выживания и упорства одного человека, полноценный боевик XIX в., в котором Питер натирает кожу чесноком, чтобы отвадить пущенных по его следу собак, задерживает дыхание под водой и прячется в грязи.
Режиссер даже добавляет в кино эпизод сражения с крокодилом — спорную сцену для рассуждения о проблемах рабства и отличный элемент жанра «на выживание». Жаль лишь, что в какой-то момент, делая выбор между возвышенной драмой и чистосердечным экшеном, Факуа принял решение в пользу первого. У раба Питера, может, и есть шанс на свободу. Но у самого фильма, заключенного в тиски оскаровских амбиций, куда меньше шансов на успех.