Идентификация звонков – это следующий большой шаг
На сессии лидеров-визионеров «Командная игра: партнерство во имя клиента» генеральный директор «Билайна» Сергей Анохин представил взгляд компании на проблематику кибермошенничества, статистику и рассказал о том, как компания отвечает на новые вызовы, связанные с защитой клиентов и их данных.
Сегодня мы сталкиваемся с ростом числа кибератак, фишинговых схем и социальной инженерии. Проблема усугубляется развитием технологий, которые мошенники осваивают быстрее, чем бизнес успевает выработать защитные механизмы. Стремительное распространение технологий – это одна из ключевых тем, о которых сегодня важно говорить. Они меняют нашу жизнь, наши бизнес-модели и привычки, а также то, как мы потребляем и используем продукты и услуги. Но такие технологии, кроме очевидной пользы, несут и риски, которые нужно учитывать.
Мы видим, как технологии проникают в нашу повседневность с невероятной скоростью. Например, популярность ChatGPT: за два месяца количество пользователей чат-бота достигло отметки в 100 млн. При этом 13 млн человек пользуются сервисом ежедневно. Это наглядно показывает, что темпы распространения новых решений значительно выросли и эта тенденция только усиливается.
С одной стороны, подобные технологии дают компаниям огромные возможности для роста и цифровизации. Они помогают эффективнее выстраивать взаимодействие между людьми и компаниями. Но с другой – эти же технологии могут использоваться во вред, так как злоумышленники зачастую адаптируют их быстрее, чем мы успеваем внедрить защитные механизмы.
Сегодня мало кто может определить, был тот или иной код создан человеком или искусственным интеллектом, разоблачить наиболее продвинутые дипфейки. Без специальных знаний и технологий уже не разобраться, с тобой говорит настоящий человек или синтезированная личность. Отсюда и статистика ЦБ по украденным у людей 15 млрд руб.
Наша задача как технологической компании – не только пользоваться этими инструментами для улучшения качества услуг, но и защищать наших клиентов от их потенциально опасного применения. Технологии должны работать во благо, а не создавать новые угрозы. Это вызов, который требует нашего постоянного внимания и инновационного подхода.
В ответ на эти угрозы мы разработали и внедрили ряд инициатив. Одна из ключевых – маркировка звонков. Ежедневно мы отмечаем до 13 млн вызовов как потенциально спамовые, что помогает клиентам избегать нежелательных контактов. Абоненты могут самостоятельно активировать сервис «Моя безопасность» в приложении «Билайна». В следующем году мы подключим наш сервис всем клиентам по умолчанию, обеспечив базовый уровень защиты без необходимости дополнительных действий с их стороны.
Идентификация звонков – это, наверное, следующий большой шаг в повышении комфорта для наших клиентов при пользовании услугами связи. Он сам понимает, когда на какой звонок он хочет или может ответить.
Мы практически смогли побороть звонки с подменных номеров, добавили маркировку. Но мошенники ищут новые способы. Через обычную голосовую связь стало сложнее достучаться, и они пошли в мессенджеры. Поэтому сейчас мы фиксируем достаточно большой всплеск именно там. По данным «Билайна», доля звонков с подменных номеров в приложениях за год выросла почти втрое – с 33 до 89% от общего числа мошеннических звонков.
Динамика роста масштабов потерь показывает, что ситуация будет ухудшаться, поэтому нам нужно действовать – догонять, стараться применить технологии во благо. Для меня было неожиданным, что не только у людей возникает гиперосторожность к разным формам взаимодействия, но и у бизнеса: теперь компании могут отказаться от определенных инициатив, понимая, что они будут связаны с какими-то киберрисками. Компании принимают решение не внедрять новые технологии, потому что потенциальные репутационные или финансовые потери в случае ошибки в общем-то достаточно серьезные. Таким образом, киберриски становятся барьером для развития.
Борьба с угрозами требует объединения усилий – нужно, чтобы каждый защищал свою часть цепочки взаимодействия с клиентом. Чтобы нам двигаться быстрее и привлекать больше участников, мы сформулировали «Хартию цифровой безопасности» и приглашаем участников рынка присоединиться к ней.
Важно помнить, что безопасность клиента – это не только технологические решения. Мы активно занимаемся просветительской работой, обучая пользователей основам цифровой гигиены, чтобы минимизировать их уязвимость перед мошенниками. Каждый шаг, направленный на защиту данных и личного пространства, – это вклад в будущее, где технологии работают исключительно во благо.