Помочь тем, кому еще можно
Думаю, в связи с объявленным мораторием на банкротства профильные юристы в России без работы не останутся. У нас сейчас много действующих процедур: больше 40 000 – банкротства юрлиц, больше 100 000 – банкротства «физиков», так что работа пока будет.
Подобный механизм уже был обкатан в начале пандемии – мораторий на банкротства действовал больше года. И сейчас он тоже наверняка даст положительный эффект для бизнесов, оказавшихся в сложной ситуации. Они смогут как-то перенастроить свои процессы, переориентировать цепочки поставок и как-то исправить положение дел.
Но, безусловно, поможет не всем. Ряд бизнесов и спустя полгода (если мораторий не продлят) все равно будут испытывать трудности. И у нас сейчас нет механизма, позволяющего быстро спасти бизнес или быстро ввести процедуру банкротства. И поэтому, на мой взгляд, мегазаконопроект о реструктуризации, который сейчас обсуждается в Государственной думе, приобретает особое значение.
Когда его обсуждают в профессиональном сообществе, возникают ожесточенные дискуссии. Ругают, в частности, систему назначения арбитражных управляющих, спорят, надо или нет убирать наблюдение, и многое другое. Безусловно, обсуждается вопрос торгов, что давно назрело и они нам нужны в новом качестве. Заканчиваются дискуссии обычно на новой системе назначения управляющего и его вознаграждении.
ПАО «Сбербанк России»
Коммерческий банк. Акционеры (данные банка на 31 декабря 2021 г.): РФ в лице Министерства финансов РФ (50% плюс 1 голосующая акция, голосующая доля – 52,3%), остальные акции – в публичном обращении. Капитализация (Мосбиржа) – 2,6 трлн руб. Финансовые показатели (МСФО, 2021 г.): активы – 41,2 трлн руб., собственный капитал – 5,6 трлн руб., чистая прибыль – 1,2 трлн руб. Основан в 1841 г., когда российский император Николай I подписал указ об учреждении в России сберегательных касс. По версии Brand Finance, является самым дорогим российским брендом, оцененным в 730,6 млрд руб.
Я же хочу обратить внимание на положительные стороны законопроекта, на которых обычно никто не останавливается.
Механизмы, которые закладывает Минэкономразвития в этот законопроект, направлены на ускорение процедуры банкротства, на более быстрый возврат работающих активов, работающего бизнеса в нормальный экономический оборот.
Первое – это замещение активов. Оно есть и сейчас, но работает сложно. Надо регистрировать акционерное общество, выпуск акций, все это тянется очень долго. Хотя, казалось бы, хороший инструмент, чтобы работающий бизнес полностью передать в новое общество, не обремененное долгами. И авторы законопроекта предлагают создавать не акционерные общества, а общества с ограниченной ответственностью, что намного быстрее. И создавать их предлагается путем выделения, не создания нового общества, что позволит быстрее передавать лицензии, контракты, ничего не перезаключать, имущество не перерегистрировать.
Второй момент – это новая конструкция для порядка отделения пассивов. Она в чем-то схожа с замещением, но будет сохраняться старое общество, опять же со всеми работниками, со всеми лицензиями, активами и т. д., и будут выделяться просто долги. И акции нового общества будут продаваться. А от вырученных денег будут погашаться требования кредиторов. Это второй плюс, о котором мало кто говорит.
Третий, тоже очень важный момент – субординация требований. Появляется законодательное регулирование. Сегодня это есть только в судебном акте Верховного суда, а хотелось бы, чтобы те правоотношения, с которыми мы сталкиваемся, были закреплены на законодательном уровне.
Нововведение, которое позволит более эффективно погашать требования кредиторов. Это возможность компенсации расходов на поиск имущества должника, если кто-то из кредиторов готов потратить свои деньги, чтобы его найти и вернуть в конкурсную массу, оказав тем самым благо всем остальным. Его расходы будут компенсированы за счет средств от реализации этого найденного имущества.
Планируется еще одно нововведение: государственная пошлина на жалобы на арбитражных управляющих. На наш взгляд, такая мера позволит охладить пыл многих кредиторов, которые сейчас заваливают жалобами неугодных им арбитражных управляющих. И последние вынуждены тратить свою энергию не на восстановление бизнеса, не на поиск покупателей, а на то, чтобы отбиваться от этих жалоб. Введение такого барьера, как государственная пошлина, кого-то точно охладит.
Статистика показывает, что в последние годы процедуры банкротства удлиняются, причем значительно – процентов на 40. И это связано с оспариванием сделок и действий арбитражных управляющих.
В целом весь законопроект направлен на ускорение процедуры конкурсного производства. Я не беру сейчас реструктуризацию, я говорю именно про конкурсное производство, про нормы, направленные на быстрый вывод бизнеса в нормальный экономический оборот. Законодатель пытается стимулировать кредиторов быстрее продавать и предусматривает ответственность тех, кто долго сидит в процедуре банкротства, затягивает этот процесс.
И как раз если бы законопроект был принят в эти полгода действия моратория и заработал бы, то нормы о реструктуризации, которые в нем предусмотрены, помогли бы тем предприятиям, которые можно будет спасти.
По материалам XVIII ежегодного «Юридического форума России», проведенного газетой «Ведомости» 1 апреля 2022 г. в Москве