5 экологических трендов моды
Борьба за экологичность станет одним из главных трендов в индустрии моды на все следующее десятилетиеК 2030 г. выбросы парниковых газов в модной индустрии вырастут примерно на треть и составят 2,7 млрд т в год. Об этом говорится в отчете Global Fashion Agenda.
В борьбе за экологичность мировые бренды создают одежду из переработанных вещей, минимизируя отходы, отказываются от натурального меха и кожи в пользу растительных материалов и подписывают соглашения о бережном отношении к природе.
Тренд на экологичность и осознанное потребление набирает обороты и в России. Страна генерирует большое количество запросов в поисковиках об устойчивой моде, особенно российских покупателей интересуют футболки из органического хлопка и веганские кожаные ботинки.
Веганские материалы – новая норма
Экологически чистые материалы помогают сократить выбросы в атмосферу за счет более чистых производственных процессов. Например, органический хлопок (который получают при ограниченном использовании пестицидов и удобрений и более передовых методах сельского хозяйства) выбрасывает примерно на 50% меньше вредных веществ, чем обычный.
Во всем мире поиск по запросу «веганская кожа» увеличился на 69% в годовом исчислении, составив в среднем 33 100 онлайн-запросов в месяц. Ключевым моментом стала способность отрасли расширять внедрение экологически чистых материалов при одновременном снижении затрат по сравнению с традиционными материалами, а также способствовать изменениям в мышлении дизайнеров для продвижения экологически чистых материалов. Их более частое использование оказало влияние на другие факторы, включая потребление и загрязнение воды, использование земель и удобрений. Например, бренд Gucci в 2020 г. снизил потребление энергии на 6%, воды – на 11% (в расчете на одного работника).
В ответ на проблему загрязнения окружающей среды на рынке появилось множество биоматериалов. Шелк из лепестков роз используется для изготовления рубашек, а из ананасовой кожи изготавливают пальто. Из сои производят кашемир. Теперь важно масштабировать эти технологии, чтобы заменить ими более опасные для окружающей среды материалы.
Этичная мода
В последнее время бренды все больше подвергаются разоблачениям: плохие условия труда на фабриках, низкая оплата труда. Около 80% работников мировой швейной промышленности – молодые женщины, которые трудятся день и ночь за очень скромную оплату. В индустрии моды используется труд 170 млн детей, что вообще недопустимо.
Потребители требуют от брендов большей прозрачности, хотят знать, что их одежда изготовлена с соблюдением этических норм и соответствует политике корпоративной социальной ответственности (КСО). Потребители могут провести собственное расследование в отношении бренда с помощью приложения Good On You, которое ранжирует производителей на основе их этических норм.
Cruelty-Free Fashion
Cruelty-free – термин, говорящий о гуманном в отношении животных производстве. Например, в косметической индустрии пометка cruelty-free – знак того, что средство не было испытано на животных и не содержит продуктов животного происхождения, в модной индустрии принцип тот же. Большинство крупных домов, таких как Gucci, Prada, Alexander McQueen и Balenciaga, уже исключили мех из своих коллекций. Устойчивая индустрия призвана защищать права не только людей, но и их четвероногих друзей. В 2021 г. более 500 компаний и брендов вошли в список cruelty-free, подтверждая свою позицию о защите животных.
Рисейл-культура
Одежда из секонд-хенда раньше была предметом для благотворительных магазинов, хипстеров, блошиных рынков или eBay. В 2018 г. в США 56 млн женщин покупали подержанные вещи. С ноября 2020 г. спрос на бэушные модные товары вырос на 45%. Ожидается, что модели повторной продажи смогут продлить срок службы продукта в 1,7 раза исходя из средней продолжительности владения подержанными товарами.
По загрязнению окружающей среды индустрия моды является второй отраслью в мире, уступая лишь нефтяному бизнесу. Ежегодно в мире выбрасывается около 70 млн т одежды и лишь 12% перерабатывается. Европейский союз предложил финансирование с 2019 по 2020 г. в размере $23,5 млн для поддержки текстильных изделий на основе круговых бизнес-моделей. Таким образом, в 2022 г. рынок рисейла достигнет $41 млрд, а в ближайшие три года – $64 млрд. Ожидается, что к 2029 г. рынок перепродажи одежды вырастет почти вдвое по сравнению с рынком «быстрой моды».
Безотходное производство
В среднем 15% ткани выбрасывается на заводах на этапах резки, сборки и проверки качества. С учетом того что в год производится почти 400 млрд кв. м ткани, такого количества отходов до потребления достаточно, чтобы покрыть всю Ирландию.
Компания Nike выпускала футболки из переработанных пластиковых бутылок, что позволило сэкономить на сырье и снизить потребление энергии на 30%. Благодаря этой технологии было переработано более 13 млн бутылок.
В пандемию вопрос расхода остатков тканей стал острее: производство строго под спрос будет набирать обороты. В мире будущего идеальный сценарий – отшивается только то, что действительно покупается.
В 2019 г. почти треть россиян заявляли, что покупают одежду, обувь и аксессуары от брендов, выбравших экологичный путь развития. К таковым можно отнести Polyarus, Jeans Revision, Vatnique, OZEROswimwear и NNedre. Они ориентируются на производство одежды из натуральных или переработанных материалов с минимизированными отходами.
Все больше людей узнают об экологических проблемах в моде и требуют перемен. В свою очередь бренды оценивают свое социальное и экологическое воздействие и в корне меняют процессы производства.