Илья Волошин: «Через 20 лет в России будут делать великое вино»

Энолог-шампанист – о том, когда усилия предпринимателей начнут приносить плоды
Энолог-шампанист Илья Волошин
Энолог-шампанист Илья Волошин /Максим Стулов / Ведомости

Розничные продажи почти всех видов алкоголя в России в I квартале 2025 г. снизились, сообщал в середине апреля Росалкогольтабакконтроль. Исключение составили только игристые вина – их продажи за отчетный период выросли на 4,9% до 5,14 млн декалитров. В апреле директор департамента развития внутренней торговли Минпромторга России Никита Кузнецов рассказал, что по итогам 2024 г. продажи отечественного игристого в рознице увеличились на 15%, а среднерыночный темп роста этого напитка составляет 8,6%. 

Энолог-шампанист винодельни Olymp Winery и «Усадьбы Белогорье», сооснователь бренда игристых вин Cock t’est belle Илья Волошин на полях ПМЭФа рассказал, почему игристое всегда будет популярно в России и как выбрать свой идеальный напиток.

– В этом году будет заложен 16-й винтаж вина шампанским методом. Расскажите об этом методе и его особенностях.

– Мой первый профессиональный винтаж был в 2009 г., поэтому в этом он уже 16-й. Если коротко, то это долго, дорого и очень вкусно. Ни один изобретенный человечеством напиток не обладает таким количеством деталей, которые требуют внимания, как классическое игристое – начиная от винограда, технологий и заканчивая качеством почвы. У нас в стране очень сильны традиции производства игристого вина шампанским методом, мы перенимаем лучший опыт у Европы и всего мира. Поэтому действительно умеем делать этот напиток.

– Сегодня много говорится о том, что в России развивается собственное производство игристых вин. Но способен ли отечественный продукт конкурировать с итальянским, французским? Или нас это только ждет в будущем?

– Я считаю, что настоящая конкуренция всегда впереди. Потому что, как только ты останавливаешься, то начинается стагнация, а потом – деградация. Могу точно сказать, что в категории вин, изготовленных методом шарма (способ производства игристых вин, при котором вторичная ферментация происходит в больших стальных резервуарах. – Прим. «Ведомости. Города»), мы выиграли по соотношению «цена/качество». Среди напитков стоимостью до 1500 руб. мы лучшие. У нас за 500–700 руб. можно купить продукт потрясающего качества, произведенный по методу шарма, который не будет уступать просекко или каким-то другим зарубежным винам. В категории классики по цене от 3000–5000 руб. за бутылку и выше нам действительно есть куда расти, и мы это делаем.

– Но когда-нибудь мы достигнем желаемого уровня?

– Конечно. Нам нужны виноградники, и в целом процесс довольно долгий. Хорошее игристое получится в лучшем случае через пять лет после выдержки на осадке. А виноградник должен быть 15-летним. То есть 20 лет – этот тот временной отрезок, когда получится сделать действительно великое вино, которое будет лучшим не только у нас, но и одним из лучших в мире. 

– Сегодня на алкогольном рынке развивается направление различных коллабораций. Расскажите о вашем партнерстве с Luding Group и по каким направлениям оно будет дальше развиваться?

– Коллаборации – дело хорошее. Всегда у кого-то есть опыт, у другого – желание войти на рынок. Поэтому совместные проекты позитивны для всех сторон – и для рынков тоже. У Luding Group есть партнерская винодельня Olymp Winery, где я руковожу производством игристых вин, в том числе под своим брендом. Еще есть бренд Сock t’est belle, который мы основали совместно с некоммерческим и идейным вдохновителем Дмитрием Киселевым, чье производство также переехало на мощности Olymp Winery, сохранив свой подход к качеству, к уровню продукта. 

– Сейчас в России тренд на игристые вина, растет спрос со стороны покупателей. Как эта тенденция будет развиваться дальше и почему в нашей стране так популярны именно игристые?

– Это заложено в нашем менталитете: мы тяготеем к ощущению праздника, в хорошем смысле этого слова. У нас в стране осознанное потребление игристого: именно с ним мы стремимся отмечать самые знаковые события. Определенное гусарство в нашем характере было, есть и никуда не денется, поэтому потребление игристых вин росло и будет расти. И я считаю, это прекрасно. 

– Россиянам нравятся еще и местные продукты. Здесь хотелось бы поговорить о таком термине, как ЗГУ: защищенное географическое указание. Уже несколько лет в магазинах можно увидеть вина с подобной аббревиатурой на этикетке. Но далеко не все потребители знают, что это такое. Расскажите, чем отличается продукт с маркировкой ЗГУ?

– Это гарантия того, что вино, которое вы покупаете, не привезено в каком-то танкере из другой страны. Пометка ЗГУ говорит о том, что перед вами напиток, сделанный из винограда, выращенного в конкретном регионе. 

Мы привыкли, что можем доверять человеку или компании. Но здесь речь идет о другом уровне – о доверии к земле. Это не просто географическая точка, а территория со своими почвенно-климатическими условиями, определенным химическим составом. Вы выбираете напиток исходя из доверия к земле – например, ЗГУ «Крым» или «Севастополь». 

Систему защищенных географических указаний создало французское виноделие. Теперь и у нас появился такой продукт: вы можете взять с полки магазина бутылку с маркировкой ЗГУ и будете уверены, что перед вами вино гарантированно высокого качества из российского винограда. 

– Вы уже упомянули, что для отечественной отрасли крайне важно иметь собственные виноградники. Как вы оцениваете количество уже имеющихся площадей?

– Виноградников очень мало. Сейчас у нас 100 000 га, а надо хотя бы 250 000 га. Например, компания «Олимп» ежегодно высаживает 200 га – тратит немалые и человеческие, и финансовые ресурсы. Уже около 1000 га заложено, и из этого винограда делают вино. Остальные винодельческие компании России ведут такую же политику. Без своего сырья мы не можем развивать отрасль, не в состоянии предлагать конкурентные цены и качество. Так что если сегодня кто-то хочет инвестировать в саженцы винограда, то в следующие 30 лет постоянный спрос ему обеспечен. 

– В России несколько регионов, где выращивают виноград. Какие из них сегодня лидируют и активно развивают виноградарство?

– Виноградники закладываются в Крыму, Краснодарском крае. А говорить о том, что где-то лучше или хуже, я бы не стал. Умение работать со своей землей и климатом конкретного региона – это навык самого человека. У нас есть долины Дона, Волги, более северные регионы, у которых уже есть свой стиль. По климату там и вовсе может быть российская Шампань. А подбор сорта, вина – уже дело производителя. Земля у нас прекрасная, но везде нужно уметь с ней работать и любить ее.

– Если говорить о конечном продукте, то на вино каких регионов вы бы обратили внимание?

– Разных! Это же гастрономическое путешествие – попробовал один вариант, другой, сравнил, составил для себя карту: в этом крае больше удается белое вино, в том – красное. В конечном счете у каждой локации будет своя специализация, и понять это можно только опытным путем. Кому-то нравится высококислотное красное вино, тогда человек выберет продукт из северных регионов. Другим по душе напиток более мощного, плотного, тельного стиля – добро пожаловать в Крым, в жаркие, засушливые районы. Никто не может сделать выбор за потребителя. Нужно исследовать, интересоваться и выбирать.

– Если человек только начинает знакомство с винной культурой, то как ему выбрать вино, чтобы не разочароваться?

– Это вопрос, в котором уже заложен ответ. Надо начать выбирать вино – осознанно, с пониманием того, что ты делаешь. В процессе человек изучает информацию, задумывается о сорте, о ЗГУ, чем регионы отличаются друг от друга. Я рекомендую вникать в тему: не просто схватить бутылку по акции, а понимать, что ты пьешь. Когда появится потребитель, делающий каждый день осознанный выбор, наше виноделие не будет нуждаться в рекламе. 

Самое популярное
Свободное время / Интервью
Константин Обухов: «2026-й станет годом телевидения»
Генеральный продюсер телеканала ТВ-3 – о безопасном контенте и интересе россиян к эзотерике
Городская недвижимость / Мнение
Дубайский мастер-девелопмент
Как использовать опыт ОАЭ в развитии городов России
Свободное время
Шесть локаций для праздника: как встретить Новый год в регионах России
Обзор отельных программ от Кавказа до Балтики
Культурный город
Беспилотный трамвай и автобус-амфибия: 10 самых необычных видов транспорта мира
Как культурные традиции и футуристические технологии создают уникальные маршруты
Городская недвижимость
Люксовый ритейл: как развивается этот сегмент в центре столицы
Эксперты считают, что нишу на рынке могут заполнить предложения в рамках новых жилых проектов
Другие города
Архитектурный дайджест: больница-сад, платный балкон в Вероне и колоссы Мемнона
Что произошло в мире архитектуры на прошлой неделе
Наш город
Мороз и солнце: синоптики предупредили о резком похолодании в Москве
В столичный регион на неделе придут холода и безоблачная погода
Другие города / Мнение
Побережья будущего
Почему нужно обучать молодых архитекторов проектировать пространства у воды
Свободное время
Лучшие катки Москвы: покататься на коньках зимой 2025–2026 с ценами и адресами
Главные места для катания на коньках для взрослых и детей
Наш город
Город для людей: что такое урбан-психология и как она влияет на человека
В России развивается новая дисциплина, изучающая взаимоотношения человека и городской среды
Горожане / Мнение
Гений места
Как известные личности создают городские бренды
Городская недвижимость
«Вавилонская башня»: как офисы справляются с множеством резидентов
Владельцы БЦ для этого стали чаще привлекать партнерские УК
Наш город
Дожди, гололедица и холод: какая погода ожидается в Москве на выходных
Новый циклон, пришедший с северо-запада, принесет морозы в столичный регион
Наш город
Андрей Лихачев: «Будущее жилья – там, где технологии встречаются с комфортом»
Генеральный директор «Рублево-Архангельского» – о создании качественной городской среды при помощи инноваций
Свободное время
Прогулки, SPA и тишина: где встречать Новый год в Подмосковье
Обзор готовых программ для отдыха за городом