Столичные власти рассчитывают к 2030 году существенно нарастить кинопроизводство
Создание кинокластера решит проблему дефицита павильонов и расширит возможности для натурных съемокУже в начале 2025 г. Эмир Кустурица приступит к съемкам фильма под рабочим названием «Инженер легких прогулок». Новая кинолента культового режиссера – вольная экранизация произведений Федора Достоевского «Идиот» и «Преступление и наказание». Действие событий постановщик, как рассказал он сам в интервью «Ведомостям», планирует перенести в наши дни, а «отснять по максимуму» – в московском кинокластере. На площадках кинокластера, как отметил Кустурица, для этого созданы все условия: «Надо улицу – пожалуйста, есть улица, а потом можно перейти в помещение. Кроме того, насколько понимаю, есть там и возможность green screen («хромакей»)».
Реализация мегапроекта по созданию кинокластера стартовала в Москве в 2019 г., а все этапы планируется завершить к 2030 г. Ключевыми объектами кинокластера стали кинопарк «Москино» в новой Москве, а также три площадки Киностудии Горького – территории на ул. Сергея Эйзенштейна, в Валдайском проезде и кинозавод «Метмаш».
В Москве базируется 90% кинокомпаний страны, поэтому логично, что город заинтересован в развитии этой индустрии, заявил «Ведомости. Москва – 2030» руководитель столичного департамента культуры Алексей Фурсин. Несмотря на активное развитие регионального кино, пока все же именно Москва остается крупнейшим центром российской киноиндустрии и большая часть сериалов и фильмов снимаются в столице, соглашается с Фурсиным Сергей Маевский, гендиректор «Старт продакшн» (производственная компания видеосервиса Start).
Как Москва поддерживает кинопроизводителей
С 2021 г. действует грант правительства Москвы за образ столицы в фильмах. Размер выплат привязан к хронометражу, который отведен в проекте для демонстрации образов Москвы: чем больше в киноленте минут отведено их показу, тем больше сумма гранта. Максимальный размер выплаты для профессиональных киногрупп, снимающих в Москве фильмы и сериалы, составляет 15 млн руб. и выплачивается в случае, если столичные образы присутствуют в кадре более 30% от общего хронометража проекта.
С 2023 г. в Москве также действует грантовая система компенсации затрат кинопроизводителей, которые они понесли при съемках на объектах, принадлежащих столичному правительству. В таких случаях кинокомпании и продакшны могут получить компенсацию в размере 100% за съемки на городских объектах. При этом к ним относятся не только объекты столичной инфраструктуры, но и локации, входящие в московский кинокластер. Сейчас максимальный размер компенсации для юрлица составляет 3,5 млн руб. В ближайшие месяцы этот подход будет скорректирован. Максимальный размер выплат для кинокомпании увеличится до 15 млн руб., а расходы можно будет суммировать в рамках нескольких проектов без ограничения по сумме на один из них.
В сентябре 2023 г. была запущена киноплатформа «Москино» – сервис, через который можно как подобрать реквизит и костюмы, так и оформить онлайн-заявку на согласование съемок в кинокомиссию. Период согласования простых съемок на объектах, размещенных на платформе, сократился с 11 до 7 рабочих дней. Благодаря работе киноплатформы в 2024 г. кинокомиссия согласовала свыше 1000 съемок на территории Москвы.
«Это все надо где-то снимать»
Объем кинопроизводства в России в последние годы растет. Сначала этому способствовал контентный бум 2021 г., когда видеосервисы, став наряду с телеканалами крупными производителями контента, выпустили рекордное на тот момент количество оригинальных сериалов (originals) – 107 проектов. В 2023 г. количество originals онлайн-платформ достигло уже 175 проектов, следует из данных «Кинопоиск Pro». Запрос на увеличение выпуска отечественных кинопроектов, обусловленный уходом из России американских мейджоров в 2022 г., актуализировал вопрос о необходимости развития инфраструктуры кинопроизводства, говорит Фурсин.
«Это все надо где-то снимать. Профессиональные павильоны в Москве если не круглый год, то в сезон точно всегда забиты под завязку. Кроме того, раньше наши съемочные группы выезжали снимать в Европу – сейчас такой возможности нет. Поэтому мы решили, что нужно создать все условия, чтобы у кинокомпаний была возможность снимать здесь, в Москве», – пояснил руководитель столичного департамента культуры.
Решить проблему дефицита локаций для павильонных съемок по замыслу московских властей поможет модернизация Киностудии Горького, работы в рамках которой сейчас проводятся комплексом городского хозяйства и департаментом капитального ремонта Москвы совместно с департаментом культуры. В 2023 г. киностудия перешла из федеральной в собственность города Москвы и объединила в себе три площадки – на ул. Сергея Эйзенштейна и в Валдайском проезде, а также кинозавод «Метмаш» на Рязанском проспекте.
«Мы сейчас работаем одновременно на двух площадках – ул. Сергея Эйзенштейна и в Валдайском проезде. На месте устаревших построек возводим современные павильоны для организации съемок любой сложности», – рассказал первый заместитель руководителя департамента капитального ремонта Москвы Алексей Васютин.
К 2025 г. территория этих двух площадок увеличится более чем на 30 000 кв. м и составит около 100 000 кв. м, сообщила гендиректор Киностудии Горького Юлиана Слащева. На площадке в Валдайском проезде уже демонтированы старые строения и началось возведение масштабного студийно-производственного комплекса, в котором разместятся съемочные павильоны от 400 до 2000 кв. м, Центр цифровых визуальных технологий со студиями виртуальных декораций, помещениями для монтажа, просмотровыми залами, гримерками и костюмерными, административными кабинетами и т. д. Также здесь разместятся зоны отдыха и кафе для работников киноиндустрии и вместительный паркинг.
Работы по модернизации с начала 2024 г. идут и на территории исторического здания киностудии на ул. Сергея Эйзенштейна. После демонтажа старых построек на их месте специалисты комплекса городского хозяйства уже возвели новый двухэтажный сервисный центр и строят производственный комплекс со съемочными павильонами. На втором этапе планируется строительство центра реквизита. Предстоит также отремонтировать кровли и фасады существующих строений.
«Наша задача – совместно с департаментом культуры Москвы не просто восстановить производственные мощности и материально-техническую базу Киностудии Горького, но стать самой большой студией в России», – отметила Слащева.
После завершения строительства территории на обеих площадках будут благоустроены. В результате Киностудия Горького получит все возможности для создания нового российского кино и реализации просветительских и образовательных проектов, уверен Васютин.
Реорганизация третьей площадки Киностудии Горького на территории бывшего ВНИИ Метмаш началась в марте 2023 г., а к 2030 г. здесь, по словам Фурсина, планируется построить 22 масштабных кинопавильона. Семь из них уже функционируют и все они сейчас расписаны до конца 2024 г., а два павильона – самых больших (1200 и 3000 кв. м) – забронированы до конца 2025 г., рассказала «Ведомости. Москва – 2030» заместитель генерального директора кинозавода «Метмаш» Юлия Голубева. За календарный год, как отмечает она, здесь уже удалось отснять 37 проектов: «Наибольшим спросом у продакшнов пользуется объект «полицейско-милицейский участок» (с одной стороны – дежурная часть современной полиции, с другой – милиция), павильоны с дополненной реальностью, также очень востребованы обычные павильоны под застройку декораций».
Кинозавод «Метмаш» станет локацией полного цикла кинопроизводства, продолжает Голубева. Здесь уже находится центр костюмов и реквизитов площадью 10 000 кв. м, планируются к запуску центры декораций и аренды оборудования, также по 10 000 кв. м каждый. Большое пространство, по ее словам, на «Метмаше» отведено под офисы кинокомпаний, продакшнов, рентал-компаний и инфраструктуру (кафе, рестораны и проч.).
«Офисные объекты пока не введены в эксплуатацию, но интерес со стороны потенциальных арендаторов уже очень высокий. В первой очереди «Метмаша» под офисы было отведено 15% от общей территории. Но с учетом спроса сейчас в планах возведение еще и отдельного комплекса под офисы на 40 000 кв. м», – резюмировала Голубева.
Что входит в московский кинокластер
– кинопарк «Москино» в новой Москве
– три площадки Киностудии Горького (кинозавод «Метмаш», Киностудия Горького на ул. Сергея Эйзенштейна и в Валдайском проезде)
– кинокомиссия «Москино»
– киноплатформа «Москино»
– киносеть «Москино» (16 столичных кинотеатров)
«Изначальная цель – поддержка отечественного кинопроизводства»
В 2018 г. была создана кинокомиссия «Москино», которая берет на себя вопросы по необходимым согласованиям съемок в городе. Как показала практика, основной спрос продакшны формируют на стандартные объекты городской инфраструктуры – полицейские участки, школы, больницы, ж/д вокзалы, аэропорты, а также узнаваемые улицы столицы. Проведение съемок здесь всегда сопряжено с вынужденным ограничением работы этих объектов. Чтобы преодолеть эту проблему, московские власти приняли решение о создании кинопарка для проведения натурных съемок.
Первая очередь кинопарка «Москино» в новой Москве – 18 съемочных площадок, четыре павильона и шесть объектов инфраструктуры на площади 180 га – была запущена 7 сентября 2024 г. Здесь уже воссозданы здания вокзала, аэропорта, узнаваемые улицы Москвы и других городов – как российских, так и европейских. В частности, есть локация «Берлин», где уже прошли съемки многосерийной шпионской драмы «ГДР» телеканала НТВ. Также в кинопарке «Москино» проводилась часть съемок сериалов «Постучись в мою дверь в Москве» (совместный проект телеканала ТНТ и видеосервиса Okko), «Против всех» (видеосервис Start), «Патриот» (ТНТ) и др. – всего 30 проектов за 2023 г.
Самые востребованные площадки кинопарка на сегодня – ж/д вокзал, аэропорт, улицы Москвы и «Деревня» – атмосферная природная локация в лесу на несколько улочек с жилыми домами и подворьями, построенными в традиционном для средней полосы России стиле, рассказал «Ведомости. Москва – 2030» гендиректор кинопарка «Москино» Кирилл Косенко. В перерывах между съемками здесь проводятся организованные групповые экскурсии, но эта деятельность не станет одной из основных, поскольку изначальная цель создания кинопарка – поддержка отечественного кинопроизводства, уточнил Косенко.
Создание универсальных натурных площадок для проведения съемок в Москве позволяет кинокомпаниям использовать территорию под различные декорации кинокартин, что помогает существенно экономить ресурсы, затраченные на частую смену локаций из-за их удаленности от Москвы, говорит Никита Сапронов, продюсер «Всемирных русских студий», компании – создателя сериала «ГДР».
Появление кинопарка «Москино» – очень актуальный и точный ответ на текущий запрос столичной киноиндустрии, поскольку киностудии смогут здесь организовывать съемки для совершенно разных фильмов в одной локации, что экономит время и средства на логистику и, как следствие, оптимизирует общую смету проекта, добавляет, в свою очередь, Маевский из «Старт продакшн»: «Мы одними из первых начали проводить съемки в строящемся кинокластере. Здесь мы частично снимали сериал «Абрек» и некоторые сцены из сериала «Последний богатырь. Наследие», который выйдет осенью. Сейчас ведем съемки продолжения сериала «Против всех».
При этом съемочные группы, по словам Маевского, могут как использовать в «Москино» уже готовые решения, так и получить земельный участок под разработку собственных декораций: «Это дает большую гибкость и вариативность решений в процессе съемок».
Сейчас в кинопарке «Москино» возводится вторая очередь, состоящая из 20 локаций. А к 2030 г. – после реализации всех этапов – «Москино» займет территорию более 1100 га, став, таким образом, самым крупным в мире кинопарком. Реализация этого проекта, как рассчитывают столичные власти, позволит на 20% увеличить количество киносъемок в Москве.
«В тесной связке с киноиндустрией»
Московские власти реализуют проект по созданию кинокластера в тесной связке с киноиндустрией, знает главный редактор отраслевого портала «Кино-театр.ру», продюсер Жан Просянов: «Департамент культуры Москвы регулярно встречается с продюсерами и представителями продакшнов и рассказывает про этапы реализации кинокластера, возводимые на «Метмаше» и в кинопарке «Москино». Это огромный плюс, поскольку в таком случае у продюсеров есть понимание, что вот такой-то объект будет готов к определенному времени и его уже гарантированно можно запланировать и поставить в съемочный график».
Но, как отмечает Просянов, пока очевидно, что создаваемая в столице инфраструктура и меры поддержки в большей степени рассчитаны на удовлетворение запроса отечественной киноиндустрии.
«В первую очередь мы действительно ставим перед собой цель – полностью закрыть потребности отечественных кинопроизводителей в инфраструктуре, технологиях, кадрах. Пока мы только в начале этого пути. Но параллельно с этим развиваем и другое направление – создание в Москве международного кинохаба. Презентуем наши возможности на зарубежных профильных событиях, привозим продакшны к нам», – говорит Фурсин.
Сегодняшнее состояние инфраструктуры уже не отвечает возрастающим потребностям кинопроизводства, прежде всего сериалов, говорит руководитель исследований Института кино НИУ ВШЭ Олег Иванов. Поэтому, по его словам, логично, что проект по созданию в Москве кинокластера не просто ставит задачу увеличить площади павильонов и создать дополнительные сервисы, а претендует на то, чтобы поднять инфраструктуру российского кинопроизводства на новый качественный уровень. Между тем, как отмечает эксперт, ключевым вопросом востребованности площадок и сервисов кинокластера является возможность снижения издержек для кинокомпаний по сравнению с существующими расходами.
«Если система компенсаций будет правильно настроена, то город убивает сразу двух зайцев. С одной стороны, вовлекает компании в кинокластер, с другой – убирает со своих улиц съемочные группы, которые хоть и ведут себя теперь все более деликатно, но все-таки вмешиваются в обычный порядок жизни москвичей», – добавил Иванов.
Однако для того, чтобы привлечь в Москву зарубежные киногруппы, необходимо будет предложить конкурентные условия, как минимум, по размеру кинорибейта, считает Просянов: «В Венгрии, к примеру, размер рибейта (компенсация затрат киногрупп при съемках на территории. – «Ведомости. Москва – 2030») составляет 30%. Соответственно, Москве нужно предложить рибейт больше, хотя бы на уровне 40%».