Да, это наш город

Компании берут на себя ответственность за территории, где работают
Андрей Гордеев / Ведомости

Участники круглого стола «Устойчивые города и регионы будущего» обсуждали миссию бизнеса в формировании региональной устойчивости и проблемы взаимодействия с властями и гражданским обществом – как достичь согласия и действовать максимально эффективно.

/Артем Сучков /Ведомости

Елена Феоктистова, заместитель председателя управляющего совета российской сети ГД ООН, управляющий директор по корпоративной ответственности, устойчивому развитию и социальному предпринимательству РСПП, модератор: 11-я цель устойчивого развития ООН «Устойчивые города и населенные пункты» связана напрямую с задачами обеспечения и благоприятной социальной среды, и благоприятных условий жизни: чистой воды, воздуха, озеленения, транспорта и т. д. Но и многие другие цели этой повестки имеют отношение к задачам устойчивого развития городов. Это касается и рынка труда и занятости, и экономического роста, это касается здоровья, образования. Я уже не говорю об экологических целях, которые непосредственно реализуются на территориях. Собственно, повестка устойчивого развития провозглашает, что все цели комплексные, что они абсолютно взаимосвязаны и только в таком подходе можно обеспечить их реализацию. В нашей сегодняшней дискуссии бизнес будет рассказывать о своем участия в развитии городов в партнерстве с государством и с гражданским обществом. Первый вопрос – о вовлеченности бизнеса в развитие регионов. Что побуждает компании это делать и какие эффективные технологии они предлагают или используют, решая эти задачи?

UC Rusal Plc


Акционеры: En+ (56,88%), SUAL Partners Виктора Вексельберга и Леонарда Блаватника и связанные с ней компании (25,85%), остальное – в свободном обращении (17,27%).
Капитализация (HKG) – 89,3 млрд гонконгских долларов ($11,5 млрд).
Финансовые показатели (МСФО, 2020 г.): выручка – $8,6 млрд, чистая прибыль – $759 млн.

/Артем Сучков /Ведомости

Рустам Закиев, директор департамента социальной политики «Русала»: Почему бизнес вовлечен – простой ответ: потому что крупная компания является, как правило, основным экономическим игроком в регионе. Если у тебя [на территории присутствия] 12 городов, пять из них моногорода, а с ними городская экономика, городской бюджет, огромное количество поставщиков, которые живут в этом городе, сотрудники, которые живут в этом городе, их семьи – чтобы понимать, как будет развиваться твое предприятие, ты должен стать участником процессов, которые идут в «твоих» городах. К сожалению, не все города могут себе позволить то, что сейчас с точки зрения комфортной городской жизни, среды и проч. есть в Москве. Поэтому происходит миграция: люди из маленьких городов переезжают в города побольше, их них – в областные центры, а потом все переезжают в Москву. Мы как бизнес заинтересованы, чтобы наши сотрудники, в которых мы инвестируем и которых обучаем, оставались дома. В этом главная мотивация: первое – удержание лучших, второе – мы как экономический субъект играем важную роль в развитии городов, формируем бюджет и должны влиять также и на создание комфортной среды, чтобы люди не уезжали.

Елена Феоктистова: Любой бизнес (маленький, большой, средний – неважно) оказывает влияние на развитие территории, на которой работает. Но мы сейчас говорим не вообще о любом влиянии (рабочие места, налоги и т. д.), а о системном воздействии, о целевом участии – когда у компании есть понимание, зачем она это делает, чего хочет достичь и какие правильные инструменты для этого выбрать. «Норникель»?

/Артем Сучков /Ведомости

Светлана Ивченко, директор департамента устойчивого развития «Норникеля»: «Норникель» работает за полярным кругом, где достаточно тяжелые условия. Компания, безусловно, включается в решение вопросов качества жизни на территории. Чтобы это делать синхронно с властями, несколько лет назад были созданы агентства развития городов в Норильске и Мончегорске, принята программа развития Печенгского района с поселком Никель (административный центр района. – «Ведомости»), чтобы синхронизировать действия компании и властей по социально-экономическому развитию территорий. Городу же очень важно понимать, что компания с ним всерьез и надолго. Совместными усилиями мы действительно реализуем программы по улучшению жизни. А коль скоро компания подписалась под целями устойчивого развития и ЦУР-11 является одной из приоритетных, то деятельность и KPI структурируются по соответствующим направлениям, включая, например, и реновацию жилья (у нас есть масштабный проект), и здравоохранение.

ПАО «ГМК «Норильский никель»

Акционеры: структуры «Интерроса» – Olderfrey Holdings Ltd (34,6%), UC Rusal (27,8%, прямое и косвенное владение через контролируемых лиц. En+ Group владеет 56,88% голосующих акций UC Rusal), остальное – в свободном обращении (37,6%).
Капитализация (LSE) – $58 млрд.
Финансовые показатели (МСФО, 2020 г.): выручка – $15,5 млрд, чистая прибыль – $3,4 млрд.

Учредитель агентства развития в Норильске – «Норникель», город и Фонд Потанина, в других регионах – «Норникель» и города. Агентства мы всегда позиционировали как площадку для коммуникации – НКО, жителей, органов власти, бизнеса. Был очень интересный проект: мы проводили огромное онлайн-исследование на облачных технологиях. В нем приняли участие в общей сложности 4000 человек. Это была анкета из 400 вопросов – чтобы ее заполнить, нужно было потратить несколько часов времени. Порядка 200 человек – самых активных граждан – мы пригласили в качестве экспертов на форсайт по обсуждению выявленных проблем. По результатам анкетирования был составлен рейтинг проблем, примеров решений, и мы верифицировали это с этими активными гражданами. Материалы легли в основу стратегии агентства и в городскую стратегию, в этих направлениях мы движемся.

Елена Феоктистова: Хочу задать вопрос Екатерине Ивановой. «Леруа Мерлен» – это все-таки не производство, а торговая сеть. Тем не менее у вас тоже есть целый пакет программ. Известно, что ваша компания делает вклад в развитие городов присутствия скорее социальными инвестициями. Что побуждает сеть магазинов включаться в эти процессы?

/Артем Сучков /Ведомости

Екатерина Иванова, руководитель направления социально-экологической ответственности «Леруа Мерлен»: Мы входим в группу компаний Adeo, лидера европейского рынка DIY. В России мы тоже занимаем значительную – порядка 17% – долю рынка DIY. Сеть присутствует по всей России – более сотни магазинов «Леруа Мерлен» в разных городах, от Калининграда до Владивостока. В своей стратегии и корпоративных ценностях мы всегда ставили знак равенства между сотрудниками компании и жителями городов, ведь миссия нашего бизнеса сконцентрирована на обустройстве – дома, территории. Дом для нас достаточно широкое понятие, а не просто четыре стены, в которых мы живем. Это среда, люди, локальные сообщества.

ООО «Леруа Мерлен Восток»

Владелец – французская Adeo (принадлежит семье Мюлье).
Финансовые показатели (РСБУ, 2020 г.): выручка – 347,2 млрд руб., чистая прибыль – 5,0 млрд руб.

Что еще немаловажно – мы очень заинтересованы в развитии локальных производств. Специфика нашего бизнеса такова, что наиболее эффективно производить там, где мы продаем, и это устойчиво с точки зрения стратегии компании. Мы немало поработали над тем, чтобы в нашем портфеле было много российских поставщиков (их доля достигает уже 80%), но теперь переходим на другой уровень: речь уже не просто о российских поставщиках, а именно о локальных. Соответственно, получается сложная экосистема вокруг нас: собственные сотрудники, жители, клиенты, поставщики и вообще многочисленные партнеры, вовлеченные в бизнес-цепочку.

Елена Феоктистова: У всякой компании, тем более крупной, есть собственные задачи и интересы, связанные с устойчивостью территории, – это благоприятный предпринимательский и социальный климат, удержание людей на территории присутствия, а для людей – чтобы они были квалифицированными, здоровыми и т. д. Но понятно и другое: органы власти – это ключевой игрок в обеспечении устойчивого развития. У власти свои приоритеты и свое видение, куда и как идти. Как обеспечить, во-первых, конструктивное, а во-вторых, все-таки взаимовыгодное сотрудничество? У власти и бизнеса в подходе к проблеме устойчивого развития есть совпадения, но есть и противоречия. Мария Багреева у нас здесь единственный представитель администрации. Конкретно – столичной администрации. Москва давно движется в русле устойчивого развития. Как власти и бизнесу достигать компромисса, находить точки соприкосновения? И какими инструментами можно [власти] вовлечь партнеров?

Мария Багреева, заместитель руководителя аппарата мэра и правительства Москвы: Для эффективного взаимодействия с бизнесом есть ряд инструментов, которые город старается использовать по максимуму. В первую очередь необходимо сделать среду благоприятной как для жизни, так и для ведения бизнеса. Здесь очень важный инструмент – городской бюджет. Как вы знаете, он у нас, во-первых, социальный – больше половины расходов идет на социальные направления. И у нас огромная инвестиционная программа, которая не только способствует развитию инфраструктуры города, но и привлекает частные инвестиции. Например, по нашим расчетам, в строительстве транспортной инфраструктуры 1 руб. бюджетных инвестиций привлекает 3 руб. частных вложений. Мы всячески развиваем город, для того чтобы создавать условия для развития бизнеса.

Прошлый год был, увы, ознаменован пандемией. Всё и для всех пошло не так, как предполагалось, в том числе городской бюджет сложился чуть ниже, чем мы планировали. Мы по-прежнему полностью обеспечены с точки зрения реализации социальных обязательств. Но инфраструктурные проекты мы тоже не хотим останавливать, не хотим, чтобы тормозились высокие темпы развития экономики. Поэтому мы в этом году вышли на рынок заимствований, 27 мая планируем привлечение финансирования через такой инструмент устойчивого развития, как зеленые облигации (74-й выпуск облигационного займа Москвы и одновременно первый выпуск субфедеральных облигаций на 70 млрд руб. на срок семь лет со ставкой купонного дохода 7,38%. – «Ведомости»). То есть мы вовлекаем не только бизнес как таковой, но и финансистов, инвесторов в обеспечение повестки устойчивого развития.

Елена Феоктистова: А чем конкретно привлекаете? Почему они должны вложить свои средства в ваши зеленые облигации?

/Артем Сучков /Ведомости

Мария Багреева: Во-первых, мы первоклассный заемщик, поэтому инструмент интересен сам по себе. Во-вторых, спрос на инструменты устойчивого развития растет не только на мировых финансовых рынках, он возникает, формируется и в России. Кроме того, у нас основная сегодня, наверное, новость по теме устойчивого развития – Москва прошла сертификацию по международным стандартам ISO «Устойчивые города и сообщества». В рамках международной сертификации проверяются все сферы жизни города, направленные на достижение целей устойчивого развития. Мы признаны городом, двигающимся в соответствии с целями устойчивого развития, с высоким качеством жизни. Поэтому есть возможность и привлекать финансирование под важные для города проекты.

Елена Феоктистова: Москва – огромный город, мегаполис. А вот бо́льшая часть предприятий группы «Свеза» находится в моногородах, и это не крупные территориальные образования. Там свои особенности, и это, конечно, большая нагрузка на компанию. Мы все представляем, какое большое давление на градообразующие предприятия существует в части ожиданий, что они включатся в решение проблем территорий. Как удается снять противоречия и все-таки совместить интересы территории и компании и, когда удается, какие получаются результаты? Вопрос к Валентине Лихачевой.

Валентина Лихачева, директор по корпоративным коммуникациям и устойчивому развитию группы «Свеза»: Сразу скажу, что у нас с местными властями противоречий нет, мы больше идем с ними в одну сторону, как партнеры. Вы, Елена, правильно отметили, что у «Свезы» предприятия (а мы представлены восемью предприятиями в шести регионах России) в большинстве своем градообразующие. Работодатель должен нести ответственность за сотрудников, создавая им не только безопасные и комфортные условия труда, но и в принципе такие условия жизни, чтобы они имели желание оставаться в регионе.

В прошлом году мы проводили масштабное исследование вместе с местными властями в Костромской области и выявили в нашем моногороде Мантурово такую проблему, как отток трудоспособного населения. Для нас как для предприятия важна кадровая защищенность, обеспеченность трудовыми ресурсами для стабильной работы. Для региона это вопрос развития, в которое моногорода тоже вносят большой вклад. Поэтому в марте этого года мы подписали трехстороннее соглашение с Костромской областью и с администрацией Тотьмы (в Вологодской области, почти в 400 км от Мантурова) о социально-экономическом развитии. На основе проведенного исследования определили ключевые направления деятельности, бюджеты, конкретные мероприятия программы до 2014 г. включительно, которые мы реализуем с этого года.

Елена Феоктистова: То есть, когда город и регион определяли приоритетные цели, объемы финансирования, компания выступала как партнер и имела право голоса?

«Свеза»

Лесопромышленный холдинг.
Контролируется Алексеем Мордашовым. Выручка (2020 г.) – 36 млрд руб.
Входит в состав «Севергрупп», осуществляющей долгосрочные инвестиций в интересах Мордашова.

Валентина Лихачева: Да, безусловно. В этой программе мы определили приоритетные проекты и направления деятельности. Вопросы медицинского обслуживания, образования (повышения именно качества образования в Тотьме), развития спорта, досуга населения – мы согласовали с регионом, что это должно войти в программу, и все мероприятия, которые мы обозначили для себя приоритетными, вошли. Аппарат губернатора согласился, поскольку исследования, которые они также проводят, показывают, что это приоритетные направления развития региона. Никаких противоречий.

Елена Феоктистова: Рустам, вы тоже так же благостно взаимодействуете со своими партнерами?

Рустам Закиев: Благостно или неблагостно, но взаимодействуем. Понятно, что возникают разные вопросы. Основная проблема, которая существует во всех городах, особенно в малых, – бюджетная обеспеченность, что там греха таить. И вот, Светлана сказала, да, у нас есть системный подход. Второе – в любом случае крупные корпорации приносят те знания и компетенции, которых в этих городах нет. Соответственно, если смотреть на то, что было сделано, то лучшие практики так или иначе тиражируются и в наши города. И здесь мэры и администрации понимают, что есть возможность совместно с нами заявиться на какие-то крупные проекты и получить финансирование, т. е. получить дополнительные источники финансирования для бюджета.

Елена Феоктистова: Вы помогаете им выйти за пределы...

Рустам Закиев: Да. Дело даже не в том, что мы им помогаем деньгами. В некоторых случаях можно сказать, что больше мы помогаем компетенциями. Раньше единицы российских городов имели такой документ, как стратегия городского развития. Сейчас это стало трендом. У нас есть возможность подключить специалистов для разработки стратегии. Мы можем оказать помощь в участии в каких-то федеральных программах. Например, помогли заявиться на конкурс Минстроя, что позволило привлечь дополнительное финансирование на развитие городской среды. В прошлом году 250 млн руб. получили городские бюджеты благодаря тому, что мы подставили плечо, подсказали, как лучше сделать, привлекли специалистов. В этом году у нас еще два города заявляются. Это одна история. Кроме того, существует большое количество федеральных программ, о которых города даже не знают. Наша задача – помочь им понять, где еще можно получить дополнительное финансирование. И это же не просто дополнительное финансирование, это новые программы, которые муниципалитет запускает. Существует программа «Комфортная городская среда» Минстроя, но, чтобы заявиться, необходимо иметь компетенции. Заявившись один раз, город уже может дальше развиваться. Такие федеральные программы существуют не только у Минстроя, их гораздо больше. Но есть большой барьер – отсутствие квалификации, недостаток информации. И в этом мы тоже очень можем помочь. Нашей программе «Территория «Русал» в этом году уже 11 лет. Это как раз системный подход к развитию городов. Принципами ее являются передача компетенций, софинансирование. Программа на условиях софинансирования позволяет получить больший масштаб, нежели обеспечит сам муниципалитет или мы сами.

Светлана Ивченко: Позволите добавить? То, что мы для себя определяли, например, – это роль проводника, катализатора развития, и мы всегда старались объединять команды. Приведу маленький пример. У нас второй поток учится (первый – в «Сколково», а сейчас по вэбовской программе): команды – агентства развития, мэра и людей из компаний. То есть, пройдя все вместе обучение, сделав проект стратегии, они уже потом реально эту стратегию дальше вместе разрабатывают.

Елена Феоктистова: Я тоже знаю еще несколько компаний, которые так сделали...

Пойдем дальше. Любому городу, любому маленькому населенному пункту необходимо развитие. Но что именно подпадает под понятие «устойчивое развитие»? Крыши покрасить – это ведь не оно, верно? Но без этого тоже жить нельзя. Как все-таки совместить цели устойчивого развития с очень прагматичными задачами, которые нужно решать территории? Я к Артему [Брижицкому] хочу обратиться. Компания Unilever – один из мировых лидеров по части стратегий устойчивого развития в мире. У компании большие компетенции в этой сфере и, конечно, большие, амбициозные задачи. Как вы все это совмещаете и получается ли у вас?

/Артем Сучков /Ведомости

Артем Брижицкий, старший управляющий по взаимодействию с органами государственной власти в России, на Украине и в Белоруссии компании Unilever: Действительно, план устойчивого развития и повышения качества жизни Unilever действует уже с 2010 г. Это случилось за пять лет до утверждения целей устойчивого развития ООН, и непосредственно наш экс-CEO Пол Полман был единственным представителем от бизнеса, который в свое время был приглашен ООН для консультации по вопросу, какие все-таки цели устойчивого развития должны войти в этот перечень. И в том числе благодаря этому цели устойчивого развития очень тесно пересекаются с нашей стратегией и входят в повестку компании.

Unilever Group

Акционеры: юридически контролируется Unilever plc, почти 100% акций которой в свободном обращении. Крупнейший институциональный инвестор – BlackRock Institutional Trust Company (6,41%).
Капитализация – 130,97 млрд евро.
Финансовые показатели (2020 г.): выручка – 50,7 млрд евро, чистая прибыль – 5,6 млрд евро.
Располагает производственными площадками в Санкт-Петербурге (чаеразвесочная фабрика и производство косметической продукции и бытовой химии), Тульской области (пищевая фабрика и производство мороженого), Екатеринбурге (косметическая фабрика) и Омске (производство мороженого).

Я приведу пару примеров проектов, которые реализуются не в регионах присутствия наших фабрик или офисов, а в тех регионах, где возникают конкретные практические проблемы. Один из этих проектов, мой любимый, пожалуй, – проект бренда Domestos «Терпеть нельзя учиться». Он направлен на улучшение санитарно-гигиенических условий в школьных туалетах по всей России. Начался он в ответ на исследование, которое провело оренбургское отделение Национальной родительской ассоциации, по итогам которого выяснилось, что 57% родителей считают, что состояние туалетов в школах региона неудовлетворительное. За время школьных каникул силами бренда и при поддержке ассоциации был произведен ремонт этих туалетов в Оренбургской области. На следующий год этот проект было решено перевести на федеральный уровень и дать возможность всем желающим подать заявку.

Еще один проект – бренда «Чистая линия», он называется «Живые леса России». Все помнят, какая ужасная в прошлом году ситуация была с лесными пожарами. И наш бренд совместно с добровольческим корпусом Байкала, вместе с волонтерами осуществлял высадку деревьев, лесов, ухаживал за лесными насаждениями, убирал стихийные свалки и помогал в тех регионах, где была наиболее напряженная обстановка. Таких проектов на самом деле очень много, поэтому не буду продолжать.

Елена Феоктистова: Ожидания от компаний очень большие, у территорий очень много проблем, бизнес же не может согласиться решать все эти задачи?

Валентина Лихачева: Мы, безусловно, не можем решить все проблемы и выделить огромное количество денег здесь и сейчас. Ожидания – да, как правило, они выше, чем бюджет, которым для этого располагает компания. Это вопрос договоренностей и вопрос информирования, постоянного диалога с целевыми аудиториями.

Елена Феоктистова: А приоритеты как выстраиваются?

/Артем Сучков /Ведомости

Валентина Лихачева: Мы ежегодно информируем заинтересованные стороны, с которыми сотрудничаем, что наступил период, когда они могут обратиться к нам со своими заявками, просьбами, пожеланиями – о помощи, о партнерстве или о софинансировании. Дальше процедура такая: мы рассматриваем это на [корпоративном] комитете с участием разных представителей заинтересованных сторон. То есть это не сами у себя сели и подумали: а что же мы выберем? Именно вместе с заинтересованными сторонами решаем, что в рамках существующего бюджета можем сделать совместно в этом году.

Но до этого мы ежегодно также проводим опрос заинтересованных сторон, узнаем, какая проблематика есть в регионе, какие вопросы надо закрыть, и круглый стол с участием стейкхолдеров. Комитетами мы собираемся раз в квартал. Иногда мы отклоняем какие-то проекты, если они утратили актуальность или появился новый, более перспективный – мы можем совместно с партнерами проголосовать за него и запустить в работу. Только диалог...

Рустам Закиев: Кроме диалога, конечно, должна быть максимальная открытость. Так, при любом расширении производства должна быть готовность максимально раскрыть информацию, рассказать, что и как будет меняться.

Часть формирования стратегий – исследования. У нас они есть по каждому городу, и в них принимают участие все ключевые стейкхолдеры. Для жителей уже давно организовано голосование на электронной платформе, и за наши проекты каждый мог проголосовать – например, по программам развития общественных пространств. Как мы слышали, в городах «Норникеля» есть агентства развития. А у нас есть корпоративный фонд, который представлен в каждом городе, – точка, куда приходят и чтобы обозначить проблему, и чтобы принять участие в проекте. Это центры компетенций и точки для диалога.

И наконец, существуют соглашения. Это уже формальная финализация договоренностей, которая достигается между городом и предприятием.

Елена Феоктистова: Мы говорим о стратегии, тенденциях, т. е. не только о сиюминутных, но и о долгосрочных целях. Встает вопрос оценки: по каким критериям компании оценивают соответствие целям устойчивого развития, в том числе выбирая проекты и приоритизируя задачи?

Мария Багреева: Приоритизация – это всегда самый сложный вопрос, потому что никогда ни одного бюджета компании или города, региона не хватит на реализацию всех желаний. Любая компания и мы как город всегда находим баланс между текущими расходами и теми, которые нам будут обеспечивать рост в будущем. Это всегда компромисс, от него никогда не уйти.

А критериев достаточно много. У нас в проектах по финансированию, по устойчивому финансированию это международные стандарты (Международная ассоциация рынков капитала). Независимые агентства тоже проверяют, насколько те или иные проекты соответствуют целям устойчивого финансирования. Это довольно сложная верификация. Там оценка идет и экологических эффектов, если мы говорим о зеленых проектах и социальных эффектах, соотношении затрат и результатов, то методология довольно сложная.

Елена Феоктистова: То есть существует эта система критериев и оценки у самой Москвы – не у внешних оценщиков, а у Москвы внутри, когда вы планируете, когда вы делаете этот выбор, у вас у самих эти критерии есть?

Мария Багреева: Для нас эти критерии, как правило, не точный набор каких-то показателей. Во-первых, баланс: соотношение текущих целей, текущих интересов и интересов развития. Мы всегда смотрим на то, чтобы не снижать наши инвестиционные программы, обеспечивающие высокое качество жизни в будущем, при этом сохраняя высокую долю социального бюджета. А если речь о конкретных направлениях и конкретных проектах в самой компании, то там есть наборы показателей. Как правило, повторюсь, мы пользуемся международными критериями, международными рейтингами.

Елена Феоктистова: А есть в администрации или в правительстве Москвы орган – координационный либо консультативный, который отслеживает именно критерии устойчивого развития?

Мария Багреева: У нас цели устойчивого развития реализуются по всем направлениям деятельности города, они закладываются в государственные программы. И, соответственно, на уровне города мы действительно сводим это все, анализируем. Я не скажу, что это какой-то один орган власти.

Светлана Ивченко: Я не могу сказать, что мы влияем на то, как регион оценивает ситуацию. Мы ее оцениваем через призму целей устойчивого развития применительно уже к конкретным задачам. Плюс мы сейчас смотрим на всю нашу деятельность на территории через призму соответствия стандартам IRMA и CMM. Это две отраслевые организации, одна металлургическая, другая по горному делу. Где-то мы действуем сами, где-то – совместно с властями. Например, один из проектов – ликвидация исторически накопившегося мусора в тундре: заброшенное оборудование, бытовой мусор, еще что-то. Сейчас компания вкладывает порядка 40 млрд руб., чтобы это все убирать, перерабатывать и т. д., это инициатива компании. При этом есть в Норильске свалка, которая периодически горит, и она вызывает возмущение у жителей города. Мы считаем, что здесь уже нужны совместные действия – возможно, поставить мусоросжигающий завод, надо думать, что делать. Поэтому, с одной стороны, стандарты, с другой – насущные проблемы и потребности населения. Нужно находить общее решение, на которое выделяется финансирование.

Елена Феоктистова: Есть вопрос, связанный с предыдущим (о критериях). Критерии сегодняшнего дня, даже когда мы говорим о долгосрочных программах, – это мы из сегодня смотрим в завтра. А как мы вообще себе представляем город будущего, территорию будущего? Населенный пункт – он каким должен быть?

Рустам Закиев: У акционеров есть свое понимание и видение того, как развивается компания. Есть стратегии развития компаний. Есть озабоченность жителей и связанная с этим проблематика. У нас заявлена программа на 380 млрд руб., которая предполагает снесение полностью старых заводов, оснований и строительство новых. Если взять экологию, то в наших городах появятся совершенно новые предприятия с совершенно другой нагрузкой. Для наших сотрудников у нас сейчас запущен проект «Миниполис» – строительство жилья и создание современной социальной инфраструктуры, которой будут пользоваться не только наши работники, но и все жители. Также реализуем большую программу развития общественных пространств, и есть надежда, что в ближайшей перспективе наши города, наверное, и станут теми самыми городами будущего.

Елена Феоктистова: Чтобы это случилось, должен быть чистый город – я имею в виду и воздух, и воду, и чистую энергию. Это же должно закладываться?

Рустам Закиев: Понимаете, есть опыт Москвы, и, естественно, тут же «делай как я». Но давайте порассуждаем: ну когда в моногороде, где живет 20 000, кто-то вообще задумывается о стратегии или целях устойчивого развития? Но в любом случае вода камень точит. Та же самая история с созданием комфортной городской среды: за городами-лидерами потянулись другие. Эта тема стала популярной, появляется мотивация. Я думаю, что и правительство должно в более активном формате участвовать, должны быть цели правительства в области устойчивого развития государства. Тогда и в регионах должны появиться стратегии. Это же все-таки не так работает, что в одном городе есть, а в другом нет. Нужна система.

Артем Брижицкий: Надо сказать, что буквально в начале этого года при Минэкономразвития был создан экспертный совет по устойчивому развитию (мы, например, в нем представлены), это позитивный знак. И сейчас будет формироваться план устойчивого развития уже на федеральном уровне.

Екатерина Иванова: Мы не упомянули такой важный вопрос, как вклад бизнеса в развитие локальных сообществ и их компетенций. Самые сильные и самые крупные некоммерческие организации работают в больших городах. Поэтому я также вижу миссию таких компаний, как наша, в частности, в том, чтобы помогать и продвигать, развивать компетенции небольших локальных НКО и сообществ, очень важно именно системно взаимодействовать с различными стейкхолдерами. Вот мы опираемся на свои цели устойчивого развития, на свою стратегию, которая напрямую связана с целями устойчивого развития до 2030 г. Каскадируя эти цели, мы спускаемся до локального уровня. Специфика нашей деятельности предполагает, что мы получаем фидбэк от основных заинтересованных сторон достаточно оперативно. Нам можно даже написать в соцсетях, и это тот прямой инсайд, который мы всегда можем получить от них. В компании у нас даже действуют KPI по срокам ответа, по качеству ответа.

Когда мы говорим про устойчивость в целом, крайне важно грамотно организовать переход от очень глобального уровня к очень локальному уровню. Почему? Потому что именно конкретный человек в своем городе лучше видит комплекс проблем и в том числе может дать интересные рекомендации, как их решать. Люди знают то, что далеко не всегда видно с федерального или тем более глобального уровня. Чем лучше будет выстроена эта системность – от высокого уровня до уровня, по сути, каждого конкретного человека, каждого конкретного потребителя, – тем скорее и эффективнее мы достигнем глобальных целей устойчивого развития.

Текст подготовлен по материалам III ежегодного Национального форума по устойчивому развитию, проведенного газетой «Ведомости» 19 мая 2021 г. в Москве