На биотопливе и электричестве


Компания S7 входит в крупный авиационный альянс Oneworld вместе с British Airways, American Airlines, Finnair, Iberia и другими известными авиаперевозчиками. Участники Oneworld обязались нивелировать выбросы CO2 к 2050 г.

20% экономии

За счет чего S7 будет снижать выбросы? Во-первых, за счет сокращения потребления топлива. Самолеты нового поколения – например, Airbus Neo – потребляют на 15–17% меньше топлива, чем самолет старого поколения. Что такое 17%? Это топливо где-то на один летный час и 0,45 т CO2. (Чтобы было понятно, что такое один час полета: например, человек за год жизни производит в среднем 6–8 т CO2.) И первое, что делают авиакомпании для сокращения выбросов, – переходят на самолеты нового поколения. В парке S7 их 31, и на них выполняется 45% рейсов. Второе – изменение операционных процессов. К примеру, руление самолета на одном двигателе после приземления. Или подключение самолета к электропитанию в аэропорту. При подготовке к полету зимой электропитание борта осуществляется из аэропорта, а не от включенного двигателя. Есть меры по оптимизации маршрутов и выбору правильного эшелона, где сжигание топлива наиболее эффективно. Все вместе может дать не менее 20% экономии.

АО «Авиакомпания «Сибирь» (S7 Airlines)

Акционеры: ЗАО «Группа компаний С 7» (100%), контролируется Владиславом Филевым и его семьей. Финансовые показатели (РСБУ, 2020 г.): выручка – 97,5 млрд руб., чистый убыток – 5,2 млрд руб. Перевозки пассажиров (2020 г.) – 12,3 млн человек. Парк воздушных судов – 101 самолет. Входит в S7 Group, авиа- и космический холдинг, объединяющий компании, осуществляющие деятельность в сфере авиаперевозок, технического обслуживания, а также в области использования космического пространства. Крупнейший частный и второй после «Аэрофлота» перевозчик в стране. В декабре 2019 г. S7 Group завершила объединение авиакомпаний «Сибирь» и «Глобус».

Мало и дорого

Сначала биотопливо делали из с/х культур и водорослей. Но требовалось засеивать огромные площади земель. Сейчас биотопливо научились делать из отходов, но его все равно мало и нет в массовом производстве, поэтому оно очень дорогое. Сейчас биотопливо можно смешивать максимум 50 на 50 со стандартным топливом, некоторые авиакомпании уже тестируют. Но речь идет только о самолетах нового поколения. Авиакомпании планируют, что масштабные поставки биотоплива начнутся в 2026–2027 гг.

В мире где-то шесть аэропортов, у которых есть доступ к биотопливу. В частности, аэропорты Лос-Анджелеса, Сан-Франциско и несколько в Европе. В России нет ни одного. Наша задача здесь – работа с аэропортами, с тем чтобы они наладили поставки биотоплива, но для начала мы ограничимся своим домашним аэропортом «Домодедово».

Возникает и другая проблема. Например, в зависимости от сезона и загрузки билет в Санкт-Петербург стоит 5000–6000 руб. А много ли найдется желающих заплатить за билет 9000 руб., чтобы полететь с меньшими выбросами СО2?

Тем не менее биотопливо – это вторая большая часть будущего развития.

Прорыв

Еще один вопрос будущего: когда появятся самолеты на электрических двигателях? Большие самолеты – нескоро. А маленькие и самолеты, например, мест на 19 – до 2030 г. Они полетят на двигателях, которые, скорее всего, будут питаться от электричества, вырабатываемого водородными ячейками. Так что у совсем маленьких самолетов (они легче, их просто проще сделать, сертифицировать) будет прорыв. Самолеты на зеленом водороде, т. е. с нулевым выбросом CO2, – это революционно, потому что это не биотопливо или какие-то более эффективные двигатели, а совершенно новый самолет. Думаю, авиакомпании начнут его очень активно использовать на коротких маршрутах.

Текст подготовлен по материалам III ежегодного Национального форума по устойчивому развитию, проведенного газетой «Ведомости» 19 мая 2021 г. в Москве