Классики и современники: четыре новые выставки весны
«Ведомости. Город» отобрал самые яркие проекты сезонаРаботы конструктивистов в доступном изложении представил центр «Зотов», монументалиста и скульптора Зураба Церетели в неожиданном амплуа покажут в музее на Петровке, ярмарку современного искусства подготовила Ассоциация галерей, а юбилейную экспозицию советского художника и теоретика искусства Владимира Вейсберга организует ГМИИ им. А. С. Пушкина. Любителям разных жанров найдется что посмотреть в столичных выставочных пространствах этой весной.
«РАБОТАТЬ И ЖИТЬ. АРХИТЕКТУРА КОНСТРУКТИВИЗМА. 1917–1937»
Центр «Зотов» чуть больше года обживает здание памятника архитектуры конструктивизма – бывший хлебозавод No 5 на Ходынской улице. Осмысление и популяризация конструктивизма – одна из главных его миссий. «Конструктивисты сами заложили ключ к пониманию своего творчества, – рассказывает «Ведомости. Городу» сокуратор новой выставки Полина Стрельцова. – Он заключается в принципе «искусство в жизнь», которым они руководствовались в своем творчестве. Контекст – это то, что позволяет понять и приблизить искусство того времени».
Экспозиция «Работать и жить. Архитектура конструктивизма. 1917–1937» составлена более чем из 500 экспонатов. Чертежи и макеты дополнены живописью и скульптурой, артефактами эпохи, фотографиями и кинохроникой, помогающими создать более объемную картину. В одном из разделов выставки есть интерактивный конструктор: посетители могут собрать конструктивистское здание из простых элементов. Среди современных работ, переосмысляющих архитектурное наследие той поры, выделяется скульптурная композиция архитектора Юрия Аввакумова «Рабочий и колхозница International», представляющая собой современное прочтение советской утопии.
В этой работе образы знаменитого монумента Веры Мухиной и так и не реализованного проекта Башни Татлина сплетаются, как бы прорастая один сквозь другой.
Двигаясь по пространству выставки и переходя от раздела к разделу, зритель видит перед собой историю того, как за 20 лет трансформировалась гуманистическая задумка, что человека должна окружать удобная, рационально выстроенная среда. Цели конструктивистского проекта изменились в 1928 г. после поворота на индустриализацию. Вместо осмысления среды, в которой человек живет и работает, перед архитектурой поставили задачу эмоционально воздействовать на людей. На примере планов и макетов паркового строительства видно, как менялось отношение к отдыху: от деятельного досуга и саморазвития наметился переход к более привычному сегодня потребительскому типу развлечений.
«Нам очень хотелось разобраться, в чем величие конструктивизма, почему он возник именно у нас, чем отличается от западного функционализма, как отражается в сегодняшнем дне, в чем заключаются проблемы с его изучением, сохранением и принятием», – говорит Стрельцова.
С 6 марта до 14 июля 2024 г.
«ОТ ЦВЕТА К СВЕТУ»
К 100-летию со дня рождения Владимира Вейсберга приурочена первая масштабная ретроспектива его творчества в Галерее искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков ГМИИ им. А. С. Пушкина. Видный представитель поколения художников-шестидесятников, Вейсберг при жизни не вписывался ни в одни рамки, будь то официальное искусство или нонконформизм.
Как подчеркивают организаторы выставки, с музеем связана и судьба самого художника. С юных лет и до конца жизни он постоянно посещал Пушкинский музей, находя вдохновение в классических образцах европейской живописи. В середине 1950-х гг. он даже устроился в музей разнорабочим, чтобы как можно чаще видеть полотна импрессионистов. В 1997 г. обширную подборку картин и графики его вдова передала в дар музею, а на ее основе в Отделе личных коллекций был сформирован специальный фонд, который до недавнего времени возглавляла Анна Чудецкая. Сегодня это самое крупное в мире музейное собрание работ Вейсберга.
В экспозицию также вошли работы из других музейных и частных собраний. Партнером выставки стал фонд In Artibus, возглавляемый Инной Баженовой. Из ее личного собрания происходят 25 произведений. «Мы занимаемся коллекционированием и популяризацией наследия Вейсберга давно, более 15 лет, – рассказывает Баженова в разговоре с «Ведомости. Городом». – При этом хочется подчеркнуть, что у нас эти произведения существуют в составе коллекции европейского искусства. Для меня контекст Вейсберга – это часть истории западноевропейской живописи, а не более узкое направление шестидесятников-нонконформистов». Из коллекции Баженовой, в частности, происходит натюрморт «Апельсины в черных бумажках на черном столе», участвовавший в выставке авангардистов 1962 г., разгромленной по указу Никиты Хрущева.
Сама экспозиция выстроена по хронологическому принципу. Центральным для творчества художника работам, созданным в момент формирования его собственного стиля, посвящен отдельный зал – «Преображение реальности». Концепция выставки основана на материалах искусствоведа Анны Чудецкой, трагически погибшей в конце прошлого года. Она посвятила творчеству Вейсберга целый ряд монографий, включая работу «От цвета к свету», по которой и названа выставка в Пушкинском музее.
С 26 марта по 30 июня 2024 г.
ВТОРОЙ ВЫПУСК ЯРМАРКИ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА |CATALOG|
Ярмарка современного искусства |catalog|, организованная Ассоциацией галерей (АГА), впервые прошла в Москве в декабре 2023 г. в здании исторической типографии Ивана Сытина на Пятницкой улице. По данным организаторов, за четыре дня смотр с работами актуальных художников на стендах 31 галереи посетили 6000 человек. Цены тогда начинались от 10 000 руб., а самый дорогой объект стоил 4,8 млн руб. Организаторы, вдохновленные энтузиазмом гостей и успешными продажами, решили не ждать целый год и провести второй выпуск ярмарки на той же площадке уже в апреле.
Галерист Александр Шаров (его галерея 11.12 является членом АГА и соорганизатором ярмарки) рассказал «Ведомости. Городу», что в предстоящем выпуске будет на 17 участников больше. Например, современное искусство в Москву обещают привезти три главные петербургские галереи (Marina Gisich, Anna Nova, MYTH).
Галерея a-s-t-r-a (еще один соорганизатор ярмарки) обещает показать работы двух художников – Алексея Морозова и Кирилла Котешова. У последнего в середине апреля открывается персональная выставка в пространстве галереи на «Винзаводе». На стенде галереи Ruarts будет представлено шесть авторов, включая японскую фотохудожницу Кимико Йошиду, прославившуюся сериями автопортретов, в которых она демонстрирует стереотипное восприятие женщин, примеряя на себя образы разных эпох и народов.
«Первый выпуск проходил в преддверии Нового года, поэтому мы просили участников включить как минимум одного молодого автора, – рассказывает в разговоре с «Ведомости. Городом» Шаров. – Тем самым мы хотели дать начинающим коллекционерам возможность присмотреть что-то в доступном ценовом диапазоне. Сейчас мы просим показывать авторов с именами, но ценовую планку не ставим все равно. Даже знаковые художники могут стоить от 200–400 евро, если это тиражное искусство или графика».
12–14 апреля 2024 г.
«ЗУРАБ ЦЕРЕТЕЛИ. СОЛНЕЧНЫЙ САД»
Проект «Солнечный сад» посвящен 90-летию со дня рождения Зураба Церетели – народного художника РФ, президента Российской академии художеств и основателя Московского музея современного искусства (ММОМА). Под масштабную (более 100 работ) выставку отведена главная площадка музея на Петровке. Обновить обещают и скульптурную экспозицию во внутреннем дворе. Несмотря на юбилейный характер проекта, организаторы выставки подчеркивают, что ее главная цель – показать Зураба Церетели как активного современного художника. Специально для этого в одном из разделов выставки предусмотрена регулярная смена одной работы на новую, только что созданную автором.
Выставка будет охватывать весь творческий путь Зураба Церетели с конца 1950-х гг. до наших дней. Будет представлен весь спектр техник от живописи, графики и скульптуры до эмалей, мозаики и архитектурных макетов. Общим знаменателем экспозиции станет важный для художника образ сада: сам Церетели осознает себя своего рода садовником, культивирующим и преобразующим окружающую реальность. Эту тему он, например, разрабатывает в современном живописном цикле «Я садовником родился».
«На выставке предусмотрено несколько скульптурных разделов, в которых будет много неожиданного и интересного, – рассказал «Ведомости. Городу» куратор Андрей Егоров. – Следует выделить секцию общественных проектов, создававшихся с конца 1960-х гг. Там будут работы, которые он делал в Адлере и Тбилиси, включая мозаичные панно – памятники позднего советского модернизма, о которых сегодня мало кто знает».
Помимо выставочных залов проект будет включать в себя графический кабинет, библиотеку и специальные зоны, где будут проводиться мастер-классы, встречи с другими художниками, детские мероприятия и многое другое.
С 26 апреля по 22 сентября 2024 г.