В кино на колесах. Как посмотреть фильм на большом экране, не выходя из автомобиля
Кинопаркинги так и не стали в России массовым явлением, но нашли свою аудиториюПросмотр фильма на сиденье своего автомобиля уже давно не просто кадр из американского фильма, а вполне реальная история. Сегодня автокинотеатры работают в Новосибирске, Казани, Санкт-Петербурге и Москве. Кинопаркинги так и не стали в России массовым явлением, но нашли свою аудиторию – в них едут за дополнительным комфортом, возможностью курить «прямо в кинотеатре» и за особой атмосферой.
Этой весной в Москве открылся кинопаркинг на территории гастроквартала «Три вокзала. Депо» – парковочная площадка с установленным на ней экраном размером 15 на 9 метров. На нем ведется показ фильмов для зрителей, находящихся в автомобилях. Звук кинокартины синхронно транслируется через радиоволну в машине.
Для зрителей на автомобилях предусмотрено более 100 парковочных мест, с наилучшим обзором – около 40. Занимать их можно в свободном порядке, учитывая, что бронирование не доступно. Для просмотра достаточно оплатить стандартную стоимость парковки 150 рублей за час. В день проходит 2-3 сеанса, которые стартуют в 20.30. Во время просмотра зрители могут курить. Еду и напитки из гастроквартала можно заказать с доставкой до авто.
Сейчас это, пожалуй, единственный в столице кинопаркинг. Хотя буквально три года назад в условиях пандемии в московском регионе были запущены десятки аналогичных площадок. В частности, автомобильный кинотеатр на территории «Крокус Сити Vegas» тогда открыла киносеть «КАРО», предлагая бесконтактный просмотр фильмов для зрителей на машинах.
Бесплатные кинопаркинги в том же году заработали на 26 площадках Московской области. Как рассказали в учреждении культуры «Креативное бюро «Регион», которое занималось их созданием, тогда это был самый безопасный и единственно возможный вид культурно-массового досуга. И востребованность проекта на тот период времени была очень высокой, отметили в компании.
Но с восстановлением доступа к другим форматам интерес к автомобильным кинотеатрам снизился в пользу более традиционных киносеансов. Так, например, популярнее оказался проект «Кинопарк» – бесплатные показы на больших экранах в парках и на других открытых площадках. В этом году «Креативное бюро «Регион» планирует лишь единичные автопоказы в городе Клин. Также разовые автокиносеансы планировались в музее «Бородинское поле».
КАРО в этом сезоне запускать автокинотеатр не планирует. Сейчас помимо столицы кинопаркинги действуют еще в трех городах страны.
Старейшим из действующих является «Кинопаркинг» в Санкт-Петербурге, который уже 10 лет работает в самом сердце Петроградки. На площадке могут разместиться до 200 автомобилей, поэтому при парковке учитываются габариты. Крупным машинам и газелям предлагают встать на задние или крайние боковые ряды. На территории паркинга есть снэк-бар, а также туалет. Стоимость составляет 1500 рублей за автомобиль. Количество человек в машине не регулируется. Но комфортный просмотр фильма в компании гарантируют только с передних рядов.
В Казани действует еще один автокинотеатр «Love Cinema». Стоимость въезда 300 рублей с машины. Посетители паркинга могут заказать еду, напитки и даже кальян.
В Новосибирске кинопаркинг Skyline Cinema располагается на стоянке для самолетов и может вместить до 200 машин. Обычно приезжают не более 100 транспортных средств и паркуются без учета габаритов. Рекордным для Skyline Cinema было 163 машины за сеанс. Во время просмотра можно заказать любые товары из магазина с доставкой прямо в авто. Стоимость билета – 1000 рублей за машину.
Родом из Америки
В США автокинотеатры работают не первое десятилетие. Нередко владельцы кинопаркингов оборудовали их автоматами по продаже подгузников и подогревателями для детских бутылочек. Рядом открывали игровые площадки с каруселями, где катали на пони. А некоторые даже строили миниатюрные железные дороги и развлекали детей, пока родители смотрят фильм.
К середине прошлого века в Америке работало уже около 4500 кинопаркингов. Причем самые крупные вмещали до 2000 автомобилей. Развитию кинопоказов под открытым небом способствовал, конечно, мягкий климат. Но главной движущей силой все же стал автомобиль, который для американцев был не просто средством передвижения. В нем делали покупки, ели, пили, спали, устраивали свидания, поэтому и фильмы стали смотреть в автомобиле.
Автопоказы как диковинка
В России первый автокинотеатр появился в Санкт-Петербурге в 2000 году, но кинопаркинги так и не получили широкого распространения. Как, впрочем, и в Европе, где подобный формат всегда скорее был некой диковинкой. И прежде всего потому, что автомобиль здесь расценивался исключительно как средство передвижения.
В России в начале этого столетия еще работала популярная связка «машина, девушка, кино», но со сменой поколения ее актуальность утратилась, говорит основатель одного из первых в стране автокинотеатров «Ночной дозор» (сейчас закрыт) Павел Поникаровский. По его словам, последние исследования автопроизводителей показывают, что в целом в мире интерес нового поколения к автомобилям падает. Так, в частности, в глобальном обзоре Renault говорится, что для молодых людей транспортная мобильность сегодня ассоциируется уже не с автомобилем, а с наличием смартфона и кроссовок.
Влияет и климат. Например, кинопаркинг Skyline Cinema в Новосибирске является сезонным и работает только в теплое время года, поскольку зима в этом регионе характеризуется обильными снегопадами, что ухудшает качество просмотра. В Калининграде, где ранее работал автокинотеатр «Ночной дозор», были свои нюансы – летом здесь поздно темнеет, соответственно за вечер можно провести только один сеанс (поскольку показы проходят в сумерках). И, как следствие, это отражалось на экономических показателях.
Другой момент, что в американских кинопаркингах, как правило, транслировались фильмы, уже давно вышедшие в прокат. Тогда как в России все же при посещении кинотеатров существует запрос на премьерные показы, говорит Павел Поникаровский: «Когда создавали один из первых в стране автокинотеатров, остро стоял вопрос, где брать фильмы, поскольку крупные кинокомпании опасались работать в таком формате из-за пиратских рисков».
Действительно, в стационарном кинотеатре возможен более эффективный контроль пиратства, чем в кинопаркинге, отмечает бывший владелец московского автомобильного кинотеатра «Автокино.рф» Андрей Шевченко. По его словам, «радиочастота бьет до 100 метров, и чтобы предотвратить пиратскую съемку, забор вокруг паркинга должен быть высотой до 9 метров». Сложнее также отследить видеосъемку, осуществляемую из самой машины.
И хотя, говорит Шевченко, кинопаркинг не стал в России масс-маркетом, у данного формата кинопоказов в стране есть своя аудитория – так же, как например, у артхаусного кино. Для российского зрителя преимущество кинопаркингов в том, что, в отличие от крытых кинотеатров, они предлагают максимальный комфорт. Это касается как регулировки сидений и звука во время просмотра, так и более расслабленной обстановки, когда, с одной стороны, никто рядом не отвлекает звуками и движениями, а с другой – зритель сам может делать то, что недоступно в крытых кинотеатрах, например, курить.
Но главное – на кинопаркинг едут за особой атмосферой, которая является решающим фактором выбора примерно для 50% аудитории, говорит руководитель Skyline Cinema Никита Афонасов: «Когда открывались, мы ожидали, что посетителями будут молодые люди от 18 до 20 лет. А едут от 18 до 60».