Хранилище смыслов: зачем столице нужны арт-пространства нового формата
В Москве все более востребован нестандартный взгляд на искусствоМосква – город людей избирательных и искушенных, которые уже прекрасно освоили базу: они посещают академические театры, музеи современного искусства и пр. Чтобы удивить таких зрителей, важно предложить новый угол зрения, дать им возможность увидеть себя в искусстве, отмечает собиратель искусства, основатель a—s—t—r—a gallery Алина Крюкова.
По ее словам, о востребованности ярких арт-интервенций (публичных взаимодействий художников с различными объектами и пространствами. – Прим. «Ведомости. Города») говорит их повсеместное появление. Начиная от концертов, которые проходят в необычных пространствах вроде церквей или Депо Монорельса. И заканчивая проектом столичных властей «Искусство в метро», в рамках которого художники создают свои работы прямо на станциях метрополитена. «Подобные мероприятия переопыляют разные аудитории, напитывая город интересом к новому искусству», – говорит Крюкова.
Переосмысленное пространство
О значимости новых форм диалога между искусством и зрителем свидетельствует и появление арт-пространств, в которых каждое решение, от архитектуры до интерактивных практик, становится откровением для аудитории. В этом плане Москва следует мировому тренду. Необычные арт-пространства за последние годы, по данным портала Interior.ru, открылись в самых разных городах – от швейцарского Базеля до китайского Шэньчжэня. К примеру, в последнем на территории заброшенной электростанции, закрытой в 2006 г., появился культурный центр O·Power. Индустриальное наследие превращено в многофункциональное пространство, сочетающее общественные зоны и творческие кластеры.
Новые арт-пространства в столице также часто появляются в результате джентрификации – реконструкции пришедших в упадок городских кварталов и повышения в них уровня благополучия. На сегодня в столице уже немало площадок, получивших вторую жизнь после редевелопмента. Центр современного искусства «Винзавод», Центр «Зотов», пространство «ГЭС-2», дизайн-завод «Флакон» – эти и другие пространства показывают, как старые здания преображаются в лаборатории новых художественных идей.
«Сохранить то, что имеем, – это подвиг. Двойной подвиг – дать зданию новую функцию, которая зажжет место и привлечет туда людей», – отмечает градостроитель, автор проекта «Урбандвиж» Лена Пудова. Она подчеркивает, что места с историей притягивают к себе художников и других представителей искусства. «Творческие люди любят работать над сложными пространствами и сложными решениями. Это для них настоящий подарок», – говорит Пудова.
Один из самых свежих примеров преобразования исторической локации в арт-проект нового формата – pop-up-пространство (место для временных мероприятий. – Прим. «Ведомости. Города») Bibliotheca. Оно открылось в конце прошлого года на Софийской набережной, в жилом квартале «Золотой», построенном девелопером Capital Group. Жилой комплекс объединяет современную архитектуру с семью зданиями XVIII в., признанными объектами культурного наследия. Пространство разместилось одновременно в современном здании и одном из бывших корпусов Мариинского женского училища, соединенных подземными коридорами. Само училище основано внучкой полководца Суворова Ольгой Талызиной. В этом учебном заведении преподавали Николай Рубинштейн и молодой Сергей Рахманинов. После революции здесь располагалась школа, где учились дети из легендарного Дома на набережной, включая будущего писателя Юрия Трифонова.
По замыслу авторов проекта, Bibliotheca будет собирать, хранить и исследовать личные впечатления, конструирующие жизненный опыт. Пространство разделено на две зоны. 25-метровый бассейн, который находится в современной части здания, превращен в площадку для постановок и концертов, а многофункциональное помещение с баром и лаунж-зоной в историческом здании предназначено для лекций и дискуссий. Здесь также проводятся экспозиции предметов современного искусства. Особенностью площадки станет ее мультидисциплинарность. Сам формат рop-up-пространства подразумевает максимальную свободу творчества.
«У нас была идея создания проекта-диалога с теми, кто делает значимые события в разных жанрах. Нам хотелось поговорить о новом культурном контексте, в котором мы оказались, и сделать художественный слепок времени», – отмечает креативный продюсер Bibliotheca Евгения Лассарь. Бассейн, по ее словам, стал местом, которое может «драматически изменить восприятие зрителей от увиденного и включить их в происходящее».
Генеральным партнером проекта выступил девелопер Capital Group. Как отмечает член правления, коммерческий директор Петр Исаев, компания одной из первых привнесла в российский девелопмент искусство и уже более 10 лет развивает это направление в своих проектах. К примеру, проект Capital Art с помощью лекций, выставок и других мероприятий приглашал клиентов и сотрудников компании к дискуссиям об искусстве будущего и каждый сезон представлял работы нового художника в открытом пространстве башни «Город Столиц».
«До того как появилась Bibliotheca, мы очень долго искали идею, хотели сделать что-то, чтобы это было невозможно повторить, – рассуждает Исаев. – Это пространство по уровню задумки и воплощению поддерживает нашу общую философию: мы гордимся нашими проектами и хотим, чтобы жители столицы тоже ими гордились».
Исследовать реальность, интерпретировать контекст
Особенность площадки еще и в том, что кураторами мероприятий выступают не люди, а культурные институции. «Все приглашенные институции исследуют реальность и интерпретируют контекст», – отмечает Лассарь. По ее словам, каждое событие на площадке – это «конфликт» архитектуры, пластики, музыки и визуального искусства, который предлагает искать компромисс и делает зрителя более толерантным к «другому».
У организаторов изначально была цель представить максимально полярные высказывания. «Отсюда такие разные кураторы и, как следствие, – события», – добавляет Лассарь.
Дебютным стал спектакль «Context. Пластическая библиотека» хореографа Константина Кейхеля, который создавал постановки для Большого, Мариинского и других театров. Куратором мероприятия выступил фестиваль Context. Diana Vishneva. Постановка соединила три танго Альфреда Шнитке, для которого этот жанр был символом мрачных страстей и человеческих искушений, с музыкой современного композитора, лауреата премии «Золотой орел» Дмитрия Селипанова. Музыкальное сопровождение обеспечил Opensound Orchestra под управлением Станислава Малышева. Режиссером выступил лауреат премии «Золотая маска» Юрий Квятковский, а драматургом – Михаил Дегтярев. Проект исследовал тему одержимости саморазвитием и его разрушительных последствий.
В марте на площадке представили премьеру оперной инсталляции-перформанса «Silent Opera: В поисках протагониста» режиссера Юрия Квятковского. Куратором события стал PERFORMA – новый фестиваль перформативных искусств. Партнером выступил Sovcombank Wealth Management.
Главные произведения барочных опер Генделя, Монтеверди, Перселла и Вивальди послужили основой для истории о поисках героя. Арт-партнером проекта выступила галерея «Триумф», представившая в лаунж-зоне работы из своей коллекции.
В апреле пространство представило постановку «Наша встреча без повтора», в результате которой в чаше 25-метрового бассейна был создан монументальный живописный холст. Куратором события стала ярмарка современного искусства Cosmoscow. Партнером также выступил Sovcombank Wealth Management. По словам управляющего директора компании Екатерины Серединской, участие в проекте помогает компании укрепить культурный бренд. «Искусство, как и управление благосостоянием, стремится к созданию долговечной ценности. Включение в проект дает возможность продемонстрировать, что финансовые решения могут быть такими же осмысленными и вдохновляющими, как и произведения искусства», – считает она.
В основе проекта – работа молодой художницы Анастасии Антиповой «5 угол» и выступление народного артиста России пианиста Дениса Мацуева. Зрителям представили действо, исследующее феномен клоунады и трикстерства как один из защитных механизмов новой повседневности. На глазах у гостей в чаше бассейна был создан монументальный холст. В результате инсталляция стала смысловой декорацией для выступления знаменитого пианиста-виртуоза. Денис Мацуев исполнил «Чакону» Баха в транскрипции Бузони, финал «Аппассионаты» Бетховена, «Мелодию» Глюка, а также произведения Рахманинова. Так искусство особенно сильно проявляется в неидеальных интерьерах, отмечают представители проекта.
Как рассказывает директор Cosmoscow Маргарита Пушкина, гостям пространства был представлен уникальный симбиоз классического и современного искусств, «существовавший только в единственном моменте времени и места».
«В подобных синтетических жанрах проявляются важные смыслы, а художникам открываются возможности для экспериментов с формой, содержанием и концепцией. Это, в свою очередь, формирует уникальные идеи и иногда даже целые направления в искусстве», – подчеркивает Пушкина.
Арт-партнером стала галерея a—s—t—r—a Алины Крюковой, представившая в лаунж-зоне работы Кирилла Котешова, Олега Доу, Павла Бушуева.
Актуальный концепт
Важной частью постановок становятся зрители, всегда по-разному реагирующие на увиденное, но всегда максимально включенные, отмечает Лассарь. «Это насмотренные люди, чьи настройки очень восприимчивы к красоте и смыслам. Действительность не сделала их грубее, а заставляет оставаться в поиске», – поясняет она. По мнению Лассарь, именно возможность пережить эмоции в кругу тех, кто имеет схожие эстетические и интеллектуальные установки, делает концепт библиотеки впечатлений актуальным.
«Нам уже удалось шокировать, в хорошем смысле, масштабом, форматом и контентом мероприятия партнеров, настоящих и будущих жителей. Мы хотим и дальше ставить все более высокую планку», – говорит Исаев.
Работать с историческим наследием намного сложнее, чем построить небоскреб. С точки зрения мастер-планирования и описания философии проекта, добавляет он. Однако такие проекты, из которых часто рождаются новые арт-площадки, нужны столице и ее жителям, считает Исаев.
«Важно, чтобы любое историческое здание, любая идея по обновлению промышленных территорий была органично вписана, чтобы город потом этим гордился», – резюмирует Исаев.