Илья Волошин: «Через 20 лет в России будут делать великое вино»
Энолог-шампанист – о том, когда усилия предпринимателей начнут приносить плодыРозничные продажи почти всех видов алкоголя в России в I квартале 2025 г. снизились, сообщал в середине апреля Росалкогольтабакконтроль. Исключение составили только игристые вина – их продажи за отчетный период выросли на 4,9% до 5,14 млн декалитров. В апреле директор департамента развития внутренней торговли Минпромторга России Никита Кузнецов рассказал, что по итогам 2024 г. продажи отечественного игристого в рознице увеличились на 15%, а среднерыночный темп роста этого напитка составляет 8,6%.
Энолог-шампанист винодельни Olymp Winery и «Усадьбы Белогорье», сооснователь бренда игристых вин Cock t’est belle Илья Волошин на полях ПМЭФа рассказал, почему игристое всегда будет популярно в России и как выбрать свой идеальный напиток.
– Мой первый профессиональный винтаж был в 2009 г., поэтому в этом он уже 16-й. Если коротко, то это долго, дорого и очень вкусно. Ни один изобретенный человечеством напиток не обладает таким количеством деталей, которые требуют внимания, как классическое игристое – начиная от винограда, технологий и заканчивая качеством почвы. У нас в стране очень сильны традиции производства игристого вина шампанским методом, мы перенимаем лучший опыт у Европы и всего мира. Поэтому действительно умеем делать этот напиток.
– Я считаю, что настоящая конкуренция всегда впереди. Потому что, как только ты останавливаешься, то начинается стагнация, а потом – деградация. Могу точно сказать, что в категории вин, изготовленных методом шарма (способ производства игристых вин, при котором вторичная ферментация происходит в больших стальных резервуарах. – Прим. «Ведомости. Города»), мы выиграли по соотношению «цена/качество». Среди напитков стоимостью до 1500 руб. мы лучшие. У нас за 500–700 руб. можно купить продукт потрясающего качества, произведенный по методу шарма, который не будет уступать просекко или каким-то другим зарубежным винам. В категории классики по цене от 3000–5000 руб. за бутылку и выше нам действительно есть куда расти, и мы это делаем.
– Конечно. Нам нужны виноградники, и в целом процесс довольно долгий. Хорошее игристое получится в лучшем случае через пять лет после выдержки на осадке. А виноградник должен быть 15-летним. То есть 20 лет – этот тот временной отрезок, когда получится сделать действительно великое вино, которое будет лучшим не только у нас, но и одним из лучших в мире.
– Коллаборации – дело хорошее. Всегда у кого-то есть опыт, у другого – желание войти на рынок. Поэтому совместные проекты позитивны для всех сторон – и для рынков тоже. У Luding Group есть партнерская винодельня Olymp Winery, где я руковожу производством игристых вин, в том числе под своим брендом. Еще есть бренд Сock t’est belle, который мы основали совместно с некоммерческим и идейным вдохновителем Дмитрием Киселевым, чье производство также переехало на мощности Olymp Winery, сохранив свой подход к качеству, к уровню продукта.
– Это заложено в нашем менталитете: мы тяготеем к ощущению праздника, в хорошем смысле этого слова. У нас в стране осознанное потребление игристого: именно с ним мы стремимся отмечать самые знаковые события. Определенное гусарство в нашем характере было, есть и никуда не денется, поэтому потребление игристых вин росло и будет расти. И я считаю, это прекрасно.
– Это гарантия того, что вино, которое вы покупаете, не привезено в каком-то танкере из другой страны. Пометка ЗГУ говорит о том, что перед вами напиток, сделанный из винограда, выращенного в конкретном регионе.
Мы привыкли, что можем доверять человеку или компании. Но здесь речь идет о другом уровне – о доверии к земле. Это не просто географическая точка, а территория со своими почвенно-климатическими условиями, определенным химическим составом. Вы выбираете напиток исходя из доверия к земле – например, ЗГУ «Крым» или «Севастополь».
Систему защищенных географических указаний создало французское виноделие. Теперь и у нас появился такой продукт: вы можете взять с полки магазина бутылку с маркировкой ЗГУ и будете уверены, что перед вами вино гарантированно высокого качества из российского винограда.
– Виноградников очень мало. Сейчас у нас 100 000 га, а надо хотя бы 250 000 га. Например, компания «Олимп» ежегодно высаживает 200 га – тратит немалые и человеческие, и финансовые ресурсы. Уже около 1000 га заложено, и из этого винограда делают вино. Остальные винодельческие компании России ведут такую же политику. Без своего сырья мы не можем развивать отрасль, не в состоянии предлагать конкурентные цены и качество. Так что если сегодня кто-то хочет инвестировать в саженцы винограда, то в следующие 30 лет постоянный спрос ему обеспечен.
– Виноградники закладываются в Крыму, Краснодарском крае. А говорить о том, что где-то лучше или хуже, я бы не стал. Умение работать со своей землей и климатом конкретного региона – это навык самого человека. У нас есть долины Дона, Волги, более северные регионы, у которых уже есть свой стиль. По климату там и вовсе может быть российская Шампань. А подбор сорта, вина – уже дело производителя. Земля у нас прекрасная, но везде нужно уметь с ней работать и любить ее.
– Разных! Это же гастрономическое путешествие – попробовал один вариант, другой, сравнил, составил для себя карту: в этом крае больше удается белое вино, в том – красное. В конечном счете у каждой локации будет своя специализация, и понять это можно только опытным путем. Кому-то нравится высококислотное красное вино, тогда человек выберет продукт из северных регионов. Другим по душе напиток более мощного, плотного, тельного стиля – добро пожаловать в Крым, в жаркие, засушливые районы. Никто не может сделать выбор за потребителя. Нужно исследовать, интересоваться и выбирать.
– Это вопрос, в котором уже заложен ответ. Надо начать выбирать вино – осознанно, с пониманием того, что ты делаешь. В процессе человек изучает информацию, задумывается о сорте, о ЗГУ, чем регионы отличаются друг от друга. Я рекомендую вникать в тему: не просто схватить бутылку по акции, а понимать, что ты пьешь. Когда появится потребитель, делающий каждый день осознанный выбор, наше виноделие не будет нуждаться в рекламе.