В память о легенде: где в столице снимался фильм «Москва слезам не верит»
Повторяем маршрут героев культовой советской картиныВ четверг, 8 июля, в Большом зале Дома кино проходит прощание со знаменитым режиссером и актером Владимиром Меньшовым. В своих кинолентах он удивительно точно передавал дух времени, а его фильм «Москва слезам не верит» получил признание не только на родине, но и за рубежом: благодаря ему Меньшов стал обладателем главной кинопремии мира «Оскар». В память о Меньшове и его таланте предлагаем «прогуляться» по главным съемочным площадкам легендарной картины и прикоснуться к истории города 50-70-х годов.
Станция метро «Новослободская»
В московской подземке предприимчивая Людмила Свиридова знакомится со своим будущим мужем – хоккеистом Сергеем Гуриным. И эта станция, построенная в 1952 году, в качестве места для съемок выбрана неслучайно: она погружает зрителя в тот временной период.
Гид по Москве Алла Агафонова рассказала, что мозаичное панно, которое расположено в конце зала «Новослободской», является приметой 50-х годов.
– На нем изображена женщина с ребенком и голубями над головой. На месте голубей до развенчания культа личности Сталина, характерного для конца 50-х годов, показанных в фильме, можно было увидеть медальон с портретом вождя, – добавила эксперт.
По словам редактора проекта «Архитектруные излишества», историка-москвоведа Павла Гнилорыбова, эта станция метро является своеобразным рубежом между сталинской эпохой и будущим потеплением.
– Понятно, что когда строили кольцевую линию Московского метрополитена, никакой оттепели в понимании не существовало. Но тем не менее «Новослободская» из всех станций кольцевой ветки выглядит наиболее свежо, не идеологизировано. Она про пестроту, радость жизни, нежели про колхозный строй, марширование, – пояснил специалист.
Триумфальная площадь
Другая сцена из фильма, где Андрей Вознесенский читает стихи перед толпой слушателей, снята на площади Маяковского (старое название Триумфальной площади. – Прим. ред.) – и это тоже маркер времени. Тогда имена таких поэтов, как Евтушенко, Окуджавы и Рождественского, были широко известны: их боготворили и читали наизусть.
Памятник Маяковскому на площади открыли в 1958 году, и возле него каждое последнее воскресенье месяца проводились «Маяковские чтения» – похожие на те, что мы видим в фильме, объяснила Алла Агафонова.
В день съемок массовка долго ждала мотора и под конец уже начала шутить: «Меньшов, наверное, не знает: то ли тоннель закапывать, то ли “Современник” восстанавливать!»
– Основания так шутить у них были: действие в фильме происходит в 1958 году, а на дворе конец 70-х. За это время окрестности площади изменились до неузнаваемости: на рубеже 50-60-х годов построили Маяковский тоннель, а в 74-м снесли здание театра «Современник», – объяснила гид.
Но тогда Меньшов нашел решение: ждал, пока сумерки сгустятся, и только потом начал снимать, рассказала специалист.
Тверская улица
В то время Тверская называлась улицей Горького – именно по ней Катя Тихомирова и Люда Свиридова совершают свой вечерний променад. Через эту улицу зрителю тоже показывают приметы 50-х годов, например, видны витрины магазинов, где пирамидкой выложены баночки дефицитного краба и черной икры.
В то время Тверская называлась московским Бродвеем: прямо напротив современной московской мэрии, возле памятника Ленину, собирались стиляги, объяснил Павел Гнилорыбов.
– Вообще это живо контрастировало с очень строгой сталинской Тверской застройкой 30-40-х годов, начала 50-х. Улица в те годы поражала своей шириной, не было такого автомобильного движения. Тверская – это про вечную юность, – пояснил он.
Гоголевский бульвар
Излюбленное место для прогулок у москвичей. На Гоголевском бульваре Катя встречается со своим возлюбленным оператором из «Останкино» Рудиком и просит найти врача, чтобы сделать аборт. Здесь же они встречаются и через 20 лет: мужчина умоляет теперь уже успешного директора комбината Екатерину Александровну позволить увидеть свою дочь.
Гоголевский бульвар в 50-е годы сильно меняется: до этого он начинался с памятника печальному Гоголю, который установили еще в Российской империи, а в 52-м здесь появился еще один монумент писателю, рассказал Павел Гнилорыбов.
– В 1952 году поставили Гоголя в стиле соцреализма, там даже надпись совершенно «безупречная»: «Николаю Васильевичу Гоголю от правительства Советского союза». И получается, что старый Гоголь и новый Гоголь стоят друг от друга в 300 метрах, – уточнил он.
А в 60-е годы на бульваре стали собираться московские хиппи. Появилось у места и народное название ГоголЯ (ударение на «я». – Прим.ред.).
– Раньше говорили: «Встретимся на Гоголях». Это культовая точка хиппи 60-70-х годов, – добавил москвовед.
Высотка на Кудринской площади
В самый центр Москвы – в высотку на площади Восстания (теперь уже Кудринская. – Прим. ред.) Катя Тихомирова переезжает на месяц по просьбе родственников. Именно здесь в шикарной квартире они будут жить вместе с подругой Людмилой, выдавая себя за дочерей профессора Тихомирова, и принимать гостей. Среди них, например, хоккеист Гурин и оператор Рудик.
Эту высотку, по словам Павла Гнилорыбова, раньше называли домом летчиков, потому что во многих квартирах там жили работники авиационной промышленности, конструкторы и герои СССР. Это здание считалось передовым для своего времени.
– Там были специальные пылесосы, система пылеудаления в каждой комнате, общедомовая система кондиционирования. Здание задумывалось как бытовой комплекс, где человеку никуда не надо выходить – все в доме. Так, на первом этаже был огромный гастроном, кафе-мороженое, кинотеатр. Сейчас это совершенно обычно для современных ЖК, но в советское время это было прорывом, – объяснил историк-москвовед.
Родильный дом №25
Одна из финальных сцен первой серии фильма снималась на пороге 25-го родильного дома, который располагается недалеко от станции метро «Воробьевы горы». Он был открыт в 1958 году, что тоже учли создатели фильма.
С того момента здесь появились на свет сотни тысяч человек, а местные медработники трудятся в роддоме целыми поколениями, добавила Алла Агафонова.
– Например, медсестра Галина Киселева, узнавшая себя в кадре фильма «Москва слезам не верит», в окне третьего этажа, работает здесь с 1971 года, в свое время привела сюда работать свою дочь, а также здесь родились ее сын, семь внуков и два правнука, – рассказала она.
В 1965 году Владимир Меньшов закончил актерский факультет Школы-студии имени Немировича-Данченко при МХАТе, а затем еще и отучился в аспирантуре при кафедре режиссуры во ВГИКе.
Первый успех как к актеру пришел к нему в 1972 году, когда он сыграл главную роль в фильме «Человек на своем месте». Тогда Меньшова удостоили первой премии на VI Всесоюзном кинофестивале в Алма-Ате. Всего за свою жизнь он сыграл около 120 ролей в кино.
В качестве режиссера перед зрителем Меньшов представал реже, но каждая его картина становилась особенным событием. Огромных успехов добился его фильм «Москва слезам не верит» 1979 года. Киноленту посмотрели почти 90 миллионов человек, а для проката ее купили более 100 стран. Кроме того, «Москва слезам не верит» получила награду одной из главных кинопремий мира – «Оскар» в номинации «Лучший зарубежный фильм».
Среди других не менее масштабных и ярких его работ в качестве режиссера – «Любовь и голуби» и «Ширли-мырли». Первый стал одной из самых просматриваемых советских картин на YouTube.