Верить и монетизировать


Общемировая тенденция следовать целям устойчивого развития не оставила альтернативы России и отечественному бизнесу. Бизнес во всем мире либо монетизирует свое участие в повестке ЦУР, либо должен верить в них как в идеологию. ВЭБ выбрал срединный путь. Мы идеологически придерживаемся этих целей и считаем, что это абсолютно реальный бизнес, который можно сделать экономически эффективным.

Существует стереотип, что в России все быстро делается, только если приказали сверху. С устойчивым развитием это не сработает. Мы должны верить в эту идеологию. Должны развивать не только капиталистический менталитет, но и менталитет, направленный на повышение качества жизни, охрану окружающей среды, создание будущего для наших детей. Новое поколение – оно абсолютно другое: для них качество воздуха, которым мы дышим, качество воды, которую мы пьем, гораздо важнее, чем сколько зарабатывают родители. Новое поколение вырастает уже с этой глобальной трансформацией. Поэтому мы должны уже сейчас создать для них правильную среду. Создание качественной инфраструктуры – одна из ключевых веток целей устойчивого развития. Вся инфраструктура – и социальная, и инфраструктура бизнеса, и дорожная – должна быть комфортной, удобной и безопасной.

Методический центр

В 2020 г. по поручению правительства ВЭБ.РФ стал центром компетенций, который определяет методологию оценки и сертификации качества инфраструктурных проектов. Мы также являемся методологическим центром оценки проектов на предмет их соответствия экологическим стандартам. Я сделаю акцент на инфраструктуре, поскольку этому направлению в российских компаниях уделяется пока меньше внимания, а мы очень активно его продвигаем.

ВЭБ.РФ

Государственная корпорация развития. Учредитель – правительство РФ. Финансовые показатели (МСФО, 2020 г.): активы – 3,4 трлн руб., капитал – 689 млрд руб., чистая прибыль – 8,4 млрд руб. Создана в 2007 г. как национальный банк развития «Внешэкономбанк», с 2018 г. – госкорпорация ВЭБ.РФ. Занимается финансированием промышленных и инфраструктурных проектов. Размер кредитного портфеля корпорации на 31 декабря 2020 г. – 1,17 трлн руб.

2020 год мы посвятили разработке национальной системы оценки и сертификации, привлекли к этому экспертное и бизнес-сообщество, а также финансовые организации. Нам очень важно, чтобы оценка не носила обязательного, императивного характера. Она не может навязываться государством – в этом случае будет возникать отторжение. Идти в эту оценку необходимо добровольно, понимая, что качественная инфраструктура нужна всем сторонам. Инициатору – для того чтобы в итоге его проект был экономически эффективным и качественным, государству – чтобы безопасно и на протяжении долгого времени этой инфраструктурой пользоваться.

С конца 2020 г. и уже практически первую половину 2021 г. мы находимся в активной стадии тестирования методики и на Санкт-Петербургском экономическом форуме представим результаты первых двух больших оценок. Крайне важно, чтобы бизнес принял эту систему и доверял ей.

ВЭБ входит в рабочую группу по инфраструктуре G20. По итогам обсуждений участники группы в 2019 г. совместно подготовили и приняли общие для всех принципы качественной инфраструктуры. Теперь каждая страна должна эти принципы имплементировать в свою правовую и экономическую систему.

Мы черпаем из повестки «двадцатки» передовые практики, которые в России либо плохо развиты, либо вообще не востребованы. В то же время – и это очень важно – мы представляем инструменты, которые в России уже созданы и могут качественно функционировать. В частности, оценка качества и сертификация инфраструктурных проектов, которую разработал ВЭБ, представлена практически на всех основных международных площадках как одна из лучших мировых практик. Она уже опубликована на глобальном инфраструктурном хабе, который ведет Австралия, представлена на повестке БРИКС, поддержана рядом международных банков развития, которые намереваются ее использовать. На встрече нашей рабочей группы «двадцатки» была большая презентация, которая также получила одобрение со стороны всех стран-участниц. То есть мы не только черпаем опыт и развиваем внутреннюю регуляторику, но и делимся своими достижениями.

Что нужно инвестору

Мы живем уже в парадигме рейтингов – кредитных рейтингов, ESG-рейтингов. Если у компании нет рейтинга, она не сможет оставаться конкурентоспособной на рынке. Например, если вы идете за заимствованиями и у вас нет кредитного рейтинга, шансы на хорошие условия невелики, вы не можете продвигаться дальше.

Так же должно быть и с инфраструктурой. То есть, для того чтобы привлекать инвестиции (а мы исходим из того, что нам нужны не только внутренние, но и внешние инвестиции), проект должен быть оценен и ему должен быть присвоен рейтинг. А инвесторы, у которых нет возможности и времени разбираться в национальном законодательстве каждой страны, должны исходить из этого рейтинга, иметь высокое доверие к нему.

Если мы инфраструктуру превратим в класс активов, то тогда увидим в этой сфере институциональных инвесторов. Пока у нас больше имитация кипучей деятельности, нежели применение на деле этих принципов в политиках компаний. Однако ключевые игроки на рынке уже не видят завтрашний день без этого и, соответственно, будут продвигать эту повестку, а все остальные постепенно тоже войдут в фарватер.

Приоритеты

Любая инфраструктура оценивается не только с точки зрения экономической эффективности, уровня менеджерского управления и соблюдения экологических и климатических норм и требований. Большое значение в оценке имеет и социальный аспект. Он влияет на качество жизни, он создает рабочие места, причем именно для местного населения, с вовлечением в трудовую деятельность различных категорий граждан (включая людей с ограниченными возможностями).

Недавно опубликованы результаты опроса, который ВЭБ провел среди 50 ведущих российских компаний. Нас интересовало, как они понимают и как относятся к целям устойчивого развития, как понимают, что такое качественная инфраструктура, знают ли о существовании принципов качественной инфраструктуры, какие из них считают для себя ключевыми.

Участники опроса главным назвали экономический, финансовый аспект. На 2–3-м месте появляется экология. Социальный аспект, к сожалению, пока в самом конце. А ведь если посмотреть на эффект от проектов, то получается все абсолютно наоборот. Самый высокий эффект мы видим там, где создано наибольшее количество рабочих мест с вовлечением местного населения. Это был очень честный, хороший и откровенный опрос. Причем 92% опрошенных считают, что большая часть инфраструктуры, которая создается в Российской Федерации, является некачественной. А значит, еще много над чем предстоит поработать и многое переосмыслить.

Текст подготовлен по материалам III ежегодного Национального форума по устойчивому развитию, проведенного газетой «Ведомости» 19 мая 2021 г. в Москве