Дело техники. Для чего в Москве столько музеев транспорта
Легендарные «Москвичи» и американское ретро: где посмотреть самые красивые автоколлекцииВ 2023 г. неподалеку от площади трех вокзалов, в гараже архитектора Константина Мельникова (шедевр эпохи конструктивизма), должна открыться постоянная экспозиция Музея транспорта Москвы. Пока музей, в фондах которого 250 единиц техники, представляет выставочно-экспозиционные проекты в поп-ап пространстве на Северном речном вокзале, в павильоне «Транспорт СССР» на ВДНХ, в метро.
«Для такого мегаполиса, как Москва, транспорт – кровеносная система, внутри которой постоянно происходит движение. Наш музей – открытое городское пространство и живой исследовательский центр, отвечающий на важный вопрос: что движет Москвой», – рассказывает директор Музея транспорта Москвы Оксана Бондаренко.
Временную экспозицию «Мечта москвича» в павильоне «Транспорт СССР» на ВДНХ, посвященную истории легендарного бренда «Москвич» и одноименного завода, за полгода работы посетило более 65 000 человек. Это говорит о большом интересе горожан к теме. Посетители музеев техники – не только автофанаты. По наблюдениям работников площадок, к ним приходит молодежь, люди старшего возраста, семьи с детьми и тиктокеры, для которых старинная техника – эффектный антураж для фото- и видеосъемок. Кроме того, у каждого музея есть своя специфика, которая определяет круг поклонников.
Например, «Автокомбинат» – музей Андрея и Екатерины Кирилловых в деревне Цыпино Можайского района – специализируется на продукции американского автопрома 1920–1980 гг. выпуска. Создатель Buckets Empire Игорь Козлов собирает японские автомобили, сделанные до 1990 г. У музея «Автомобили мира» Дмитрия Октябрьского (до ребрендинга он назывался «Моторы Октября») – самая большая в Москве коллекция ретроавтомобилей. В экспозиции Музея культовых автомобилей М.О.С.Т, расположенного под Крымским мостом, кроме классики представлены работы российских и зарубежных кастом-мастерских. В камерном музее завода ЗиЛ можно увидеть шнекороторный снегоболотоход ЗИЛ 29061 и вездеход-амфибию ЗИЛ 49065 «Синяя птица».
«У нас нет такого понятия, как конкуренция. Мы дружим и сотрудничаем с другими автомобильными музеями», – говорит представитель Музея техники Вадима Задорожного. Коллекция Задорожного въезжала не в готовое пространство, как это обычно происходит, пространство обустраивалось конкретно под нее. С момента открытия в 2008 г. коллекция сильно разрослась. Теперь одно из зданий музея, расположенного в поселке Архангельское Красногорского района Московской области, занимают автомобили и мотоциклы. Второе – авиация. На уличной территории размещена военная техника, самолеты и паровозы. Всего более 1000 единиц.
Расчет на то, что люди будут приезжать семьями на весь день, гулять по экспозиции, обедать в ресторанах при музее, участвовать в квесте или аттракционе «Танкодром», оправдывает себя. По словам представителя музея, большим спросом пользуются комплексные билеты, которые дают возможность посмотреть экспозицию во внутренних павильонах и уличную зону. В перечне услуг также сдача в аренду офисов в бизнес-центре «Музей техники». В интервью порталу «Автомобили. ru» в 2010 г. Вадим Задорожный уточнял, что музей развивается исключительно за счет поступлений с аренды.
У большинства частных музеев таких возможностей нет из-за отсутствия собственных помещений. Их коллекции в разы меньше. Не у всех есть свои реставрационные мастерские, потому состояние экспонатов оставляет желать лучшего. Зачастую они работают либо в выходные, либо по записи. Единственный в своем роде – музей завода ЗиЛ в Сокольниках, где не только бесплатный вход и фотосъемка, но и бесплатные экскурсии по выходным.
Обычно каждый музей предлагает пакет дополнительных услуг. Фотосессия и катание на ретромобиле или коллекционном мотоцикле есть почти у всех, аренда автомобилей – у многих. В прокат можно взять все – от автобуса ЗиС-8 до редких легковых автомобилей начала века. Музеи, при которых есть кафе или ресторан, предоставляют свои помещения для проведения мероприятий.