Современный стоицизм: как сохранить спокойствие в нестабильных ситуациях
Принципы древних философов, которые помогут современному горожанинуНа долю Римской империи времен Марка Аврелия выпало немало невзгод: войны, эпидемии, стихийные бедствия. Сам правитель тоже не мог похвастаться ни счастливой личной жизнью, ни крепким здоровьем. Но из дошедших до нас его дневников известно, что каждый день император готовил себя к худшему из возможных сценариев развития событий, а когда дела складывались лучше, чем могли бы, испытывал глубокую благодарность.
Римский император был «философом на троне» – он практиковал зародившуюся еще в третьем веке до н. э. в Древней Греции и позднее распространившуюся в Римской империи философию стоицизма.
Принципы из этого учения практикуют многие предприниматели, в первую очередь те, чья деятельность связана с высокими рисками и необходимостью принятия ответственных решений.
«Стоицизм – наиболее надежная подушка безопасности, когда эмоции зашкаливают», – заявил на платформе TED американский инвестор, оратор и автор нескольких бестселлеров Тим Феррис. Именно следуя установкам стоицизма, Феррису, как он не раз признавался в интервью, удавалось принимать «лучшие бизнес-решения».
По мнению кандидата философских наук, старшего научного сотрудника Института философии и права СО РАН Александра Санженакова, эта «философия здравого рассудка» помогает сохранять спокойствие в сложных и нестабильных ситуациях.
Повлияв на учения знаменитых философов – от Фомы Аквинского до Рене Декарта и Спинозы, во второй половине XX в. стоицизм нашел отражение в когнитивно-поведенческой и других направлениях психотерапии.
Отпустить контроль
Первый шаг: разобраться с тем, что мы можем контролировать, а что – нет. По убеждению стоиков, практически единственное, чем мы действительно можем и должны управлять, – это наш разум.
Один из основоположников стоицизма Эпиктет говорил, что нам подвластны наши мнение, стремление, желание, уклонение. Вне пределов нашей власти – тело, имущество, доброе имя, государственная карьера и т. д.
«Эпиктет говорил, что спокойствие и уравновешенность – это результат вашего выбора и ваших суждений, а не окружающего мира, – объясняет Санженаков, посвятивший более 10 лет изучению стоицизма. – Еще один важный принцип стоиков: «Порядок мыслей важнее порядка вещей». То, что происходит в мире, вторично. Гораздо важнее то, что творится у нас в голове, как мы реагируем».
Избегать автоматизма
Стоики старались избегать в своих суждениях автоматизма. Для этого следует регулярно пересматривать привычные паттерны мышления. Аврелий для этого долгие годы вел философский дневник под названием «К самому себе». Записи были во втором лице, в эмоционально отстраненной форме, что оказалось отличным методом самоанализа.
«Стоики призывали быть не только участником своей жизни, но и ее наблюдателем, – продолжает Санженаков. – Тогда есть шансы ментально подняться над происходящим и посмотреть со стороны на себя и на ситуацию». Это помогает избавиться от чувства собственной исключительности и понять, что наши проблемы не отличаются от проблем большинства людей. И учит избегать того, что в современном мире мы называем «ярлыками». Стоики считали, что ничто не может быть либо только благом, либо злом. Они верили, что практически любая вещь или явление могут приносить как пользу, так и вред.
Верить в лучшее, готовиться к худшему
Будучи фаталистами и детерминистами, стоики не только стойко переносили испытания в настоящем, но и без страха смотрели в будущее. По словам Санженакова, это относилось даже к смерти. Например, стоики ее не боялись, объясняя это так: тело и жизнь человека принадлежат природе, поэтому человек похож на заемщика, который возвращает долг кредитору. Стоики следуют Сократу, который говорил, что никто не знает, что человека ждет после смерти, – можно только предполагать. А бояться предположений неразумно.
Толерантность к неопределенности
По мнению гештальт-терапевта Яны Новиковой, которая давно использует идеи философии стоицизма в своей практике, стоит уделить внимание такому понятию, как толерантность к неопределенности. Для этого современные последователи стоицизма, например, используют практику негативной визуализации. Представляя худшее, что может случиться, мы, во-первых, осознаем свои страхи, а во-вторых, начинаем больше ценить то, что у нас есть, и получаем больше ресурса наслаждаться жизнью здесь и сейчас. «Держи в мыслях ссылку, пытки, войны, болезни, кораблекрушенья. Случай может отнять у тебя родину и тебя – у родины, может бросить тебя в пустыню, может сделать пустыней место, где сейчас задыхаются в толпе. Пусть перед глазами у тебя будет все, что входит в человеческий удел», – говорил Сенека.
«Мы забываем, что неопределенность поджидает нас не только в сложные времена, но и в каждый момент жизни, — говорит психолог. — Но как бы ни складывались обстоятельства, мы почти всегда тревожимся о будущем, проецируя на него наш прошлый опыт, – так устроен мозг. Сенека, кстати, тоже говорил, что мы чаще боимся боли, чем страдаем, и страдаем больше в воображении, чем в действительности», – рассказывает Новикова.
Стоицизм помогает признать, что неопределенность была, есть и будет. Но мы можем научиться выдерживать это не как огромное напряжение, а наоборот, как некое освобождение.
А еще стоический подход, добавляет психолог, учит сохранять баланс между двумя полюсами — бессилием и всемогуществом. «Умение разделять то, что можно контролировать, и то, что находится вне рамок контроля, – важнейший навык в нестабильные времена», – объясняет терапевт.