Михаил Скигин: «Велосипед объединяет людей, народы, страны»
Партнер сети велосалонов премиум-класса WowBikes ‒ о популяризации двухколесного транспортаВ России наблюдается повышение спроса на покупку велосипедов. По данным аналитического сервиса «Чек Индекс», только в январе ‒ феврале нынешнего года число покупок в рознице увеличилось на 56% по сравнению с аналогичным периодом 2024 г. Как обычно, с приходом весны велолюбители обретают второе дыхание. «Ведомости. Город» провел интервью с партнером сети велосипедных салонов премиум-класса WowBikes Михаилом Скигиным, который рассказал, с чем связана популярность велодосуга, как кастомизация влияет на развитие велокультуры и что ждет отрасль в будущем.
«Идем верным путем»
– В основу развития велосипедной культуры легла инфраструктура. Прежде, с начала 2000-х гг., было немного страшно ездить на велосипедах в Москве и Санкт-Петербурге. Сегодня видно, как власти все больше вкладываются в инфраструктуру. Поездка на велосипеде становится все более доступной и все больше ассоциируется, с одной стороны, с досугом, с другой стороны, здоровым образом жизни и, с третьей стороны, со средством передвижения. И этот тренд все больше набирает обороты, что видно по числу продаж даже детских велосипедов. Они становятся все более популярными. Это значит, что люди стали больше беспокоиться о своем здоровье и об экологии.
– Если говорить о мегаполисах, таких как Москва, Санкт-Петербург и других городах, однозначно может. Конечно же, до Амстердама нам далеко, но там немного другой контекст. В этом городе достаточно сложно передвигаться на машине, поэтому велосипед для них ‒ незаменимый транспорт. В то время как у нас и расстояния побольше, и на машине еще относительно легко добираться из точки А в точку Б. При этом в наших мегаполисах фокус сейчас очень сильно смещен на то, чтобы больше было велосипедных дорожек, удобных и интересных маршрутов. Но и в регионах дорожная велосеть ‒ в стадии развития. Мы идем верным путем к созданию дружелюбной инфраструктуры для велосипедов в масштабах всей страны.
– Кто-то ушел, кто-то остался. Самый крупный бренд Trek ушел. Но, насколько нам известно, все бренды держат руку на пульсе и готовы при возможности вернуться на российский рынок. Одновременно мы видим, что основное производство велосипедов сейчас концентрируется в КНР. Многие направились туда, чтобы создать собственный бренд. Мы не исключение. У нас есть тоже собственный бренд, он называется Spinn. Это комфортабельный и одновременно доступный велосипед, который, как оказалось, пользуется серьезным спросом. Мы разработали модель во время пандемии и сейчас второй-третий год достаточно успешно ее продаем. И мы не одни такие.
«Это хорошая инвестиция в здоровье»
– Любой бизнес – про риски. Если в агросекторе твой урожай зависит на 99% от погоды и на 1% от всех операционных процессов, которые ты делаешь, то в сфере продаж есть сезонность, волатильность, смена трендов. Нужно учитывать, что велосипеды – это крупногабаритный товар, который тяжело хранить, его нельзя компактно сложить или разобрать, поэтому складирование и логистика – серьезные задачи.
Также сама конструкция ‒ сложное техническое изделие, нужно заботиться о гарантиях. Ну и, конечно, низкий спрос зимой – тоже фактор риска, который нужно компенсировать за счет дополнительных сервисов.
- Нет, не особо. У нас в целом все модели адаптированы под мальчиков и девочек, для мужчин и женщин. Они все пользуются примерно одинаковым спросом. Нет строгих параметров по предпочтению. Есть сильная заинтересованность и в детских, и во взрослых велосипедах для велопрогулок по городу, в парках, у себя на дачах.
– В этом сегменте существуют совершенно разные модели ‒ от спортивных до городских. Мы фокусируемся в основном на городских. Они имеют большое преимущество. У меня самого есть электрический велосипед. Это великолепная техника. На обыкновенном велосипеде такие расстояния, как на электрическом, не преодолеешь. В горных регионах это вообще палочка-выручалочка, потому что там нужно приложить много энергии и физического здоровья, чтобы осилить неровный и холмистый маршрут. А с электробайком это становится значительно проще.
- Элитный велобайк ‒ это, как правило, прочная рама, бывает титановая даже. Велосипед становится надежным, но при этом легким, быстрым и требует минимум обслуживания и редкого ремонта. И это хорошая долгосрочная инвестиция как в транспортное средство, так и в свое здоровье.
Мы видим, что спрос стабилен в каждой ценовой категории. Кто-то предпочитает только очень высокое качество и готов за это заплатить, для кого-то важна более экономичная покупка, и он выбирает модель попроще. Главное, чтобы был выбор, и эта опция пользуется спросом.
«Велопрогулки становятся традицией, ритуалом»
- Кастомизация становится целым изобретательским процессом, где креатив соединяется с наукой, производством и маркетингом. Уже недостаточно просто предложить выбор модели и цвета изделия. Потребитель ожидает от прогрессивных брендов новации на каждом этапе знакомства: зайдя на сайт, он желает получить бонусы при первой покупке или привилегии в обслуживании, внимание и заботу при личной коммуникации с менеджерами, убедиться в наличии сертификатов качества и безопасности, увидеть своими глазами спортсменов и тренеров, понять, кто рекомендует бренд. Кастомизация ‒ бесперебойный процесс улучшения самого продукта, прокачка профессионализма команды и работа над ошибками.
Бренды, которые мы предлагаем в рамках нашего проекта, меняют само отношение к этому виду транспорта. Велосипед становится не просто средством передвижения, он превращает в традицию семейные прогулки, делает ритуалом вечерние прокаты, наделяет смыслом дорогу до работы и обратно, заменяет поход в спортзал на интенсивную тренировку вдоль набережной с потрясающими видами. А самое ценное, что такой формат активного отдыха не противоречит ни одной мировой культуре, а значит, на уровне национального кода может быть зашит в любой этнос. По сути, велосипед объединяет людей, народы, страны.
- Каждую идею, зарождающийся тренд нужно взвешивать на рациональность и функциональность и, если они есть, думать над тем, как их адаптировать в целях рентабельности. К примеру, набирающий популярность запрос на «транспорт по подписке», когда платишь фиксированную сумму и тебе выдают велосипед на день, неделю, месяц, не совсем подходит для сегмента премиум. Сервис по подписке реалистичен для товаров экономкласса, что не предполагает масштабирования на премиальные бренды по причине дороговизны техобслуживания.
Чтобы идти в ногу со временем, также важно прибегать к услугам партнеров. Бренды для активной жизни не всегда могут охватить прикладные функции, за которые потребитель готов платить. Партнерские отношения позволяют играть в тех категориях товаров, в которых вы не обладаете достаточным опытом. Например, мы не являемся экспертами по гаджетам и аксессуарам для велоспорта, но сотрудничество с целевыми партнерами позволяет нам применять наше видение в этой категории.
- Это очень положительная тенденция, которая из года в год становится более масштабной. Наша компания уже годами участвует в разных мероприятиях, которые становятся все более обширными, все более громкими. Как следствие, появляются целые сообщества велосипедистов. Наш бренд развивается и формирует вокруг себя уже сильное комьюнити, которое начинает существовать автономно, популяризируя велосипедную культуру. Также всегда будут отраслевые аудитории. Есть сообщество так называемых чопперов, кто фанатеет от кастомизированных моделей. Также очень активно спортивное комьюнити. Каждого из них объединяет эмоция досуга, спорта, приобщения к культуре, которую дарит велобайк.
Если говорить про мировые тенденции, то последовательный запрет авто на дизеле и бензине неизбежно нас пересадит либо на электрокары-беспилотники, либо на индивидуально управляемый вид экологичного транспорта, а это не что иное, как велосипед. Плюс велосипеды ‒ самый безопасный способ передвижения, не считая собственных ног.
– Для фундаментальных туристических маршрутов, как «Золотое кольцо», конечно, нужно планировать уже целое путешествие с ночевками, остановками, а не просто велопрогулку. Как и каждому тренду, велосипедной культуре в России немного не хватает популяризации, над чем мы сейчас работаем. Например, взять тот же самый Санкт-Петербург. Из личного опыта могу сказать, что он смотрится одним, когда гуляешь по городу, другим, когда смотришь на него с воды, проезжая по каналам, и совершенно по-иному, когда катаешься на велосипеде. На мой взгляд, в этом состоял изначальный замысел строителей города, которые исходили из того, что город будет по-разному восприниматься из окна кареты или верхом на лошади. И на велосипеде есть такое ощущение, как будто сидишь на лошади. Улицы открываются заново, скорость восприятия достопримечательностей тоже становится другой. И такой опыт нужен для каждого города.