Пока в транзитном состоянии


Указ президента «О мерах поддержки IT-отрасли» был выпущен за очень короткое время – меньше одной недели, и он вступил в силу. Это говорит о том, насколько стремительно развиваются события и насколько стремительно государство нас поддерживает в тех или иных вопросах.

Операторы связи – конечные потребители информационно-коммуникационного (ИКТ) оборудования. Это, наверное, № 1 с точки зрения того, что может сделать оператор для технологической реорганизации.

Многие операторы уже имеют обширные исследовательские R&D-центры или лаборатории, которые годами тестировали оконечное оборудование, непосредственно ставящееся в квартирах или на предприятиях. На базе этих лабораторий сформирован достаточно хороший пул компетенций, позволяющий проверять технические характеристики различных устройств, самостоятельно разрабатывать прошивки. Поэтому многие из операторов в состоянии сформировать свое собственное предложение о том, какими должны быть российские решения.

Но мы находимся пока в транзитном состоянии, конец февраля – некая отправная точка А. Мы еще не вышли в конечную точку В, к полному пониманию, в какой модели как компания, как отрасль, как государство в целом мы находимся. Нас еще ждет множество других изменений.

Сейчас на первый план выходят вопросы отказоустойчивости существующей инфраструктуры связи, ее масштабирования в условиях ограниченности поставок оборудования по ранее принятым логистическим цепочкам.

Говорить о построении чего-то нового достаточно сложно. Любая стройка, связанная с развертыванием сетей, – это затраты. Экономика этих затрат сейчас меняется – с точки зрения стоимости услуг и оборудования, сроков поставки. Поэтому, скорее всего, развертывание в новых местах, в новых регионах в этом году не будет таким динамичным, как в прошлые годы. Все зависит от того, сколько еще по времени мы будем заниматься вопросами отказоустойчивости, IT-инфраструктуры, кибербезопасности. Летом очень многие операторы связи, да и, наверное, многие компании из других отраслей будут пересматривать бюджетные планы с точки зрения расходов.

Также мы исторически имеем серьезные проблемы со стоимостью услуг. Многие из операторов понимают, что уже не будет безлимитного интернета или он будет трансформирован во что-то другое. Будут уже упомянутые сложности, связанные с наличием оборудования. Необходимо прямо сейчас оптимизировать имеющиеся решения, оптимизировать программный код, чтобы он потреблял меньше ресурсов.

Мы не настолько зависимы от проприетарных западных технологий в области программного обеспечения (ПО) по сравнению с зависимостью от телеком-оборудования и программно-аппаратных комплексов с закрытыми протоколами, например Nokia. C технологической зрелостью российских решений в области тех же биллингов или BSS/OSS (поддержки внутренних бизнес-процессов. – «Ведомости. Форум») все не так печально, не так сложно.

Здесь достаточно понятные маршруты импортозамещения, и многие операторы связи этот путь прошли очень существенно. Мы начиная с 2018 г. планомерно развертывали у себя центры компетенций в области баз данных, управления данными. Сейчас, будем откровенны, биллинг большинства операторов связи работает на базе СУБД Oracle. Но многие из них уже имеют компетенции, чтобы прорабатывать сценарии миграции. Хотя мы все с вами понимаем, что это критически рискованно, но создание биллингов – это вполне реализованная задача. Ее уже можно проходить практически.

В то же время на уровне сетей сейчас очень много вопросов достаточно низкого прикладного уровня: где найти те же самые кабели? То, как мы занимались импортозамещением до этого, – это немножечко другая среда, нежели та, в которой мы оказались. По аналогии с ПО: очень многие операторы связи, да и госкомпании занимались импортозамещением в части BSS/OSS. То есть практически у каждого было понимание того, каким образом, где и в каком направлении необходимо импортозамещаться по критически важным для задачи и бизнеса системам. Были понятные, однозначные планы, стратегия цифровой трансформации.

Но сейчас что у нас с GitHub, мы можем его использовать или нет? Где брать среды разработки под тот же самый стек Java? Единственное российское IDE-решение – это Liberica JDK, в то время как очень многие разработчики работают на IntelliJ IDEA. То есть сейчас нужно удовлетворить базовые нужды в средствах разработки, репозиториях кода, чтобы можно было создавать свои собственные программные продукты. Теперь уже можно говорить о задаче форсированного импортозамещения ПО, где должен быть фокус на системное ПО. И что касается телекомоборудования, развертывания сетей связи, здесь то же самое. То есть нужно пересмотреть планы операторов связи с учетом тех технологических ограничений, которые сейчас возникают.

Значит, линейка продуктовых предложений изменится. Поэтому мы, как операторы связи, тоже пока до конца не понимаем в общем-то, где мы можем выступить вот таким вот конечным заказчиком в отношении различных ИКТ-услуг или оборудования. Так как то, что мы будем предлагать рынку, тоже будет, скорее всего, изменяться.

По материалам XVIII ежегодного международного форума операторов связи «Телеком 2022», проведенного газетой «Ведомости» 15 апреля 2022 г. в Москве.