Особенности национального энергоперехода
Разделяет ли российский бизнес общие вызовы, связанные с устойчивым развитием и ESG? И насколько он разделяет вызовы о необходимости энергетического перехода? Это два разных вопроса, на которые можно дать два абсолютно разных ответа.
Если о бизнесе в целом, то многие компании действительно взяли на вооружение получение рейтингов, выпуск отчетности GRI (Global Reporting Initiative, «Глобальная инициатива по отчетности» – единые стандарты отчетности, раскрывающие нефинансовые показатели деятельности, часть программы интегрированной отчетности. – «Ведомости»).
Особенно радует, что уже давно это делается не для галочки, а становится мощным инструментом, который позволяет поразмышлять над бизнес-моделью и понять, как надо трансформироваться именно для минимизации экологического следа, для привлечения инвесторов в собственный капитал и для того, чтобы в перспективе иметь доступ к капиталу. То есть от отчетов и рейтингов мы однозначно переходим к стратегиям.
ПАО «Энел Россия»
Крупнейшие акционеры (данные компании на 20 апреля 2021 г.): Enel (56,43%), ООО «РПФИ управление инвестициями – 8» (5,54%). Капитализация – 27,6 млрд руб. Финансовые показатели (МСФО, 2020 г.): выручка – 44,0 млрд руб., чистая прибыль – 3,6 млрд руб. Отпуск электроэнергии (2020 г.) – 18,1 ТВт ч. Основана в октябре 2004 г. под наименованием ОАО «ОГК-5». В 2009 г. переименована в ОАО «Энел ОГК-5», а в 2014 г. – в ПАО «Энел Россия». Входит в группу Enel. Объединяет три электростанции: Конаковскую, Невинномысскую и Среднеуральскую. Совокупная установленная электрическая мощность составляет 5628,7 МВт. Реализует три проекта в сфере ветрогенерации: Азовскую ВЭС (90 МВт, введена в эксплуатацию в мае 2021 г.), строящиеся ВЭС – Кольскую (201 МВт) и Родниковскую (71 МВт).
Теперь об энергетике и энергетиках. Я бы хотел рассмотреть ситуацию с точки зрения и производителя, и потребителя. Потребители – это тот же самый бизнес. И многие потребители заинтересованы в том, чтобы в России появлялись низкоуглеродные энергомощности, такие как ветропарки или солнечные станции. Эти мощности, эти «зеленые электроны» важны им для покрытия собственных нужд и являются важным элементом реализации собственной стратегии.
Однако что такое российская энергетика сегодня? В богатой углеводородами стране преобладающей технологией является газовая генерация. Энергетический сектор характеризуется избытком мощности: в общем парке установленной мощности имеется ежедневно востребованная мощность, резервная мощность и даже запредельно резервные мощности. И это влияет на счет, который в итоге получает каждый потребитель. В России исторически сложилось так, что энергетика – это не просто прозрачные ценовые сигналы, но квазирыночные, а местами даже нерыночные сигналы. Если точнее, то это технология, которая искажает ценовые сигналы. Потребители электроэнергии неоднозначно рассматривают ситуацию, когда появляются дополнительные мегаватты, будь это даже чистая зеленая генерация. Это означает дополнительную сумму в счете от сбытовой компании. Потребитель, конечно, не против зеленой генерации, а против того, чтобы платить несправедливую цену.
Энергетика – стратегическая отрасль российской экономики и, следовательно, сильно зависит от государственной политики. Мы видим, как государство пытается искать некий особый «русский путь» с отличным от глобальных тенденций подходом. Но в правительстве сидят профессионалы высокого уровня, осознающие, что Россия не может смотреть со стороны, как стремительными темпами меняется глобальная энергетика. Поэтому правительство работает над стратегией низкоуглеродного развития, над зелеными сертификатами, над развитием зеленого водорода и водорода разных оттенков и даже над национальным углеродным налогом. Что касается экспортоориентированного российского бизнеса, то он скоро столкнется с последствиями вводимого Евросоюзом трансграничного углеродного налога, что воспринимается как угроза. Но, как правило, везде, где риск, есть и возможности – и это реальный стимул для изменений.
Если посмотреть на проблему с точки зрения энергокомпании, то лишь небольшое число имеет собственную стратегию низкоуглеродной трансформации или развития. Группа Enel, крупнейший глобальный игрок в области возобновляемой энергетики, выбрала четкий курс с задекларированными целями по развитию возобновляемой энергетики, по сокращению тепловых мощностей, по дальнейшей цифровизации, по внедрению принципов устойчивого развития во все бизнес-процессы – от бизнес-идеи до повседневной эксплуатации. В России мы также идем по этому пути. В 2017 г. мы приняли тяжелое, но дальновидное решение, реализацию которого завершили в 2020 г.: полностью вышли из угольной генерации. С финансовой точки зрения это было очень тяжело, но решение было правильным. Угольная генерация ушла, мы начали строить ветропарки. И к 2023 г. за счет трех проектов ветропарков мы практически восполним потерянную EBITDA и заменим «черные электроны» на зеленые.
Текст подготовлен по материалам III ежегодного Национального форума по устойчивому развитию, проведенного газетой «Ведомости» 19 мая 2021 г. в Москве