Трудный путь к цифре

Артем Сучков

Игроки телеком- и IT-рынка на специальной сессии «Регионы: курс на технологическое лидерство» из цикла «Телеком», проведенной «Ведомостями» во время ПМЭФ-2021 в Санкт-Петербурге, обсуждали, как обеспечить в регионах весь спектр цифровых интересов: бизнеса, властей всех уровней и каждого человека. Бизнесу – расти и зарабатывать, власти – эффективно управлять, людям – удобно жить и пользоваться современными технологиями

/Артем Сучков

Антон Устименко, партнер, руководитель практики по оказанию услуг компаниям сектора технологий, медиа и связи в России и СНГ EY, модератор: В пандемию возник новый импульс для развития регионов, поскольку там появился спрос на все, что касается инфраструктуры, причем не только цифровой, но и логистики, безопасности, медицины – и не только дистанционно.

EY

Международная консалтинговая организация
Объединяет аудиторско-консалтинговые компании, являющиеся самостоятельными юридическими лицами.
Выручка (финансовый год, завершившийся 30 июня 2020 г.) – $37,2 млрд.
Образована в 1989 г. при слиянии Arthur Young & Co. (основанной Артуром Янгом в 1906 г.) и Ernst & Whinney (основанной Элвином Эрнстом в 1903 г.). Компании – участницы сети EY оказывают услуги в области аудита, налогообложения, сопровождения сделок. Координацией их деятельности занимается Ernst & Young Global Limited, зарегистрированная в Великобритании. С 1989 г. EY работает в России.

Но уровень развития цифровой инфраструктуры, по некоторым исследованиям, в отдельных регионах может различаться иногда даже в 2 раза. Что объясняется разницей в стратегии, приоритетах и, безусловно, бюджетах.

Интересно понять: если есть определенный запрос и есть определенный бюджет, как совместить интересы бизнеса и регионов? Причем не обязательно за счет регионов, потому что b2b- и корпоративные программы тоже довольно существенно влияют на развитие территорий.

/Артем Сучков

Алексей Черников, заместитель председателя правительства Пермского края: В прошлом году Пермский край в ассоциации более чем с 40 научными заведениями, институтами, НИИ, КБ выиграл грант «Национальной технологической инициативы» (НТИ) на создание центра компетенций «Фотоника». Якорным предприятием стала Пермская научно-производственная приборостроительная компания. На основе этого кластера, объединяющего много компаний, на территории Пермского края создается федеральный центр компетенций (Центр компетенций НТИ по направлению «Фотоника» на базе ФГБОУ ВО «Пермский государственный национальный исследовательский университет». – «Ведомости»). На сегодняшний день таких центров [компетенций НТИ по разным направлениям] 16 в Российской Федерации: 14 находятся в Москве и Петербурге и всего лишь два – в регионах. Однако у нас в регионах достаточно серьезный потенциал, который может развивать всю экономику [страны]. Если мы говорим про телеком и технологии, то фотоника здесь основное направление: это и разработка новой продукции (например, кабель – как из оптоволокна, так и из кварцевых волокон), и создание новых приборов. Тем самым мы не только создаем возможность развиваться и научной среде, и школам, но и формируем задел, который в дальнейшем может принести России существенный вклад для выхода на мировой рынок по этому направлению – и научных разработок, и продукции.

Пермский край – один из регионов, который по цифровизации занимает лидирующие позиции после таких гигантов, как Москва, Санкт-Петербург, Татарстан, за счет того, что у нас достаточно большой кластер по IT. Он представлен двумя крупными технопарками. В том числе крупнейшим в России Morion Digital.

С помощью и больших программ, и стартапов мы развиваем наиболее значимые для экономики региона системы управления. Одна из них, например, «Умный лес». Мы ее запустили в прошлом году и рассчитываем, что к 2023 г. будем достаточно четко и прозрачно отслеживать оборот леса. Недавно опубликована стратегия развития лесного комплекса (до 2030 г. – «Ведомости»), мы уже почти все выполнили в части цифровизации – там до 2023 г. (Стратегия развития лесного комплекса до 2030 г., утвержденная распоряжением правительства РФ от 11 февраля 2021 г., содержит раздел «Информатизация лесного хозяйства», однако в ноябре 2020 г. президент Владимир Путин поручил правительству до 1 января 2023 г. ввести в эксплуатацию в постоянном режиме информационную систему лесного комплекса, в которой должен производиться учет древесины и сделок с ней. – «Ведомости»), осталось два пункта, связанных с оборотом материалов лесопереработки. В ближайшее время, я думаю, это сделаем.

Что касается развития связи в регионе, у нас достаточно высокий коэффициент покрытия – 97,5%. Но оставшиеся 2,5% – это труднодоступные места и дороги, небольшие населенные пункты. На обеспечение их связью нужно, по предварительным расчетам, порядка 5 млрд руб., единовременно такие деньги мы вложить не можем. Поэтому мы идем небольшими шагами. В прошлом году по нашей инициативе были приняты поправки в закон о связи, и теперь регионы могут вкладывать деньги в развитие связи на дорогах. И мы хотим, чтобы в такой местности, как у нас (это Предуралье, где есть перепады высот), качественная сотовая связь и передача данных были доступны жителям – и не только жителям, но и путешественникам, туристам. Чтобы люди, которые к нам приезжают, могли разговаривать со своими близкими, друзьями, коллегами. Для этого мы сейчас ставим точки WiFi в таких достопримечательностях, как [гора] Полюдов Камень, гора Ветлан, в ближайшее время мы обязательно эту работу завершим.

Также мы развиваем связь в социально значимых объектах. Мы один из 15 пилотных регионов, которые опережающими темпами оснащают все школы, социально значимые объекты в городах и малых населенных пунктах. К 2023 г. у нас будет покрытие 100%.

Фонд «Цифровое развитие»

Некоммерческая организация
Учредители – Ассоциация разработчиков и производителей электроники и Ассоциация профессиональных участников сферы развития человеческого капитала.
Финансовые показатели (2019 г.): поступления – 7,1 млн руб., расходы – 5,3 млн руб. Создан в 2019 г. с целью объединения в рамках единой экспертной платформы участников российского цифрового рынка и смежных отраслей.

/Артем Сучков

Андрей Безруков, президент фонда «Цифровое развитие», модератор: Вы наверняка общаетесь с руководителями значимых телекомкомпаний, наверняка пытаетесь привлечь эти компании как инвесторов к реализации региональных проектов. Что это за проекты и где это получается, а где – нет?

Алексей Черников: С компанией МТС у нас заключено соглашение в прошлом году. Инвестиции порядка 1,5 млрд руб. И вкладываем как раз в связь на дорогах. Компания МТС строит необходимую инфраструктуру на 18-километровом участке Пермь – Березняки. Но это значимый участок большой протяженности, а у нас еще много небольших участков, где нет связи, на окраинах области. Дальнейшая задача – быстро поставить там антенно-мачтовые сооружения и провести связь. Здесь мы рассматриваем вариант выхода в государственно-частное партнерство (ГЧП), когда мы из регионального бюджета также инвестируем в инфраструктуру там, где операторам невыгодно ставить свои базовые станции. Они в последующем будут нести только текущие затраты на обслуживание антенно-мачтовых сооружений.

Вообще, практически со всеми операторами у нас есть соглашения – и не только в части телекома, но и в части развития современных сервисов для населения. Предлагаются сервисы, связанные, например, с билетной кассой (у МТС есть такой сервис). У «ЭР-телекома» это системы, связанные с безопасным городом, умным городом.

Андрей Безруков: Я хочу задать вопрос нашему уважаемому гостю от Huawei Дэниелу Чжоу. Дэниел, расскажите, пожалуйста, как вы инвестировали в различные направления и способствовали их развитию в разных странах?

Huawei Investment & Holding Co., Ltd.

Технологическая компания
Акционеры (данные компании на 31 декабря 2020 г.): на 100% принадлежит сотрудникам, в том числе 0,9% – у основателя и главы компании Жень Чженфэя.
Финансовые показатели (2020 г.): выручка – $136,7 млрд, чистая прибыль – $9,9 млрд. Основана в 1987 г.
Занимается разработкой телекоммуникационного оборудования, программного обеспечения, мобильных устройств, предоставляет облачные сервисы.

/Артем Сучков

Дэниел Чжоу, президент Huawei Eurasia: Цифровая трансформация – действительно стимул развития экономики в различных регионах, значимость телекоммуникационной и IT-инфраструктуры трудно переоценить. Глубина проникновения связи и интернета и устойчивое покрытие – серьезная проблема. Предполагаю, что и в России тоже. И мне было очень интересно услышать предыдущую историю [цифрового] развития региона. Очень здорово, когда на местном уровне операторы успешно сотрудничают [с властями]. На глобальном уровне это редко можно увидеть. Конечно же, все компании хотят регионального инвестирования [со стороны государства].

Huawei использует эффективные облачные технологии и в Китае, и в других странах. Для предприятий любого ранга – крупных, малых и средних – важно понимать, как получать последние обновления и как наилучшим образом использовать эти технологии с экономической точки зрения. Применительно к облачным технологиям я бы сделал упор именно на эти аспекты: понимать, как использовать самые последние, самые новые программы.

Мы также развиваем технологии 5G. Но абсолютно ясно, что, например, эффективное в Китае развитие 5G в других странах может таким не оказаться, потому что страны очень разные.

Когда мы говорим о концепте умного города, относительно Китая всегда приводим пример Шеньчженя, где численность населения примерно как в Москве и где, например, сейчас 87% общественного обслуживания перешло в онлайн и более 80% населения имеет доступ к телемедицине. Мы, правда, не называем его умным городом, мы называем это intelligent twins (интеллектуальные двойники). Этот концепт также можно использовать и в других городах, где мы создаем цифровую платформу, синхронизируем работу агентств и институтов в масштабе всего города, используем базы данных и распределяем их между предприятиями внутри города. Всей этой информацией можно обмениваться на основе новых технологий.

Антон Устименко: Андрей [Кузяев], ваша компания – «ЭР-телеком» – демонстрирует пример регионального развития. Спрос на оптоволоконную связь в последнее время серьезно растет, очевидным образом растет и нагрузка. А сегодня, например, было объявлено [на Петербургском международном экономическом форуме, ПМЭФ, 2–5 июня 2021 г.], что вместе с «Почтой России» вы будете развивать цифровую инфраструктуру. Расскажите, как «ЭР-телеком» относится к региональным проектам и где вы находите баланс между экономикой и развитием, в том числе устранением цифрового неравенства?

/Артем Сучков

Андрей Кузяев, президент «ЭР-телеком холдинга»: Все компании приходят к руководителям регионов, и каждая что-то предлагает. Кроме того, на этом рынке сейчас еще появился «Сбер» со своими технологическими новинками и решениями, и это отлично. В самом деле достаточно высококонкурентная среда. И несмотря на то что мы из Перми, мы даже в Перми чувствуем осторожное отношение нашей любимой администрации. Держат дистанцию. (Улыбается.)

АО «ЭР-телеком холдинг»

Телекоммуникационная компания
Акционеры (данные компании на 31 марта 2021 г.): ER-Telecom Holding Limited (100%, из которых 87,29% контролирует Андрей Кузяев).
Финансовые показатели (МСФО, 2020 г.): выручка – 53,6 млрд руб., чистая прибыль – 4,2 млрд руб.
Число абонентов (на 31 декабря 2020 г.) – 13 млн.
Оказывает услуги широкополосного доступа в интернет, цифрового телевидения, телефонной связи под брендами «Дом.ru», «Дом.ru бизнес», Akado, «Akado телеком», «Телемир» и др.

Вчера мы встречались с руководством Красноярского края. Они говорят: удивительно, что в Пермском крае с его калием и нефтью появилась такая компания, как ваша. Уровень развития телекоммуникаций и IT в Пермском крае означает не просто приход [как и везде в стране] новой цифровой экономики, а появление новой [значимой для региона] отрасли, которая по масштабам в ближайшее время будет сопоставима и приносить доход в региональный бюджет не меньше, чем калий, не меньше, чем нефть.

В Пермском крае мы вокруг нашей компании создали уникальную инфраструктуру – технопарк Morion Digital. Это сейчас крупнейший в Российской Федерации технопарк в городской черте. И это крупнейший частный технопарк. Около 70 000 кв. м и около 6500 рабочих мест, из которых 3500 приходится на «ЭР-телеком», а все остальные – это свыше 50 технологических, IT- и телекомкомпаний, которые или работают с нами, или работают на сопряженных рынках.

Для чего я это рассказываю? Как пример для других регионов: еще в 2000-х гг. Олег Чиркунов (в 2004–2005 гг. – и. о. губернатора Пермской области, в 2005–2012 гг. – губернатор Пермского края. – «Ведомости») поставил задачу развивать диджитал-экономику, развивать новые сегменты экономики в крае и финансировал их, и результат обернулся тем, что сегодня Пермский край занимает среди регионов одно из ведущих мест в части развития цифровой экономики.

«ЭР-телеком холдинг» очень часто называют региональной компанией, но мы на самом деле гордимся тем, что мы пермская компания, наша штаб-квартира – в Перми, я тоже живу в Перми. Хотя при этом мы компания федерального масштаба, недавно мы стали пятой [по выручке и количеству абонентов широкополосного доступа в интернет, ШПД] телекоммуникационной компанией России и намерены сокращать отставание от группы лидеров (сейчас у нас отставание где-то в 3 раза). Я надеюсь, что лет через пять мы приблизимся к «большой четверке» и сделаем из нее «большую пятерку».

О будущей повестке. Есть несколько слоев проблем региональной трансформации и диджитализации. Первый слой – это отсутствие качественной инфраструктуры. Несмотря на программу устранения цифрового неравенства, несмотря на программу подключения сельских населенных пунктов к интернету. В действительности подключение не состоялось: уровень проникновения ШПД в стране по-прежнему в пределах 60–70%. Эту проблему как-то надо решать. И здесь нужно объединять и федеральные ресурсы, и региональные. Комиссия по связи и информационно-коммуникационным технологиям РСПП (Андрей Кузяев – председатель комиссии. – «Ведомости») предложила (и Минцифры поддержало эту инициативу) ввести субсидирование при подключении ШПД в сельской местности.

Есть еще одна серьезная проблема в инфраструктуре. Она связана с тем, что государство очень широко трактует, что такое ШПД. Сегодня и 5 Мбит/с – это ШПД, и 100 Мбит/с – это ШПД. Все-таки важно нормативно закрепить, что такое ШПД. В моем представлении все, что ниже 100 Мбит/с, в сегодняшнем понимании таковым уже не является. И в этом смысле инфраструктура, которая есть сейчас в стране, этому требованию не соответствует. Поэтому развитие инфраструктуры, максимальное проникновение оптоволокна, максимальное уплотнение вышек мобильной связи – это, в принципе, то, что создает основу для развития цифровой экономики.

В цифровую экономику переходить не буду. Сегодня говорили как раз, что последняя телекоммуникационная компания покидает наши ряды и превращается в IT (имеется в виду «Вымпелком», который в апреле объявил о создании дочерней компании «Вымпелком – информационные технологии». – «Ведомости»). Но со стороны регионов, конечно, хотелось бы более комплексного, масштабного видения того, что такое цифровая трансформация и как регион себя в ней представляет. Потому что сейчас в большинстве случаев мы наблюдаем такую legacy-историю: на что есть деньги, то и будем делать. Наверное, это неправильно.

И вторая, тоже принципиальная, история – необходимо формировать более высокую специализацию. Нельзя быть лучшими во всем. Так или иначе в будущем рынок сегментируется. Может быть, МТС будет лучшей в искусственном интеллекте или в создании фильмов-сериалов. У каждого, наверное, будет свой сегмент рынка, и каждый должен принести максимальную ценность для клиента. Извините, я немножечко провоцировал, чтобы было повеселее.

Антон Устименко: Передаем факел другим федеральным операторам, которые тоже прекрасно знают, что такое работа в регионах. Александр [Торбахов], расскажите, какие у вас [«Вымпелкома»] приоритеты развития в регионах? Если это вообще является приоритетом. Как находить баланс между прибыльностью проектов, инвестиционной привлекательностью в регионах и бюджетами, которые на это выделяются? И, может быть, приведете либо успешные кейсы, либо, наоборот, примеры трудностей, с которыми вы сталкиваетесь, реализуя проекты в регионах.

Александр Торбахов, генеральный директор «Вымпелкома»: Я начну с очевидного: да, регионы для нас, безусловно, приоритет и нам очень нравится импульс, который сейчас существует. Про цифровизацию все говорят уже не только на корпоративном уровне, но и на государственном, муниципальном уровне. Пока, конечно, разговоров больше, чем цифровизации, но надо начать хотя бы с разговора, а потом, дай бог, дело появится.

ПАО «Вымпелком»

Телекоммуникационная компания
Акционеры: 100% – у Veon Ltd., основные совладельцы которой – LetterOne Михаила Фридмана и партнеров (47,9%) и голландский Stichting Administratiekantoor Mobile Telecommunications Investor (8,3%).
Финансовые показатели (МСФО, 2020 г.): выручка – 328,2 млрд руб., чистая прибыль – 5,8 млрд руб.
Абонентская база (на 31 марта 2021 г.) ­– 212,7 млн человек (в том числе в России – 50,0 млн). Создана в 1992 г. Первой из российских компаний провела размещение на Нью-Йоркской фондовой бирже в 1996 г. Предоставляет услуги связи под брендом «Билайн».

Сегодня готово два важнейших компонента, чтобы заниматься цифровизацией чего бы то ни было и региона в частности. Это технологии, связанные с передачей данных, с хранением данных, с разработкой простых и сложных IT-решений, – все это существует в огромном количестве. И на рынке присутствуют десятки разнообразных [крупных] игроков, которые готовы все эти технологии интегрировать и делать соответствующие клиентские решения.

Но ограничивающим узким горлом является отсутствие фантазии. Да-да, не денег! Фантазии обычно меньше, чем денег. И здесь нам нужна совместная работа с регионами. Каждый из нас может перечислить десятки примеров успешных внедрений. У «ЭР-телекома» домофоны в разных регионах, у нас в новосибирском Академгородке решение в рамках умного города: дистанционные сборы показаний счетчиков, умное освещение, система обучения, а элементы умного города в Ставрополе – все, что связано с системами безопасности, видеоаналитики, аналогичное решение в Татарстане.

Сейчас горячий такой топик решения – Private LTE. Это больше касается крупных корпоративных клиентов, но почему бы и для государственных и муниципальных образований такие задачи не решать?

Собственно говоря, я набрасываю эти примеры, для того чтобы сказать: мы сейчас работаем с большим количеством регионов и ищем эти решения. Я, может быть, даже подсказал бы простую постановку вопроса: каждое муниципальное образование имеет огромное количество имущества, обеспечивает целый ряд муниципальных сервисов и обслуживает граждан по целому ряду направлений. Но все это можно делать в десятки раз меньшим количеством людей и вообще без бумаги – удобно потребителю и тратится меньше бюджетных денег. Мы в стране про цифровую экономику разговариваем добрый десяток лет, и, слава богу, «Госуслуги» появились и т. п., но основные процессы все равно как были на бумажках, так и остаются, начиная с паспорта красного и заканчивая огромным количеством процессов. А если спуститься на муниципальный уровень, там вообще немножко каменный век, извините.

Андрей Безруков: Вячеслав [Николаев], вам слово, и я бы вытащил для комментария две цитаты. Первую – из рассказа Андрея Равелевича [Кузяева] про опыт общения с регионами. Когда регионы говорят, что «мы будем делать то, на что хватит денег». Денег обычно практически нет. Второе – Александр Торбахов сказал: фантазии еще меньше, чем денег. Как в этой ситуации вы инвестируете 1,5 млрд руб. в Пермский край, зачем и какой возврат вы хотите в связи с этим?

/Артем Сучков

Вячеслав Николаев, президент МТС: Пока я слушал, у меня уже 15 раз возникли разные интересные мысли. Самая главная, которая появилась первой: в отличие от Андрея [Кузяева] к нам администрация Пермского края лицом поворачивается и без осторожности на нас смотрит. У нас очень много проектов с Пермским краем. Но надо сказать, что вот в данной дискуссии Пермь не является хорошим «плохим примером», потому что там действительно все лучше, чем в абсолютном большинстве регионов. Мы именно там пилотируем видеоаналитику на общественном транспорте (контроль состояния водителя), там у нас большой проект по внутреннему туризму с помощью big data (в этом проекте много регионов, не только Пермь). Я к тому, что фантазия в Перми есть. Но согласен с Александром [Торбаховым], что это далеко не везде так.

ПАО «Мобильные телесистемы» (МТС)

Телекоммуникационная компания
Акционеры (данные на 31 марта 2021 г., эффективная доля участия): АФК «Система» (50,12%). Капитализация (NYSE) – $9,5 млрд.
Финансовые показатели (МСФО, 2020 г.): выручка – 494,9 млрд руб., чистая прибыль (за вычетом доли меньшинства) – 61,4 млрд руб.
Абонентская база (на 31 марта 2021 г.): – 86,3 млн человек (в том числе в России – 78,4 млн).
Компания создана в 1993 г. Оказывает услуги мобильной связи и передачи данных в России, Армении, Белоруссии.

Важно, чтобы у регионов было комплексное понимание: а что будет, как это будет выглядеть в конце? Потому что как это будет выглядеть в конце – это как это будет выглядеть для клиента, т. е. для человека. Потому что сейчас это воспринимается большей частью как дотянули базовую станцию, погрузили в зону действия LTE. И цифровизация состоялась. А это не совсем так. Цифровизация – это еще и создание многих услуг, которые клиенту удобны. В каких-то случаях мы готовы делать [это как компания], в каких-то случаях это нужно делать вместе [с властями], вот для устранения цифрового неравенства, например, точно нужны совместные усилия.

Нужно комплексно историю по бюджету смотреть в каждом регионе, потому что тут же аспектов миллион. Не зря упоминал Андрей [Кузяев], что МТС кино снимает. Вот вчера [на ПМЭФе] была мощная дискуссия по рибейтам. Если регион входит в историю рибейтов, есть хороший шанс, что туда будут приезжать снимать кино. Это и для бюджета хорошо, это и для работы в регионе хорошо. И плюс еще в фильм попадают самые интересные места в регионе, улучшается туризм. То есть в региональном развитии правда нужна фантазия. Самарская область взяла и сменила рейсы, которые они субсидировали, потому что они поняли, что едут отдыхать из других регионов, а не из тех, про которые они раньше думали.

У нас сегодня [на ПМЭФе] было четыре, по-моему, подписания. Все говорят: принесите нам полный спектр. Мы принесем, но, кстати, в этом полном спектре у нас сейчас нет умного домофона. Нужно реализовать стратегический подход, который поможет распределять компетенции по разным компаниям. Потому что действительно все сделать самому и одному нельзя. Для меня вообще партнерство – изменение № 1, партнерство – важнейшая вещь в работе любой крупной компании.

Антон Устименко: Речь зашла о партнерстве, и это в том числе ГЧП, которое тоже помогает развивать регионы, да? Кому мы следующему зададим вопрос?

Андрей Безруков: Я бы вопрос задал Филиппу Генсу. В 2019 г. на питерском форуме [ПМЭФ-2019] «Ланит» подписывал с одним из регионов соглашение, и тогда казалось, что компания начинает активную экспансию в регионы, хотя «Ланит» заметен, естественно, как игрок (прежде всего айтишный), работающий с федеральным правительством, с федеральными министерствами. Что получилось у вас на пути регионального развития и как вы в этой тематике видите себя в ближайшие годы?

/Артем Сучков

Филипп Генс, президент ГК «Ланит»: Ну, я, видите, чуть-чуть другой, чем уважаемые остальные участники дискуссии, потому что мы IT-компания в классическом понимании. Прямо вот IT-IT: интегратор, разработчик и т. д. Мы немножко с другой стороны смотрим на эту историю. Хотя с Курской областью, с которой мы подписали соглашение в сфере цифровизации, у нас прекрасно развиваются отношения, мы пишем концепцию и уже внедряем некоторые элементы.

ГК «Ланит»

Группа IT-компаний
Владелец – Филипп Генс (данные компании).
Оборот (2020 г., включая НДС) – 216,8 млрд руб.
Основана в 1989 г. Объединяет компании в сфере системной и сетевой интеграции, IT-дистрибуции, консалтинга, аутсорсинга, разработки программного обеспечения. По данным ежегодного рейтинга крупнейших IT-компаний CNews100, заняла 1-е место по выручке на российском IT-рынке в 2020 г.

Так вот взгляд с другой стороны. Есть очень много элементов взаимодействия государства с бизнесом – и с региональным в том числе: концессии, ГЧП и проч. Это все хорошо, очень удобно, но это еще не поднялось на уровень IT – это пока в основном инфраструктурные проекты: дороги, больницы и т. д.

Я согласен с коллегами и относительно нехватки денег. Что касается нехватки фантазии... Я бы здесь все-таки говорил о нехватке скорее стратегического видения с точки зрения трендов, IT-возможностей. IT должно идти от конечной задачи – что мы хотим получить на выходе (умный домофон, умный автобус, билеты и все, что угодно), и должны обратным счетом отсчитывать, какие для этого надо сделать шаги. Но в целом это должно сходиться в точку, где должна быть та самая аналитика и та самая возможность управления и настройка того самого регионального IT.

Я, кстати, был в Шеньчжене и не совсем согласен с Дэниелом, что это не смарт-сити. А Центр управления в Лунгане (ситуационный центр управления района Лунган в Шеньчжене. – «Ведомости»), который делала как раз Huawei, – это центр управления в случае катастроф, я оттуда уехал с просто нечеловеческой завистью, потому что там интегрировано 107 сложных систем в единый центр, который позволяет управлять всем в провинции: транспортный трафик, рабочие места, электросети, обучение и т. д. и т. п.

Собравшиеся здесь представители отрасли видят тренды, новые технологии и новые возможности, лучшие практики, наверное, лучше всех – просто потому, что это наша работа, мы обязаны этим заниматься, если не мы, то кто? И я чувствую, что недостаточно идет общение, в частности, с регионами. Мы предлагаем свою экспертизу, однако нас не всегда слышат. А тут очень важен диалог, чтобы в итоге формировать оптимальный стек. Потому что следующая проблема, которая возникает, когда регионы сами для себя решают, что они хотят, – разнобой систем и решений, которые сложно обслуживать. Обслуживание получается дорогим и тяжелым, потому что нужно поддерживать не одну систему на всю страну, на все регионы, а 85 разных систем и разных решений. Это все очень сложно.

Нужно налаживать системный диалог между крупными компаниями, которые имеют технологические решения, и регионами, которые хорошо понимают свои потребности. В результате такого диалога должен формулироваться стек решений, который позволяет и на уровне региона, и на федеральном уровне взаимодействовать. Мы разрабатываем довольно много федеральных систем – в частности, небезызвестные ЕМИАС или ГИС ЖКХ (уникальные, кстати, в мире системы).

Почему Москва стала городом № 1 в мире по качеству госуслуг? Потому что была разработана очень четкая стратегия, под которую можно найти финансирование, и в этом случае бизнес тоже охотнее инвестирует. Мы как бизнес свою практику готовы распространять, готовы делиться. И Москва готова. Но нет запроса.

/Артем Сучков

Валерий Ермаков, вице-президент по работе с корпоративным и государственным сегментами «Ростелекома»: У меня несколько тезисов, которые не совсем совпадают с тем, что говорили коллеги.

Первое. Мне кажется, у нас нет проблемы с технологиями, в России есть все технологии, которые доступны во всем мире.

У нас нет проблем с частными решениями. Они так или иначе присутствуют и эффективно где-то используются – коллеги сами привели много примеров.

Системная проблема заключается в том, что операторы связи давно уже пришли на территории, которые это позволяли с точки зрения коммерческой окупаемости, все сделали и на этом остановились. Дальше началась та территория Российской Федерации – огромная, большая, на которой проживает очень много населения, – вложения в которую объективно не могут окупиться в коммерческих кейсах. С этим сталкиваются операторы и фиксированной связи, и мобильной связи особенно.

ПАО «Ростелеком»

Телекоммуникационная компания
Акционеры (данные компании на 31 мая 2021 г., доля голосующих акций): Росимущество (38,2%), АО «Телеком инвестиции» (20,98%), банк ВТБ (8,44%), Внешэкономбанк (3,36%), остальное – в свободном обращении (29,02%). Капитализация – 356,2 млрд руб.
Финансовые показатели (МСФО, 2020 г.): выручка – 546,9 млрд руб., чистая прибыль – 25,3 млрд руб.
Число абонентов (по итогам I квартала 2021 г.): фиксированной связи – 13,7 млн, широкополосного доступа в интернет – 13,5 млн, платного телевидения – 10,8 млн.

Дальше возникает вопрос, как это решать. Решается это сегодня через программы устранения цифрового неравенства, через программы, связанные с цифровой экономикой. По сути дела, создание инфраструктуры оптического доступа в те населенные пункты, куда по коммерческим причинам операторы не пришли.

Программа устранения цифрового неравенства продолжается уже несколько лет, и она за это время трансформировалась. Ключевые изменения, которые в этом году уже видны, – после того как мы подводим оптику в населенный пункт, то это не просто WiFi, а ставим полноценную базовую станцию: сегодня у большинства людей в России есть какое-то мобильное устройство, т. е. нужно обеспечить доступ к мобильной связи.

Вторая основная новелла – правительство приняло решение, что регионы, в которых будет строиться в рамках устранения цифрового неравенства дополнительная оптическая линия, – это еще населенные пункты 100–250 [с населением 100–250 человек]. До этого они были за пределами программы.

Таким образом, мы решаем задачу выравнивания цифрового ландшафта с точки зрения базовой инфраструктуры на территории Российской Федерации. Не только «Ростелеком» в рамках [программы] цифровой экономики, все коллеги в этом участвуют: «ЭР-телеком» очень много работы проводит, и МТС, и «Мегафон», и, кстати, региональные операторы еще параллельно строят. Пространство есть для многих игроков. Я считаю, что на горизонте следующих пяти лет мы достигнем такого уровня, при котором больше мы с вами на таких конференциях говорить про инфраструктурный разрыв просто не будем.

Вторая трудность связана с тем, как дальше обеспечить технологическое развитие на уровне регионов. Смотрите, у каждого региона своя повестка. Это во многом связано с их отраслевой специализацией. Здесь, на мой взгляд, нет проблемы с идеями, а есть проблема в том, чтобы сделать комплексное интеграционное решение, которое будет увязывать сразу несколько задач.

Первая задача. Всегда есть федеральная повестка, которая отвечает на вопрос, как сделать так, чтобы была определенная унификация с точки зрения развития на уровне регионов.

Есть еще повестка, которую обязательно нужно учитывать, – повестка ведущих ведомств и ведущих отраслей в конкретном регионе: что им нужно на территории субъектов с точки зрения цифровизации. Очень важно соединить региональные интересы с федеральными и отраслевыми и еще не забыть о муниципальных интересах. Это вещи сопряженные, их нельзя разрывать, они так или иначе существуют вместе. Только тогда, собственно, может появиться комплексная программа, которая позволит осуществить целостное развитие региона. Следующая развилка связана с тем, что всю эту историю невозможно делать одному игроку. А поскольку сейчас начинают формироваться такие... оазисы пилотов, где тестируются разные технологии, то мы в какой-то степени начинаем тянуть одеяло каждый на себя и создаем конкуренцию там, где она пока не нужна.

Мы же исходим из того, что для себя поставили цель в рамках своей стратегии, например: на горизонте следующих пяти лет 50% наших доходов будет приносить цифра. Для нас очевидно, что большую часть мы будем делать с помощью партнерских решений. И на уровне крупных игроков нужна коллаборация, а не конкуренция в маленьких темах на уровне регионов. Нет, я считаю, что сейчас надо кооперироваться, потому что мы все вместе отвечаем за то, как будет выглядеть цифровой ландшафт регионов.

Андрей Безруков: Мы пригласили Татьяну Жанкову из Промсвязьбанка, Центра ГЧП. Татьяна, как банку вам какие проекты и какие модели сейчас интересны и как вы выстраиваете взаимоотношения – с регионами, с операторами и с IT-компаниями?

Антон Устименко: И какой период окупаемости для таких проектов ГЧП интересен для банка?

/facebook.com/gankova.tv

Татьяна Жанкова, руководитель Центра ГЧП Промсвязьбанка: Хочу поддержать мнение, что каждому региону очень важно понять, какие особенности существуют у территории и какие потребности. И уже от этого отталкиваться, какие проекты реализовывать на своей территории.

ПАО «Промсвязьбанк»

Коммерческий банк
Акционер: Росимущество (100%).
Финансовые показатели (МСФО, 2020 г.): активы – 2,8 трлн руб., капитал – 248,4 млрд руб., чистая прибыль – 25,9 млрд руб.
Основан в 1995 г. В 2017 г. был санирован с использованием средств Фонда консолидации банковского сектора. С 2019 г. – опорный банк оборонно-промышленного комплекса.

Пример большого проекта, который подписан в формате ГЧП, – «Цифровое Приморье» в Приморском крае (создание умных городских систем и единой карты жителя Приморского края. – «Ведомости»). Он будет аналогом московского портала mos.ru.

Любой банк в первую очередь будет смотреть на окупаемость проекта либо на механизм возмещения из бюджета. Любой из механизмов возможен, игра вдолгую также возможна, сейчас механизм ГЧП банками интенсивно эксплуатируется и внедряется. По срокам могу сказать, что 10 лет, 10–15 лет – это максимальные рабочие сроки по таким проектам, но в зависимости от их масштабов и состава партнеров возможно рассматривать и более долгие сроки.

Андрей Безруков: Очень интересно. Мы видим, что даже такие консервативные банки, как Промсвязьбанк, уже готовы рассматривать эти проекты. Сейчас слово Надежде Кострюковой из Центра ГЧП НИИ «Восход». У меня вопрос относительно моделей, которые работают в регионах (вы специалисты именно в региональном IT-ГЧП): какие проекты реализованы и есть ли оптимизм относительно дальнейшего?

/ФГАУ НИИ «Восход»

Надежда Кострюкова, руководитель Центра развития инвестиций и государственно-частного партнерства в цифровой экономике НИИ «Восход»: Я бы оттолкнулась как раз от тезиса Филиппа Генса о том, что региональных проектов в сфере классического IT сейчас довольно мало, это зарождающийся рынок.

Законопроект, вносящий изменения в объекты концессионных соглашений и соглашений о ГЧП, был принят только 29 июня 2018 г., это всего-то несколько лет. Тем не менее регионы уже довольно активно смотрят в сторону ГЧП в IT. Мониторя региональную практику, мы видим как минимум четыре подписанных соглашения по IT-проектам и еще ряд частных инициатив, которые были поданы (не все из них прошли успешно), по некоторым соглашения заключены, некоторые еще в процессе работы.

ФГАУ «Научно-исследовательский институт «Восход»

IT-компания
Учредитель – правительство Российской Федерации в лице Минцифры. Основан в 1972 г. Создает инновационные IT-решения для органов власти, внедряет и развивает форматы эффективного взаимодействия между государством и гражданами. Выполняет заказы для министерств и ведомств и органов власти разного уровня. Участвует в реализации государственных проектов в области IT. Включает четыре подразделения в Самаре, Казани, «Иннополисе» и Санкт-Петербурге. На базе «Восхода» работают базовые кафедры РТУ МИРЭА и РЭУ им. Г. В. Плеханова. По данным компании, в 2020 г. сумма доходов от оказания платных услуг (выполнения работ) составила 2,8 млрд руб., число потребителей услуг компании – 88, из них 11 – федеральные органы государственной власти. По данным ежегодного рейтинга крупнейших IT-компаний CNews100, совокупная выручка компании с НДС составила в 2020 г. 6,2 млрд руб.

К каким сферам относятся проекты? Естественно, остается историческая преемственность по фото- и видеофиксации, только теперь они структурируются не как элемент автомобильных дорог, а как объекты IT. Проекты, связанные с дистанционным мониторингом земельных участков и недвижимости. Проекты, связанные с информатизацией образования. И проекты в сфере цифровых услуг.

Отдельно хочу отметить проект «Цифровое Приморье», который только что упоминала Татьяна [Жанкова]. Он поднимает очень большой пласт не решенных законодательством на текущий момент вопросов – как раз тех, которые мы решаем вместе с Фондом цифрового развития и Советом Федерации в подготовленных нами совместных законопроектах: в частности, этот проект содержит ряд совершенно новых для практики подходов, в том числе попытку объединить несколько публично-правовых образований в рамках одного концессионного соглашения.

Масштабирование – один из тех вопросов, которые требуют приоритетного решения и регулирования процедур. Чтобы таких проектов, как «Цифровое Приморье», было больше, такая потребность у регионов на текущий момент есть. Другое дело, что регионы хотят делать это в более прозрачной, более урегулированной и безопасной зоне, чем это возможно в рамках действующего законодательства. Пока, я бы сказала, такие проекты влекут определенные повышенные риски.

Другим трендом является большой спрос на проекты ГЧП и концессии со стороны муниципальных образований. В сфере IT есть некоторые ограничения, которые мы хотели бы снять через поправки в законодательство, чтобы все-таки разрешить муниципалитетам заключать такие концессионные соглашения и соглашения в сфере ГЧП. Правильно сегодня звучало, что нужно на уровне регионов использовать наработки, которые уже были внедрены и созданы на федеральном уровне, а то, что внедрено в регионах, – на муниципальном уровне.

Антон Устименко: Подводя итоги дискуссии: для регионального развития необходимы бюджет, фантазия и партнерство в разной его форме плюс учет всех интересов – от федеральных до муниципальных. Со всем этим мы двинемся в светлое цифровое будущее.

Текст подготовлен по материалам специальной сессии «Регионы: курс на технологическое лидерство» из цикла «Телеком», проведенной газетой «Ведомости» в дни ПМЭФ 3 июня 2021 г. в Санкт-Петербурге