Почти автономный и похожий на облако ЦОД


В рамках такого галактического явления, как цифровая трансформация, я позволю себе обратить ваше внимание на трансформацию центров обработки данных (ЦОД). Как цифровая трансформация связана с циклом проектирование – производство – потребление.

Есть некоторая автоматизированная система проектирования и технологической подготовки производства. Она проектирует некоторые изделия. Все равно какие. Затем этот проект поступает в автоматизированную систему производства, которая это изделие изготавливает. Затем поставляет это изделие к потребителю. Удаленно настраивается, запускает в эксплуатацию. Потом происходит обобщение опыта на основе огромного количества датчиков. Появляются идеи, как создать новую версию этого изделия, как его модернизировать. В соответствии с представлениями индустрии 4.0 одна из целей – убрать или минимизировать самое слабое звено в этой цепочке. Сегодня, наверное, ни у кого нет сомнения, что это за звено [человек]. Речь, однако, идет не столько о том, чтобы убрать: нужно выделить человеку наиболее творческие функции, генерацию идей, креативность. А освободить от рутинных операций.

ЦОД в этой цепочке играет двоякую роль. С одной стороны, это одна из технологических основ цифровой трансформации любого бизнеса. Но с другой – он сам является объектом цифровой трансформации. В результате трансформации он сегодня совсем не тот, что был 15, 10 или даже 5 лет назад.

Облачный путь

По отношению к облакам есть разные школы научной мысли, есть целые отрасли, компании и даже страны, которые давно и надежно работают с публичными облаками. И есть другие, которые говорят: нет, мы все-таки хотели бы сохранить классический ЦОД. Есть еще и третьи, которые говорят: это будет наш собственный ЦОД, но в идеологии частного облака. То, на чем сходятся все: четкие границы и различия между облаками и ЦОДами уменьшаются.

Это выражается, во-первых, в скорости разворачивания платформ, перераспределения ресурсов. Она сегодня в ЦОДе такая же, как и в облаке. Во-вторых, ЦОД может быть размещен на некой сторонней коммерческой площадке и обслуживаться, соответственно, сторонней компанией. И наконец, сегодня финансовые технологии позволяют оплачивать только реально используемые ресурсы. В портфеле Hewlett Packard Enterprise (HPE) большое количество платформ, ориентированных как раз на построение частного облака в ЦОДе; компания, таким образом, вносит свой вклад в стирание различий.

Приближается время автономного ЦОДа

Вообще говоря, мы постепенно двигаемся к автономному ЦОДу – такому, который не требует или требует в минимальной степени операций по обслуживанию, по настройке.

Hewlett Packard Enterprise Company

Акционеры (данные Refinitiv): 100% акций – в свободном обращении, крупнейшие инвесторы – Dodge & Cox (12,21%), Vanguard Group (11,65%), BlackRock (5,61%). Капитализация – $13,0 млрд.
Финансовые показатели (девять месяцев финансового года, завершившиеся 31 июля 2020 г.): выручка – $19,8 млрд, чистый убыток– $479 млн.
Создана в 2015 г. в результате раздела компании Hewlett-Packard. Занимается разработкой корпоративных решений в области информационных технологий (серверы, программное обеспечение, системы хранения данных, сети и др.).

Автономный ЦОД устроен понятно: там интернет вещей, интернет услуг, искусственный интеллект, глубокое обучение. Все это выражается в трех возможностях, начинающихся с «само». Это самоуправление – т. е. автоматизация текущих ежедневных операций. Самовосстановление – выявление потенциальных проблем, их предотвращение. И самооптимизация – обеспечение баланса ресурсов, производительности, стоимости.

Есть некая облачная система предиктивной аналитики. Со множества точек поступает информация о том, как функционирует оборудование по всему миру. Эта информация анализируется, происходит глубокое обучение. И однажды выявленную проблему можно предотвратить во всех остальных местах.

В современном ЦОДе существенно изменилась функциональная структура. Есть три краеугольных камня, на которых строится функциональная модель современного ЦОДа, современной цифровой компании. Есть обработка быстрых данных, т. е. вычисления, транзакции, аналитика. И это умеют делать все достаточно хорошо, имеется множество референсных моделей. Но дальше выясняется, что, в сущности, данных так много, что их нужно лучше структурировать, чтобы в них ориентироваться. Появляются озера данных, появляются big data, hadoop (технология для обработки больших данных), а потом выясняется, что и этого мало. Надо бы эти данные анализировать. Еще лучше – эти знания монетизировать... Тогда появляется промышленно используемый искусственный интеллект.

ЦОД как услуга

Еще одно важное направление – ЦОД как услуга. Как выглядит традиционная схема закупок или лизинга вычислительной мощности: закупили – [клиенты] их используют, заканчиваются ресурсы – опять закупаем. Но мы же закупаем не просто так, а с запасом – так делают все компании по всему миру. Согласно аналитическим данным 451 Research, средняя величина «перезакладываемого» запаса вычислительной мощности – 59%, средняя величина «перезакладываемого» запаса емкости систем хранения – 48%. А это затраты.

Что предлагает HPE. Во-первых, оборудование находится на площадке заказчика, но принадлежит HPE. А оплата за это оборудование производится на основе реально используемых ресурсов. Что используете – сколько-то процессоров памяти, дисков, портов, коммутаторов, – ровно это и оплачиваете. HPE поддерживает определенный резерв мощности. И этот резерв мощности оплачивается только тогда, когда будет задействован. По сути дела, можно говорить, что мы предлагаем новое поколение облачных сервисов, ведь это как в облаке: пока не задействованы ресурсы, ты за них и не платишь.

Трансформация IT-специалистов

Если заглянуть на 10, 15, 20 лет назад, основной задачей IT-специалистов было техническое обслуживание, обеспечение непрерывности функционирования инфраструктуры. Работает – все хорошо. Потом бизнес говорит: «Слушайте, вы же не абстрактные айтишники, вы работаете в реальной компании, знаете наши потребности, наши нужды. Давайте вы разработаете, выберете архитектуру платформы, которая ориентирована именно на нашу задачу». Хорошо – выбрали, создали. Снова приходит бизнес, снова говорит: «Но мы же динамично развивающаяся компания – вот мы консолидировали склады, открыли филиалы. Давайте вы будете управлять не только текущими потребностями, но и будущими – в соответствии с планами развития бизнеса». Но бизнес же читает те же самые интернет-издания, смотрит те же самые источники. И тогда бизнес в очередной раз говорит: «Вы, конечно, молодцы. Но мы слышали, что есть какие-то технологии in-memory... Ваша задача – показать нам, как мы можем использовать эти инновации для развития бизнеса. И, соответственно, в идеале как мы можем их монетизировать. Это не значит, что мы тут же побежим этому всему следовать. Но мы должны это все знать. И эти предложения должны исходить от вас».

В заключение я хотел бы напомнить слова Генри Форда: «Если бы я спросил людей, что они хотят, они бы попросили более быструю лошадь». Форд не стал заниматься конюшнями и пошел другим путем. И, как мы знаем, не проиграл. Я надеюсь, что мы с вами пройдем путь, который позволит развивать бизнес в самых разных, в самых непростых условиях.

Текст подготовлен по материалам конференции «Умные решения – умная страна: инновационные технологии для новой реальности», проведенной 21–22 октября 2020 г. ГК «Ланит» и газетой «Ведомости» в Москве