Духовная грамота. Как писать слово «Бог» в новых правилах русской орфографии
В активный оборот вновь входят слова, которые во время советской власти были под запретомМинистерство просвещения предложило закрепить в новом своде правил русской орфографии написание слова «Бог» и иных религиозных терминов с заглавной буквы. В РПЦ идею поддержали, а филологи спорят о том, насколько это уместно.
В начале лета в социальных сетях активно обсуждали, как правильно писать религиозные термины – с большой или маленькой буквы. Министерство просвещения предложило закрепить в нормах русского языка написание с прописной буквы имен трех лиц Божества и высших существ, составляющих предмет религиозного почитания в монотеистических религиях (где верят в существование единственного Бога): Бог, Господь, Творец, Всевышний, Спаситель, Святой Дух, Святая Троица, Богородица, Иегова, Аллах, а также слова «Небо», «Церковь», «Провидение», «Промысл», когда они употреблены в духовном смысле. Собственные имена языческих божеств тоже рекомендовано писать с прописной буквы: Марс, Юнона, Перун.
По словам главы Министерства просвещения России Сергея Кравцова, новые правила русской орфографии обсуждались на заседании орфографической комиссии РАН и одобрены правительственной комиссией по русскому языку. Сейчас они находятся в стадии общественного обсуждения.
Время меняет нормы
Изменения в правила русской орфографии и пунктуации вносились не раз. В XX в. крупнейшая реформа правописания произошла после революции 1917 г. Тогда были исключены три буквы – Ѣ (ять), Ѳ (фита), І (и десятеричное) – вместо них стали употреблять Е, Ф, И. Также менялись правила написания: отменен Ъ (ер) в конце слов, оканчивающихся на согласную, например мячъ, ужъ, столъ.
Современные правила орфографии и пунктуации были утверждены в 1956 г. и не регламентировали написание слов, относящихся к религиозной сфере. С тех пор произошли кардинальные изменения в общественно-политической жизни страны. «В активный оборот вновь вошли слова, которые в течение 70 лет советской власти были под запретом, – говорит доктор филологических наук Татьяна Ицкович. – Поэтому остро встал вопрос формирования употребления религиозной лексики».
По мнению директора Центра лингвистики и профессиональной коммуникации РАНХиГС, доктора филологических наук Геннадия Слышкина, новые правила соответствуют языковой логике. Нововведение касается только божеств монотеистических религий. Поэтому наименование божества здесь является именем собственным, а собственные имена в русском языке пишутся с прописной буквы, подчеркнул Слышкин. По этой же причине – одушевление и придание статуса уникальности – с прописной буквы рекомендуется писать слова «Небо» или «Провидение» в религиозном контексте. «Человек, воздев руки к Небу, взмолился», – приводит пример Ицкович.
Когда речь идет не об уникальном божественном существе, а об обозначении принадлежности к классу божеств, сохраняется написание слова со строчной буквы, отмечает профессор МГУ им. М. В. Ломоносова, доктор филологических наук Лидия Малыгина. Например, «боги Древней Греции», «бог любви». Сюда же относятся фразеологизмы, в которых названия божества употребляются в переносном значении: «все не слава богу». А слова «дьявол» и «бес» всегда писались со строчной буквы. Хотя «Антихрист» пишется с большой, если выступает как имя собственное в значении «главный противник Христа», пояснил Слышкин.
Среди филологов есть те, кто считает инициативу Министерства просвещения ненужной. «Орфографические нормы надо оставить прежние, но дать возможность варьирования», – говорит профессор МГУ им. М. В. Ломоносова, доктор филологических наук Ирина Анненкова. По ее словам, разные мнения в обществе по этому вопросу связаны с разным вероисповеданием. И если православный захочет писать слова «Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой» с прописной буквы, это не значит, что нужно требовать того же от язычника, мусульманина или иудея. Кроме того, не понятно, будут ли учителя и экзаменаторы оценивать то или иное написание как верное или ошибочное. «Если дать возможность вариативности, то все останутся довольны: верующие, неверующие и учителя», – полагает Анненкова.
Некоторые филологи и вовсе считают, что предложение Министерства просвещения не является нововведением. По словам Владимира Славкина, заведующего кафедрой стилистики русского языка МГУ им. М. В. Ломоносова, написание слова «Бог» в значении «Божество» с прописной буквы указано в Русском орфографическом словаре (1990 г.), Большом толковом словаре (1998 г.). В Орфографическом словаре русского языка (2006 г.) с прописной буквы также пишется слово «Небо» в значении «Божественные силы», «Всевышний» и «Творец». Правда, «промысл» (промысел) дается со строчной.
Реакция Церкви
В последние десятилетия церковь активно развивается и вступает в коммуникацию со светским миром и государством, говорит Ицкович. Поэтому ее представители сталкиваются с проблемой, как правильно отражать в письменной форме сложившиеся церковные традиции, а государство таким образом выражает уважение к традициям всех монотеистических религий, считает эксперт.
«В советское время слово «бог» писалось с маленькой буквы, потому что это было символическим выражением отрицательного отношения к религии, – отмечает зампредседателя синодального отдела по взаимоотношению Церкви с обществом и СМИ Вахтанг Кипшидзе. – Сегодня государство не является атеистическим, у него нет такой идеологии. Поэтому сознательно устанавливать правила, когда это слово уместно писать только с маленькой буквы, в наше время бессмысленно».
По мнению профессора Слышкина, языковые нормы, включая орфографические, могут и должны меняться вслед за окружающим миром и сознанием человека. Он подчеркнул, что изменение нормы правописания не ущемляет права тех, для кого написание имен божественных сущностей с прописной буквы неприемлемо с идеологической точки зрения. Как полагает Татьяна Ицкович, новые правила отражают культурную преемственность, а также окажут практическую помощь ученым, журналистам и государственным служащим, которые пишут тексты, проводят исследования или готовят документы, связанные с религиозной тематикой.