Прекрасное время для исправления норм
Проблемы с импортом нас не пугают, мы под это адаптируемся. А с точки зрения взаимоотношений с государством любой кризис для нас – момент возможностей, когда с нами разговаривают. То, что пару лет ты пытаешься пробить, решаешь за неделю. Так было в пандемию – для ресторанного бизнеса с оборотом до 2 млрд руб. был отменен НДС, я этим занимался несколько лет. Также мы добились изменения критериев МСП для ресторанного бизнеса. Я думаю, мы можем изменить достаточно серьезную часть законодательства, у нас прекрасный диалог – звонят министры, спрашивают, как лучше сделать.
В то же время юридические вопросы меняются. С нашей отраслью теперь будет работать иной сегмент – маленькие компании и отдельные юристы. Вспыхнут вопросы банкротств, взаимоотношения «арендатор – арендодатель». Они будут решаться как локально, так и выходить на иной уровень. Например, взаимоотношения торгового центра и ресторана. Договор обычно жесткий, предусмотрено все на свете и все способы, как уничтожить ресторан, обанкротить и все у него отобрать. Это может решаться как внизу, так и наверху, в правительстве – с помощью писем, что «ТЦ такой-то разоряет предпринимателей, упадет занятость, все рухнет». Это совершенно другая работа, ТЦ будет некуда деваться, и придется все пересмотреть, потому что получать проблемы с правительством никто не захочет.
Рестораны «Мясо & рыба»
Проект Сергея Миронова, в котором заведения представляют собой сочетание стейк-хауса и рыбного ресторана. В 2011 г. Миронов участвовал в запуске ресторана Meat & Fish в ТРЦ «Афимолл-сити», но затем вышел из бизнеса. В августе 2016 г. была запущена франшиза ресторанов «Мясо & рыба». Объединяет восемь ресторанов в Москве и один в Волгограде.
Дальше – «поставщик – дистрибутор», то же самое: не заплатили, кому-то разрешили вообще не платить. Не понимаю, как со всем этим будут обходиться, и эти взаимоотношения тоже сейчас обострятся. «Работник – работодатель» – это сокращения, это увеличение рабочих часов. И пойдет в гору миграционный вопрос. Специалистов-россиян нет. Тезис «платите больше – пойдут к вам работать» не работает. Мы сегодня готовим работников ресторанного бизнеса примерно на 0,1% от потребности. Если человек окончил колледж, вуз по другой профессии, все нормально с деньгами, есть квартира, зачем ему идти поваром? Туда могут или зайти подработать студенты, или мигранты, приехавшие специально зарабатывать. Сколько ни плати, ты не получишь посудомоек, котломоев, поваров. Можно только брать мигрантов и учить. Но законодательство сделано так, что для легальной работы с мигрантами надо либо иметь штат юристов, либо работать с какой-то аутстаффинговой компанией. На юристов уходят большие деньги, но за аутстаффинг к тебе придет ФНС и заставит заплатить страховые взносы и НДФЛ полностью за три года. Тут надо выбирать. Я вчера в [правительстве] Москвы вообще предложил отменить миграционный учет, потому что он совершенно бессмысленный.
И есть еще основная проблема. Мы сейчас говорим о НЭПе, это звучит на разных совещаниях, но он возможен только при изменении нормативной базы, при доделанной регуляторной гильотине. Cегодня понимание НЭПа – отсутствие проверок, а это ерунда. Все это копится, вся статистика ведется. Проверки через год начнутся, и людей, которые пошли на этот НЭП, их просто хлопнут. Но мы занимаемся регуляторной гильотиной уже много лет, и эти нормы «вот сейчас вот так» выключить невозможно. Одна тянет за собой другую, там огромные связи. Поэтому пока мы говорим только об отмене проверок – и, ребята, давайте выкручивайтесь. А что будет с этими ребятами через год?
По материалам XVIII ежегодного «Юридического форума России», проведенного газетой «Ведомости» 1 апреля 2022 г. в Москве