Учеба с особенностями. Как в творческих вузах столицы обучают студентов с инвалидностью
К 2030 г. условия для обучения инвалидов должны быть у 80% вузов страныТрудоустроиться в творческой сфере людям с инвалидностью довольно непросто, но для получивших высшее образование шансы увеличиваются. «Ведомости. Город» выяснили, какие инклюзивные программы в сфере культуры практикуются в московских вузах.
По данным Росстата, количество студентов с инвалидностью за последние три года выросло почти на 20%. На начало 2021 учебного года в вузах страны было 31 100 человек с особенностями здоровья. По некоторым оценкам, на творческих специальностях обучаются менее 2% из них. Планируется, что к 2030 г. количество студентов с ограничениями по здоровью будет расти минимум на 10% в год. К этому времени 79,9% вузов должны иметь условия для инвалидов, считают в Минобрнауки.
Творчество без ограничений
Инклюзивное образование для детей и взрослых практиковалось в России с 80-90-х гг. Одним из первых образовательных учреждений, принимающих студентов с инвалидностью, стала Российская государственная специализированная академия искусств (РГСАИ). Сегодня из 303 учащихся разные диагнозы присутствуют у 87 студентов, рассказала и. о. ректора вуза Елена Пахомова. Это слабослышащие и глухие, слабовидящие и слепые, студенты с проблемами опорно-двигательного аппарата и другими заболеваниями. Для них работают тьюторы, штатный психолог и отдел переводчиков русского жестового языка. Корпуса академии оборудованы всем необходимым. Там есть пандусы, тактильная плитка и мнемосхемы, лифты, кнопки вызова сотрудников, световые маяки, а в библиотеке стоит принтер Брайля.
Активное внедрение инклюзивных программ в России началось после 2012 г., когда в Госдуме ратифицировали конвенцию ООН «О правах инвалидов». В Российском государственном гуманитарном университете (РГГУ) инклюзивная программа стартовала в 2016 г. На данный момент в вузе учатся 140 человек с особенностями здоровья, 17 из них — на факультетах культурологии, журналистики и истории искусств. По словам помощника ректора по инклюзивной работе Светланы Джавадовой, каждый год их количество увеличивается на 2-3%, а учебный процесс постоянно адаптируется под нужды особенных студентов. Например, пары для групп, где есть инвалиды-колясочники, проводят только в аудиториях с пандусами и лифтом. Для незрячих и слабовидящих покупают электронные лупы, а для слабослышащих студентов есть индукционные петли — с их помощью купируются посторонние звуки, и человек слышит только голос преподавателя. Учащимся с эпилепсией необходим как минимум один час сна в течение дня, поэтому в медицинском кабинете есть специальная комната отдыха с кроватями, куда студент может прийти в учебное время.
Программу «доступная среда» также практикуют в Московском городском педагогическом университете (МГПУ). Сегодня в вузе числятся 9 человек с инвалидностью разных групп, это 1% от общего числа студентов, рассказала доцент департамента музыкального искусства МГПУ Юлия Челышева. Они обучаются изобразительному, вокальному, театральному искусству, а также организации и постановке культурно-досуговых программ в сфере образования и культуры. При обучении не акцентируется внимание на заболеваниях учащихся, но определенные нюансы есть. Например, во время презентации на экране идет бегущая строка, а преподаватель подкрепляет свою речь жестами.
В Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова из четырехсот человек всего пятеро человек с инвалидностью. По словам начальника учебного отдела вуза Дарьи Постниковой, такие студенты имеют право не информировать руководство вуза о своем диагнозе. Но для обучения здесь все готово: пандусы, инвалидные коляски, усилители звука для слабослышащих и большие экраны для слабовидящих, установленные во всех аудиториях.
Преодолевая трудности
Сложности в обучении в основном связаны с психологическими особенностями каждого студента и тем образованием, которое они получали в школе или училище, считает профессор кафедры актерского искусства РГСАИ Игорь Востров: «Слабослышащие студенты, например, отстают в плане общекультурного развития. Они русский язык воспринимают как иностранный. И эти пробелы приходится восполнять». Кроме того, при общении со слабослышащими преподавателям и одногруппникам необходимо говорить громче и четче, а в групповых чатах избегать аудиоформата. Если кто-то забылся и оставил голосовое сообщение, приходится его перепечатывать, говорит студентка факультета дизайна Анастасия Лучкина. Для удобства таких учащихся в РГГУ, например, экзамены принимаются в присутствии сурдопереводчика.
Еще одной проблемой для студентов с особенностями здоровья является чрезмерная опека родителей, говорит Джавадова из РГГУ. Им сложно отпустить своего ребенка «в свободное плавание» из-за страха, как к нему будут относиться. «Но когда студент с особенностями здоровья начинает учиться, общаться со сверстниками, происходит перестройка. Он самостоятельно сдает первую сессию, и с хорошими оценками», — рассказывает Джавадова.
Педагоги отмечают, что студенты с особенностями здоровья стремятся учиться и любят, когда их воспринимают на равных. «Излишняя помощь людям с инвалидностью не нужна, она расслабляет, — говорит незрячий студент РГСАИ Денис Агабабян. — Мне нравится, что здесь нам не дают поблажек». Агабабян учится по специальности «исполнительское искусство» на инструменте аккордеон и параллельно с обучением создает всероссийский электронный каталог нот.
В РГСАИ считают, что набирать более 30% таких студентов в вузе нецелесообразно. Тогда адаптация будет происходить гораздо медленнее, а учреждение из разряда инклюзивного перейдет в коррекционное. Сегодня в вузе все группы смешанные. Например, по специализации «артист эстрады» здоровые студенты учатся наравне с ребятами с опорно-двигательными проблемами, нарушениями слуха и зрения. Учебный процесс в академии называют «обратной инклюзией»: оборудование и штат преподавателей готовились под студентов с инвалидностью, а подстраиваются в итоге здоровые ребята. Хотя некоторые настолько увлекаются процессом, что впоследствие сами становятся преподавателями для людей с ограниченными возможностями.
Трудоустройство
Дальнейшее трудоустройство серьезно зависит от того, какие именно проблемы со здоровьем есть у человека. По словам Джавадовой, зачастую сами студенты, как и их родители, понимают, что головокружительной карьеры не будет, они просто хотят иметь возможность социализироваться. Согласно динамике последних лет, в РГГУ трудоустраивается 45% выпускников бакалавриата с инвалидностью, еще 40% продолжают обучение, оставшиеся 15% дальше не учатся и не выходят на работу по личным причинам — не хотят или понимают, что будет очень тяжело.
После магистратуры количество трудоустроившихся выпускников гораздо выше — 80%, еще 10% не хотят работать и 10% не могут найти работу. В РГСАИ по итогам 2020 г. трудоустроены 67% выпускников театрального факультета, 79% — музыкального факультета и 34% художников и дизайнеров. Все они работали по трудовому договору не менее полугода и имели зарплату не ниже средней по региону, сообщил представитель вуза. По словам PR-менеджера фонда «Равные возможности» Кристины Сикорской, уровень зарплаты играет существенную роль, потому что при официальном трудоустройстве человек теряет выплату по инвалидности.
Ситуация с трудоустройством с каждым годом меняется в лучшую сторону, отмечают эксперты. На базе РГСАИ работают инклюзивные творческие коллективы: оперный театр, камерный оркестр, оркестр народных инструментов, театр неслышащих актеров «Недослов», а также самостоятельный кукольный театр «Котофей», созданный бывшими выпускниками вуза. Сейчас театры ищут новые формы и приглашают к сотрудничеству выпускников с инвалидностью, говорят представители учебных заведений.
Например, актеры из Театра мимики и жеста играют в спектакле «Калигула» в Московском губернском театре под управлением Сергея Безрукова. Несколько человек задействованы в постановках Центра им. Мейерхольда, выпускники по специальности «актер эстрады» работают в литературно-чтецком отделе Московской филармонии. Кто-то нашел свое рабочее место в школах или центрах эстетического развития или творческих мастерских. Они создают художественные произведения и ремесленную продукцию: от изделий для дома, аксессуаров и украшений до декораций к спектаклям и интерьерных панно, рассказали в департаменте труда и социальной защиты населения Москвы. После обучения людей с инвалидностью в вузах гарантий на трудоустройство никто не дает, говорит профессор Востров, но у людей появляется шанс найти свое место в жизни.