Максим Лагашкин: «Кино заполонило все мое время»
Актер рассказал о новой роли в сериале «Очевидное невероятное», который вышел в онлайн-кинотеатре Окко7 марта в онлайн-кинотеатре Okko вышла финальная серия фантастического комедийного сериала режиссера Александра Войтинского по рассказам Кира Булычева «Очевидное невероятное» о том, как люди и инопланетяне уживаются в вымышленном городе Великий Гусляр. Актер Максим Лагашкин исполнил в проекте роль мэра. «Ведомости. Город» поговорил с ним и узнал, почему актеру было непросто работать в этом проекте и в каких съемках он задействован сейчас.
– В «Очевидном невероятном» вы играете нового мэра вымышленного города Великий Гусляр. За вами давно закрепился типаж чиновника в кино и сериалах.
– Я не считал, сколько мэров я сыграл. Для меня это прежде всего люди. В своей работе я отталкиваюсь от того, кто этот человек. И чиновники, как правило, это очень разные и яркие личности.
– Чем вас заинтересовал мэр Белинский?
– Тем, что он совершенно не понимает, что с ним происходит. В городе, куда он приезжает, происходят невероятные вещи: прилетают инопланетяне, происходят различные аномалии, люди меняются телами. И Белинский, оказываясь в самом центре событий, чувствует полную растерянность. При этом он придерживается своего плана и по-прежнему хочет изменить Великий Гусляр. Хочет подчинить все какой-то логике, делает вид, что все нормально.
Признаться, на съемках «Очевидного невероятного» я сам чувствовал себя похожим образом. Когда я читал сценарий, то в какой-то момент вообще перестал понимать, что там творится. Сам Белинский постоянно принимает разные формы, превращается в кого-то или меняется местами с кем-то, путешествует во времени. Мы с моим персонажем оказались в похожих обстоятельствах – мы не понимали, куда мы попали!
Но для меня всегда самое главное – это люди. Если я доверяю команде, то с удовольствием готов погрузиться в любую историю. На съемках я спрашивал режиссера Александра Войтинского: «Я не понимаю, что мой герой здесь говорит», а тот мне отвечал: «Просто здесь сыграй, как ты умеешь». Да, иногда приходилось работать как в тумане. Но поддержка съемочной группы очень важна в таких сложных сценариях.
– При этом сам сериал получился очень понятным.
– Абсолютно. Когда я смотрел сериал, у меня все в голове сложилось, все места, которые сперва были непонятны на съемках. Поэтому, как я и говорил, важно, с кем ты работаешь, надо доверять команде и режиссеру. Я до этого ни разу не работал с Войтинским. Он настоящий мастер работы в жанре фантастики, со спецэффектами.
– Сюжет основан на произведениях фантаста Кира Булычева, а вы сами любите этот жанр?
– Честно говоря, я не ярый поклонник фантастики, но мне интересно как артисту в ней сниматься. Естественно, в детстве я читал Булычева, но это для меня осталось где-то там. Сегодня меня не слишком это интересует как зрителя или читателя.
В сериале мне как раз понравилась атмосфера фантастики из детства. В Великом Гусляре очень чувствуется что-то советское, даже на уровне запахов. Когда я сам смотрел «Очевидное невероятное», я ловил флешбэки, ностальгию. К слову, вся фантастика в сериале происходит очень буднично, кажется, что инопланетяне и правда были в те времена. Кстати, я думаю, что они и есть среди нас. Смотришь сериал и думаешь – а почему нет?
– В сериале очень хорошо чувствуется позднесоветский антураж. А где проходили съемки?
– Мы снимали в Астрахани. Кажется, там ничего не изменилось с советских времен. Я был там в последний раз в детстве, лет в тринадцать. И вот приехал теперь на съемки. Конечно, какие-то приметы современности в городе есть, но по большому счету это тот же самый город, каким я его помню. Очень теплый и гостеприимный.
Мне запомнилась и другая локация – мы снимали в одном из советских НИИ в Москве, кажется, в районе Каширки или Варшавки. Вот там вообще ничего не изменилось: те же самые кабинеты, мебель, интерьеры. Просто попадаешь в прошлое, очень впечатляет.
– Кажется, ваш герой как раз хочет разрушить эту советскую идиллию, хочет устроить реновацию в Великом Гусляре?
– Нет, наоборот, Белинский хочет сделать из города Мекку туризма, чтобы все туда потянулись. Хочет, чтобы об этих аномалиях все узнали и в Великий Гусляр поехали гости. Он хочет город развивать в таком направлении и таким образом зарабатывать. А жители не хотят этого, они хотят сохранить все как есть. Потому что они понимают, что если хлынет поток туристов, то это все может разрушиться и исчезнуть. В этом я вижу главный конфликт «Очевидного невероятного».
– С чем вы связываете популярность фантастики и сказок сегодня?
– Я очень рад, что у «Очевидного невероятного» такой хороший отклик от зрителей. Люди смотрят всей семьей. И в этом смысле главная задача сериала, я считаю, выполнена. В этом и секрет популярности жанра – его смотрят в любом возрасте.
Но жанр не всегда все решает. Самое главное, чтобы не было скучно смотреть. Вот это правда важно. Можно сделать дорогое кино с бешеными спецэффектами, а смотреть почему-то скучно. Как говорил мой мастер, Андрей Александрович Гончаров: «Неважно, какой жанр. Все жанры, кроме скучного».
– Расскажите о съемочной группе сериала, со Светланой Ходченковой и Артемом Быстровым вы ведь уже играли? Легко ли было работать в этот раз?
– Да, со Светланой мы уже не в первый раз на площадке, и тут, что говорить, съемочный процесс всегда проходит комфортно. С Артемом мы один раз снимались, но кратко, а здесь уже были в плотном тандеме. По крайней мере, мы веселили Свету. Отличный актерский состав, нужно сказать. Со всеми было здорово работать. Но все самые интересные истории остались за кадром.
В какой-то момент я собрал всю съемочную группу, потому что подумал, что нам нужно стать семьей. Было очень много людей, которые друг с другом не работали, и как-то мне показалось, что нужно собраться и провести вечер вместе. И мы пошли в ресторан всей группой.
– Часто вы инициируете такие вечера на съемках?
– Да, я такое люблю. В съемочном процессе важно быть семьей, чтобы все были на одной волне, расслабились. Бывает, что все сразу становится непринужденно и работа получается, потому что все уже друг друга знают. А иногда кто-то может выпадать из группы, и такие вечера как раз помогают всем сплотиться.
– В прошлом году вы сыграли в новой картине Александра Велединского «1993». Это не первая ваша совместная работа, вы давно знакомы. Расскажите о работе с ним.
– К своему стыду, я до сих пор еще не посмотрел «1993». Просто физически не было времени. Я даже себе составил список фильмов на каникулы, а я за весь год отдыхал только один месяц. Но в результате я так утомился, что не посмотрел из этого списка ничего.
Но Велединский для меня особенный режиссер, я считаю его своим другом. Мы с Сашей Робаком продюсировали его первый полный метр «Русское». Мы прошли с ним длинный путь. Велединский не быстро создает свои фильмы. Помню, в начале 2000-х он мог целый год монтировать свою картину. И все это время мы проводили вместе. Это была и нервотрепка, и любовь, и ненависть, и ссоры. Много чего было. Если Саша позовет меня сниматься, я даже сценарий читать не буду и побегу сверкая пятками к нему в кадр.
Велединского я бы назвал очень дальновидным режиссером, его фильмы периодически опережают время. Например, так было с фильмом «Живой». Мне кажется, что публика не сразу его поняла, зрительский успех его догонял со временем. Даже сейчас я вижу, что его смотрят, это актуальное кино сегодня.
– Когда вы с ним познакомились?
– Я пришел на пробы в сериал «Закон», который он снимал. Валерий Тодоровский был продюсером. Там мы и познакомились с Сашей.
В начале двухтысячных мы с Робаком ушли в продюсирование и решились взять сценарий Велединского «Русское». Он тогда носил его по разным топовым продюсерам, но никто не решился брать. Хотя история была аполитичной, ничего такого там не было. Но почему-то побоялись. Мы же с Робаком как два безбашенных парня взялись: ввязались в историю, затянувшуюся на два с лишним года. Про это можно отдельное кино снимать, как мы тащили этот проект на своих плечах. Сейчас мы, конечно, видимся с Велединским реже. Чаще на каких-то праздниках, он вот был у меня на дне рождении.
– Другим важным режиссером в вашей жизни стал Борис Хлебников. С Робаком у вас была прекрасная роль в его сериале. Вы также сыграли у него заметную роль в «Аритмии». Нет ли новых совместных планов?
– Я всегда жду звонка от Бориса Игоревича. Как и в случае с Велединским, я соглашусь сниматься не раздумывая. Это большой подарок работать с ним. Хлебников всегда подбирает идеальную команду. Его последний фильм «Снегирь» мне очень понравился – тоже с Робаком, кстати. Казалось бы, такая масштабная история, фильм-катастрофа, но при этом сделано все камерно. Потому что для Хлебникова главное – человеческая история, быть достоверным. Я это очень ценю в нем.
– Вы с Робаком сейчас одни из самых востребованных актеров в кино и сериалах. Связываете ли вы это с ростом российских стримингов?
– Я не подчиняю это какой-то логике. Конечно, стало больше мест, где ты можешь себя показать. Но и конкуренции стало больше, появилось очень много замечательных артистов. Стриминги предоставляют новым лицам возможность открыться.
Раньше телеканалы отталкивались от того, формат это или не формат. Теперь все стало гораздо шире, потому что отталкиваются от крутого сценария. Если история отличная – проект запускают. Я в целом ощущаю огромный рост нашей индустрии. Качество выросло, в том числе техническое. И мне кажется, что сейчас, когда от нас ушло все западное кино, то зритель должен, по логике, переключиться на наш кинематограф. Так просто природа устроена.
– Многие очень успешные в кино и сериалах актеры все равно возвращаются в театр. У вас не было желания вернуться, вы ведь когда-то начинали на сцене?
– Все мы когда-то начинали на сцене. С театром у меня история закончилась в 2001 г. Актеры, которые возвращаются, они, как правило, никогда и не бросали, служат параллельно в своем театре.
Признаться, у меня часто возникает желание сыграть в спектакле, но просто нет времени и возможности. Как и с продюсированием, тут нужно все бросить и посвятить этому большую часть своей жизни. Кино заполонило все мое время, я сейчас даже не могу представить, чтобы я стал постоянным актером в каком-то театре, играл по нескольку раз в месяц спектакль.
– Мы сейчас находимся на съемках, расскажите о проекте, в котором сейчас работаете.
– Фильм называется «Мое собачье дело». Это простая новогодняя история, где главный герой – это собака. Мы все на втором плане, можно сказать. Все внимание уделено ей, и актеры зависят от нее. Это бывает непросто. С людьми, конечно, легче работать.
У меня, кстати, с собаками не очень складываются отношения. В сериале «257 причин, чтобы жить» я уже работал с одной. Мне надо было как-то с ней поладить, ведь по сюжету я ее хозяин. А она в первый же съемочный день меня укусила за ногу через тонкие летние штаны. Тут я подумал – впереди еще столько смен, вот как я буду работать?
– Подружились в итоге?
– Скорее, делали вид. Мне тут доказывают, что это другая собака, ее сестра. Но я точно уверен, что это та самая и есть. Чувствую ногой, можно сказать.