Эра новых возможностей
Переход на отечественные решения получил очень мощный стимул
Российская телекоммуникационная отрасль сталкивается с серьезными вызовами – новыми санкциями и сложностями в работе международных сегментов бизнеса. В то же время ситуация дала новые возможности российским компаниям, стимулировав расширение и диверсификацию их бизнеса. Переход на отечественные решения, давно задуманный в целях гарантировать безопасность инфраструктуры государства, получил новый и очень мощный стимул.
Новая смена оборудования
После начала специальной военной операции на Украине в 2022 г. ведущие производители телекоммуникационного оборудования, такие как Nokia, Ericsson и Huawei, прекратили официальные поставки своих базовых станций на российский рынок, хотя и продолжили обслуживание существующего оборудования. Это имело негативные последствия для развития сетей отечественных операторов связи уже в прошлом году. По данным Telecom Daily, российские операторы связи установили на 60% меньше базовых станций в 2022 г. по сравнению с 2021 г. В связи с уходом ведущих поставщиков оборудования из России отечественные операторы связи предварительно запаслись необходимым оборудованием, а также изменили подходы к уже используемому.
«Если раньше операторы любили делать так называемый swap (от англ. swap – замена, модернизация оборудования с переходом от одного поставщика к другому) оборудования, когда договариваешься с кем-то из вендоров и проводишь массовую программу модернизации. Все старое сносится и утилизируется, а новое ставится. Сейчас все изменилось. Все старое аккуратно снимается, везется на склад, там пересобирается», – признается вице-президент по управлению сетью и региональному техническому развитию «Вымпелкома» Александр Григорьев.
В ответ правительство стало вводить меры поддержки производителей и операторов связи, чтобы закрыть потребность в необходимом количестве базовых станций. Еще в 2020 г. власти России предприняли шаги, которые должны помочь обеспечить использование отечественного телекоммуникационного оборудования операторами связи. Государственная комиссия по радиочастотам (ГКРЧ) вынесла решение, согласно которому строительство сотовых сетей 5G должно осуществляться исключительно на российском оборудовании даже в случае его ограниченного наличия. Позднее, в 2021 г., ГКРЧ распространила эту обязанность на сети четвертого поколения (4G), требуя от телекомоператоров начиная с 2023 г. использовать только отечественное оборудование при их развертывании. По словам разработчиков, меры направлены на поддержку и развитие отечественной телекоммуникационной промышленности.
В конце прошлого года «Ростелеком», «Мегафон» и «Вымпелком» приняли решение о заключении форвардных контрактов с компанией Yadro на поставку отечественного оборудования для сотовых сетей. Это партнерство направлено на укрепление отечественной телекоммуникационной индустрии и обеспечение операторов надежным и современным оборудованием. Кроме того, согласно планам ГКРЧ, требования о переводе сетей стандарта LTE на отечественное оборудование будут перенесены с 2023 на 2028 г. Однако эта перспектива зависит от заключения форвардных контрактов между операторами и отечественными производителями оборудования. Перенос сроков позволит операторам достичь необходимой технической готовности и обеспечить плавный переход на отечественное оборудование. Как предполагал в беседе с «Ведомостями» гендиректор Telecom Daily Денис Кусков, «Мегафон» и «Ростелеком» получат по 10 000 БС GSM/LTE, контроллеров и ПО от Yadro.
Однако операторы испытывают сдержанный оптимизм.
«Очевидно, что отечественным поставщикам надо будет пройти достаточно длинный путь, пока они достигнут примерно того же уровня, что у нас на сети уже есть сейчас. Те сети, которые эксплуатируют сегодня все операторы, – это достаточно продвинутое поколение LTE, то, что называется LTE Advanced, LTE Advanced Pro, кто-то называет 4,5G», – отмечает Григорьев.
Новые точки роста
Как признают сами операторы, телекомбизнес достиг своего потолка и его ждет стабильный, но малозаметный рост. И это связано не с наличием или отсутствием оборудования, а с исчерпанием абонентской базы. Более того, недалек момент, когда количество абонентов перестанет быть ключевой бизнес-метрикой. Что придет на смену, пока не ясно. Однако на протяжении последних лет телекомоператоры инвестируют в смежные – а иногда и не совсем – направления.
Как отмечает Александр Горбунов, член правления и вице-президент по стратегии и развитию МТС, «у нас уже созрел большой портфель из разных бизнесов кроме мелких цифровых продуктов. Это 10 отдельных бизнес-направлений: розница, банк, медиа, лайф энтертейнмент, туризм, авто, умный дом, кибербезопасность, AI и реклама. То есть мы их все выделили, обособили и развиваем как отдельные бизнесы. В принципе, мы смотрим и на другие направления, которые могли бы быть комплементарны».
Этот подход отражается и в финансовых результатах компании. Выручка от ключевого телекомбизнеса в 2022 г. выросла всего на 2,5% и составила 534 млрд руб. В то же время двузначными темпами растут другие направления: банковский сегмент вырос на 44,7% до 58,2 млрд руб., реклама – на 22% до 24,8 млрд руб. Высокие темпы роста демонстрирует облачный бизнес – на 61% до 8,1 млрд руб.
Альтернативный подход к развитию экосистемы предлагает Tele2.
«Мы, конечно, видим свою стратегию в предоставлении нашим клиентам услуг помимо кортелекома, но в первую очередь мы развиваем эту историю за счет партнерств. Мы выбрали такой вектор еще в 2017 г. У нас тогда впервые была реализована платформа под названием «Больше», где мы предоставили клиентам огромный спектр дополнительных предложений в рамках этих партнерств», – подчеркивает директор по развитию цифрового канала Tele2 Кирилл Зобнин.
По его словам, это позволяет решить одновременно две задачи: предоставлять широкий спектр предложений и выводить новые услуги с низким time-to-market. При таком подходе Tele2 «достаточно быстро может отключить или подключить нового партнера», чтобы протестировать гипотезу, при этом «не падая в сильные капитальные затраты».
Не все операторы заявляют о желании идти в экосистемный подход или активно развивать смежные направления. Как заявил коммерческий директор «Мегафона» Павел Тулубьев, «наша стратегия – это концентрация всех сил и ресурсов компании на основном продукте, связи. Поэтому прошлый год прошел хорошо, хотя, конечно, когда начались события, прогнозы были более чем печальны. Отчетность мы не раскрываем, не смогу сказать конкретных цифр».
У «Вымпелкома» (бренд «Билайн») при падении общей выручки на 1,4% по сравнению с 2021 г. до 286,7 млрд руб. растут доходы от направлений AdTech и big data на 52% по сравнению с прошлым годом. Облачный бизнес вырос на 237%. Кроме того, в 2022 г. оператор приобрел группу ОТМ, специализирующуюся на автоматизации и планировании закупок интернет-рекламы.
«У «Вымпелкома» был такой период, когда в компании практически не было IT, за последние три года мы этот IT создали, причем не IT-департамент, а именно распределенную разработку по всей компании. Мы много инвестируем в разработку софта, будем запускать целый ряд новых продуктов, и это тоже требует больших вложений. За пределами телекома 1,5 года назад мы очень удачно купили небольшого клауд-игрока, попали на скачкообразный рост спроса и будем инвестировать в развитие этого сервиса тоже», – отмечает генеральный директор «Вымпелкома» Александр Торбахов.
Появление смежных направлений операторы объясняют не только собственным желанием диверсифицировать бизнес. По их словам, во многом этому способствует и запрос со стороны рынка. Отчасти он возник на фоне событий 2022 г., когда большинство российских компаний столкнулись с уходом вендоров как ПО, так и оборудования. И операторы, как крупные инфраструктурные игроки, которые научились управлять собственным сложным IТ-ландшафтом, могут предложить свой опыт.
«В предыдущие годы достаточно часто сотрудничество крупного оператора, как «Ростелеком», с компанией или промышленным предприятием заканчивалось на «проходной». Мы предоставляли сервисы, связанные с телекоммуникациями, какие-то отдельные цифровые или облачные услуги, но в то же время бизнес-процессы внутри клиента оставались для нас черным – ну или для некоторых операторов серым – ящиком», – отмечает вице-президент по развитию информационных систем «Ростелекома» Дарий Халитов.
Сейчас ситуация изменилась, потому что российским компаниям нужна помощь или участие со стороны опытных игроков, которые на протяжении многих лет уже занимались сложным IТ-ландшафтом, включающим отечественные IТ-решения.
В целом представители телекома испытывают сдержанный оптимизм. И может быть, в итоге российская телекоммуникационная отрасль выйдет из этих передряг переродившейся и даже передовой. Не случайно президент «Ростелекома» Михаил Осеевский отметил: «Авианосец очень сложно разгоняется, но и очень сложно тормозит. Каждая компания представляет собой авианосец. За нами огромный ресурс осуществленных инвестиций, людей, обладающих компетенциями».