Дьявол в погонах: 4 истории о маньяках-полицейских
В издательстве «Бомбора» вышла книга о феномене российских убийц и маньяковЭта книга – исследование психологии, мотивации и патологии серийных убийц и маньяков. Авторы книги – журналист-криминолог Ирина Капитанова и журналист-историк Антуан Касс – попытались объяснить, как социальные, культурные и политические факторы могут влиять на количество и почерк преступлений. Они опираются на архивные материалы из музеев, личные дела убийц, записи допросов и интервью с известными криминологами, психиатрами, бывшими и настоящими сотрудниками правоохранительных органов, которые лично участвовали в поимке преступников. В книге представлены истории маньяков и убийц от царской до современной России. Это исследование заинтересует не только любителей мрачных историй, но и профессионалов – исследователей в области криминологии и психологии преступников. С разрешения издательства «Ведомости.Город» публикует отрывок об известных маньяках, которые работали в силовых структурах, и в силу своей профессии могли тщательно скрывать улики.
Изучая истории советских и российских серийных убийц, мы обратили внимание на парадоксальную, казалось бы, деталь — среди них особое место занимают выходцы из силовых ведомств. Недаром именно этот образ использовался в упомянутом фильме про поздний СССР «Груз 200» Алексея Балабанова. Режиссер не побоялся изобразить советского милиционера в образе душегуба. Некоторые маньяки-силовики СССР и России — бывшие или действующие — иногда становились либо наиболее кровавыми убийцами по числу своих жертв, либо совершали свои деяния длительное время, иногда десятилетиями, прежде чем были пойманы. И эта ситуация отчасти объяснима: работая, или имея опыт службы в системе, они на личном опыте сталкивались с умением преступников заметать следы. К тому же на девиантное поведение таких людей может толкать профессиональная деформация, о чем мы поговорим подробнее после того, как вспомним несколько исторических примеров. Самым «знаменитым» серийником, выходцем из силовых ведомств, стал Михаил Попков, известный как «ангарский маньяк». По количеству жертв он обошел всех своих советских и российских «собратьев». На его счету более 80 убитых женщин — их он высматривал на ночных улицах и предлагал подвезти. Затем он убивал и обезображивал их с помощью топоров, молотков, отверток и лопат. Тела его жертв обнаруживали в лесах на территории Иркутской области. Получив уже несколько пожизненных сроков, Попков продолжает признаваться во все новых эпизодах и конца этому, похоже, не видно.
Свои преступления он совершал с 1992 по 2010 г. в Иркутской области. До 1998 г. Попков работал в милиции, где за свою внешнюю доброжелательность получил прозвище «Миша-Улыбка» и «Миша- Гуинплен» — на манер персонажа романа Виктора Гюго «Человек, который смеется». Это не мешало ему вершить свои злодеяния, находясь иногда в форме МВД и на служебном автомобиле. Поймали Попкова только в 2012 г. — спустя 20 лет после первого доказанного убийства. Тут надо повторить слова следователя Евгения Карчевского, который расследовал дело «ангарского маньяка»: «У него (Попкова. — Прим. авт.) одно из первых преступлений — это убийство задержанного, которого он расстрелял.
Он мне потом рассказал, что получил от этого удовольствие». Это произошло в 1996 г., когда при задержании на месте преступления Попков застрелил одного из грабителей, который пытался оказать сопротивление. В разговорах со следователями Попков называл себя «чистильщиком», утверждая, что убивал только женщин, «ведущих разгульный образ жизни». На это его якобы толкнули измены жены. Советско-украинский убийца-педофил Сергей Ткач на протяжении четверти века — с 1980 по 2005 год убил и изнасиловал (именно в такой последовательности) не менее 37 девушек, причем на следствии он признавался, что его жертвами стали до сотни человек. В молодости он был чемпионом родного города Киселевска Кемеровской области по поднятию штанги, являлся кандидатом в мастера спорта. После армии работал экспертом криминалистом в милиции, заочно учился в Новосибирской спецшколе МВД. Из органов его уволили в 1979 г. за служебную фальсификацию. На преступный путь он встал, когда переехал в Украину после того, как от него ушла жена. Обладая профессиональными навыками криминалиста, Ткач охотился на девушек в лесопосадках вблизи железнодорожного полотна и автострад. Насилие совершал уже с мертвыми, чтобы те не оказывали сопротивления и не оставляли на его теле следов борьбы. На месте преступления он также не оставлял следов — снимал с жертв одежду и обувь, на которых могли бы остаться отпечатки пальцев, а также использовал контрацептивы, чтобы его не могли обнаружить по биологическим следам. С места преступления уходил по шпалам, чтобы служебные собаки не могли выйти на его след. Но впоследствии уверовал в собственную неуловимость и попался на похоронах своей последней жертвы — дочери соседа, девочки-третьеклассницы. Там его узнали сверстницы погибшей, которые были с ней в день гибели, сказав взрослым, что этот дедуля увел их подругу, после чего ее нашли мертвой. Когда Ткача «взяли», он сказал милиционерам, что ждал их 25 лет, а на следствии заявлял, что своими преступлениями как бы проверял систему розыска на профнепригодность.
Другой маньяк-милиционер — Павел Шувалов, который в 1991–1995 г. убил по меньшей мере три девочки в Петербурге (изначально ему инкриминировали пять эпизодов). Своих жертв он выискивал, работая в УВД на станциях питерской подземке. Он задерживал школьниц за то, что они проходили в метро без билета, а в комнате милиции предлагал не сообщать о мелком правонарушении родителям, если те согласятся встретиться с ним в свободное время. Как правило, встречи проходили в лесопарке — там Шувалов заставлял жертв надевать принесенные с собой колготки, разрезанные в промежности, а затем насиловал и убивал. Этот почерк был своего рода следствием детской травмы — в 12 лет будущего маньяка избили одноклассники, порвав его колготки и натянув на голову. Как и Сергей Ткач, он уничтожал улики, но на него вышли через знакомых и родственников жертв, которым те перед гибелью успели рассказать однотипные истории про милиционера и свидания.
В Новосибирске несколько лет орудовал сотрудник вневедомственной охраны МВД Евгений Чуплинский, который в 1998–2005 г. убил 19 женщин, хотя признавался он в 29 эпизодах. В советские годы он считался образцовым кадром — был активистом комсомола, служил в погранвойсках КГБ, имел отличия по боевой, физической и идеологической подготовке. С конца 1980-х до 2003 г. служил в милиции, вышел на пенсию в звании сержанта с медалью «За отличие в службе» II степени, а также 46 грамотами и благодарностями. Убивал он в основном секс-работниц, которым отрезал головы, вырезал язык и половые органы, а также оставлял на местах преступлений различные амулеты и объекты со странными знаками, имитируя ритуальные убийства. Долгие годы новосибирская серия считалась нераскрытой, хотя Чуплинского дважды задерживали в 2004 и 2006 г., но не смогли доказать его причастность. Это удалось лишь в 2016 г. благодаря молекулярно-генетическому анализу.