Позитивная спираль
Все цели в области устойчивого развития соответствуют политике ИКЕА – People and planet positive, или «Да» людям и планете».
Раньше мы просто измеряли отношение людей к ИКЕА как к устойчивой компании, а в этом году пошли дальше: в KPI команды устойчивого развития и нескольких других подразделений ввели показатель, отражающий, насколько россияне в целом стали жить экологичнее. Это наш выход на следующий уровень, потому что мы хотим менять не только отношение к ИКЕА, но и ситуацию в целом в стране. Также в наших KPI есть так называемый climate positive. Мы хотим быть климатически позитивными, т. е. хотим вырабатывать с помощью возобновляемой энергетики больше энергии, чем потребляем. Одно из самых сложных направлений – мы измеряем, какому количеству людей мы смогли помочь, так как социальные изменения измерить сложнее, чем экологические.
Несколько лет назад директора ИКЕА во всех странах получили новую должность – chief sustainability officer, директор по устойчивому развитию. То есть мой руководитель не только в принципе управляет бизнесом ИКЕА в России, но и отвечает за устойчивое развитие. Новация подчеркивает значение, которое в компании придается устойчивому развитию, и дает руководителю дополнительный стимул, мотивацию и ответственность. Также был создан отдел устойчивого развития, которым я, собственно, и руковожу.
Сегодня в России у ИКЕА 17 магазинов. И в каждом из них есть сотрудник – так называемый лидер по устойчивому развитию (это абсолютно российский эксперимент, в других странах такого нет). Он подчиняется директору магазина и входит в команду менеджеров и в магазине, и в дистрибуторском центре. Наряду с менеджером по продажам он участвует в выработке решений, как магазин будет развиваться в дальнейшем. Мы ввели это изменение в апреле прошлого года. В каких-то подразделениях sustainability-лидеры появились чуть позже, и мы увидели, что KPI, связанные с устойчивым развитием, напрямую зависят от того, есть такой человек в подразделении или нет.
Поэтому моя рекомендация – если вы хотите укреплять тему устойчивого развития, нужно, чтобы этим серьезно занимался тот, у кого есть соответствующая компетенция и для кого это будет являться самым первым KPI. Задача этого человека не в том, чтобы делать все самому. Он должен координировать работу команд другого функционала, чтобы реализовывать те или иные проекты.
Еще одно ноу-хау, которое будет реплицироваться в других странах. Во многих компаниях проводится ежегодная оценка эффективности работы сотрудника, достижение им каких-то целей, в нашем случае у каждого человека 3–4 цели, одна из которых связана с устойчивым развитием. Мы прописали цель по устойчивому развитию для каждого отдела, связав ее с с конкретными задачами, которые на него возложены. Например, для отдела логистики это одна цель, для отдела маркетинга – другая, для продаж – третья и т. д. Таким образом, каждое подразделение вносит свой вклад в то, что компания в целом развивается. Мы делаем это первый год, и подводить итоги пока рано, но уже сейчас мы видим, что вовлечение организации, вовлечение людей, когда это у них в личном KPI стоит, вышло на совершенно другой уровень.
Чего мы добились за этот год. Во-первых, стали гораздо больше коммуницировать, причем не только с профессиональным сообществом, но и с большим количеством людей – например, используя телевизионные каналы. Запустили серию сервисов, которые помогают покупателям продлевать жизнь купленных товаров и экологично от них избавляться. В конце апреля запустили на постоянной основе сервис по приему мебели от покупателей для дальнейшей переработки. В России до этого не существовало инфраструктуры для переработки мебели, нам пришлось ее создать на одном из своих предприятий.
Кроме того, в этом году мы инвестировали 21 млрд руб. в покупку акций компании, которая владеет солнечными панелями (49% «Солар системс». – «Ведомости»), и таким образом будем покрывать возобновляемой энергией все наши магазины и часть торговых центров «Мега». Также мы запустили два пилота в Санкт-Петербурге и Москве по доставке товаров электрокарами и в следующем году планируем довести количество этих машин до 20%.
Важный вклад в социальную составляющую – заключили договор с двумя предпринимателями, которые делают продукцию для ИКЕА, привлекая к этому людей с инвалидностью и людей, живущих в сложных регионах. Эту практику мы планируем продолжать.
В целом внедрение и продвижение принципов устойчивого развития мне представляется некоей позитивной спиралью: чем больше ресурсов и внимания вы этому уделяете, тем больше будет результатов, а чем больше будет результатов, тем больше вам захочется вкладывать в это ресурсов.
Текст подготовлен по материалам III ежегодного Национального форума по устойчивому развитию, проведенного газетой «Ведомости» 19 мая 2021 г. в Москве