Кто и как обновляет общественный транспорт в регионах
Автобусы и трамваи в России перевозят более 10 млрд человек в год, еще 3 млрд – метроРоссияне проводят в транспорте 45 минут в день, или более одной недели в год. Таковы данные Индекса ВЭБ.РФ, который охватывает более 215 городов страны. Еще несколько лет назад казалось, что общественный транспорт теряет популярность и горожане все чаще пересаживаются на личный автомобиль. Но тренд поменялся: востребованность автобусов и трамваев растет. По мнению экспертов, следствие увеличения спроса – необходимость обновления, как самого транспорта, так и инфраструктуры.
Ежегодно в России трамваи и автобусы перевозят более 10 млрд человек, метро – 3 млрд, а еще свыше 1 млрд – пригородные электрички. Об этом сообщал президент России Владимир Путин на заседании президиума Госсовета по транспорту в августе этого года. 10 лет назад россияне активно пересаживались на личный транспорт. Однако сегодня тренд обратный: по данным Минтранса, только в первом полугодии 2023 г. перевозки общественным транспортом выросли на 4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года – до 7,3 млрд пассажиров.
Как говорят эксперты, рост спроса на общественный транспорт был ожидаем. «Наши города по планировке застройки и расселению устроены таким образом, что если даже все наши жители купят автомобили и не нужен будет никакой общественный транспорт, – они в городе просто физически не поместятся, – сообщил «Ведомости. Городу» научный руководитель факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ Михаил Блинкин. – Это просто сопоставление планировочных параметров города с уровнем автомобилизации населения».
Ставка на общественный транспорт в стратегиях развития мегаполисов призвана разгрузить магистрали и снизить количество заторов. Однако данная сфера столкнулась с новым вызовом – естественное старение транспорта. У автобусов средний возраст, по данным регионов, составляет около восьми лет при сроке службы от семи до 10 лет. У троллейбусов – 15 лет, трамваев – 25 лет, что сопоставимо с их максимальными возможностями. У электричек – 13 лет при сроке службы не менее 30 лет. Об этом докладывал на заседании президиума Госсовета глава Минтранса Виталий Савельев. По его словам, более 41 000 транспортных средств эксплуатируется за пределами этих средних сроков службы.
«Сегодня регионы заявляют о потребности до 2030 г. обновить более 57 000 автобусов, 5000 троллейбусов и 4000 трамваев, а с учетом развития новых маршрутов необходимость в таких транспортных средствах будет, безусловно, еще больше», – обозначил, в свою очередь, цели президент РФ.
Обновление общественного транспорта требует существенных финансовых ресурсов, которые есть далеко не у всех городов, отмечают эксперты. «Последние пару лет этот процесс, к счастью, пошел, – сказал Блинкин. – Во всех случаях требуются какие-то внешние деньги. Вот бюджет Москвы может себе это позволить. А большинство городов России на эти цели деньги не имеют, но частично это направление поддерживается из бюджета субъекта федерации. В чем была политика на федеральном уровне? Поддерживать это обновление за счет институтов развития».
По словам эксперта, тут большую роль могут играть лизинговые госкомпании, машиностроители и банки. «Это могут быть инвестиционные кредиты субъектам федерации или льготные лизинговые схемы. Но во всех случаях без внешних денег это не работает», – уверен Блинкин.
В 2021 г. правительство РФ разработало и запустило программу модернизации городского транспорта, координатором которой был назначен ВЭБ.РФ. В планах программы – пересадить на современные трамваи почти 9 млн жителей в 10 российских городах. Инвестиции также существенные: общий бюджет программы составит порядка 252 млрд руб.
По словам экспертов, обновление состава необходимо не только для комфорта, но и для безопасности пассажиров. «Люди проводят в общественном транспорте ежедневно от часу или двух часов, и это напрямую влияет на качество жизни, – заявил директор Центра исследований умного города ВШЭ Константин Трофименко. – То, какой это транспорт, насколько надежный, насколько он современный».
При этом замена самого транспорта решает только часть проблемы, считает эксперт «Ассоциации транспортных инженеров» Владимир Валдин. «Подвижной состав – это все-таки расходник, – говорит специалист. – Даже старый подвижной состав при более современной инфраструктуре может работать эффективнее». При этом обновление самого транспорта, по мнению эксперта, необходимо и хорошо еще и тем, что «подхлестывает развитие инноваций с точки зрения начинки этого подвижного состава».
Правительственная программа (куратор – руководитель аппарата Правительства Дмитрий Григоренко) предусматривает и обновление инфраструктуры. По планам, будет в том числе построено и модернизировано более 600 км путей.