Человекоцентричные технологии


Адаптация – вот то, что нам важно в этом мире и в этом году. Новая «нормальность» показывает: нет констант, есть только переменные. Поэтому самое главное – уметь адаптироваться и использовать технологии, которыми мы владеем, во благо.

Очень многие компании перестроились от работы только на прибыль к заботе о людях. Мы учили индустриальным навыкам, а сейчас учим, как акцентировать внимание на психоэмоциональном состоянии. Люди увидели восходы и закаты не только из-под крыла самолета, но и из своих дачных домов. Они стали целый день находиться с семьей, с которой встречались только по вечерам, и не встречаются с теми, с кем целый день работали бок о бок. Поэтому совместная работа компаний и людей над человекоцентричными технологиями – это то, что нас ждет.

Поговорим об основных тенденциях или, по существу, технологиях, которые позволят нам адаптироваться, выжить, устоять и пойти дальше.

Персонализация данных. Заходя на разные сайты, мы не удивляемся, когда нам предлагают что-то, соответствующее нашим предпочтениям. Это результат оставленного нами цифрового следа, который позволяет понять: а что мы хотим? Где бываем? Что покупаем? Многие компании используют эти данные еще и для того, чтобы вас вовлечь в общий процесс работы (так, Netflix разрешает пользователям влиять на сюжет в фильмах и сериалах). Отслеживание онлайн-активности дает возможность чрезвычайно широкого использования индивидуальных данных. Очень важно, чтобы это было этичное использование и безопасное для человека со всех точек зрения.

Системы прогнозирования, которые анализируют цифровой след, должны быть направлены на внедрение технологий, заточенных на меняющиеся условия и наши ожидания. А в текущий момент – обязательно на [физическую] защищенность. Например, мы меньше ходим в магазины, меньше передвигаемся, но при этом еще ожидаем от магазина дистанцирования, бесконтактных устройств, бесконтактных платежей и т. п.

Для многих компаний, мне кажется, сложно прошла настройка логистических цепочек при переходе в онлайн – доставка из магазина напрямую и технологии, которые ее сопровождают: как покупателю отследить состояние заказа и местонахождение товара, получить гарантии безопасности доставки в связи с эпидемией.

Технологии искусственного интеллекта. Спектр их применения сейчас расширяется. Многие платформы, которые думали раньше о том, как привлечь покупателей, сейчас переключились больше на то, как помочь врачам – например, в решении проблем, связанных с прогнозированием развития болезни. Чат-боты раньше просто отвечали на вопросы покупателей: есть, нет, сколько стоит? А сейчас появились чат-боты, которые помогают компаниям, занимающимся психологической поддержкой.

Accenture plc.

Консалтинговая компания.
Акционеры (данные Refinitiv): почти 100% акций – в свободном обращении, крупнейшие инвесторы – Vanguard Group (8,59%), BlackRock (4,82%).
Капитализация – $159,3 млрд.
Финансовые показатели (финансовый год, закончившийся 31 августа 2020 г.): выручка – $44,3 млрд, чистая прибыль – $5,1 млрд.
Оказывает услуги по управленческому и технологическому консалтингу, внедрению информационных технологий и аутсорсингу процессов.

Расширяется такая область [искусственного интеллекта, как компьютерное зрение]. В Китае давно существует такая технология: если вы нарушили ПДД, то большая фотография нарушителя выводилась на большой экран-борд. А сейчас похожая технология используется в лондонском аэропорту – распознавание человека приравнивается к анализу паспорта, для того чтобы избежать контакта.

Умные устройства. Умный человек меняется и совершенствуется, потому что постоянно учится. То же самое – обучение устройств. Это постоянный рост, это постоянные изменения. Мы привыкли, что обновляется ПО iPhone, который в результате предлагает нам новые опции. А теперь появились умные градусники, и есть возможность собрать информацию, например, со всех градусников в США и составить спектр распространения вируса. Мы двигаемся в сторону физических устройств, которые адаптируются и изменяются в соответствии с требованиями рынка и перспективой, которую мы видим.

Роботизация. Роботы приобретают новые знания, применяются в новых сферах. Например, уход за больными или проведение дезинфекции. Раньше дрон могли использовать, чтобы удобрить поле, а сейчас в Китае их применяют в дезинфекции городских пространств. Также есть роботы, которые ездят и анализируют, у кого какая температура и кто куда переместился.

Мне кажется важным сделать акцент на том, что есть инновации, которые можно изменять и использовать для новых целей. Компания Marriott придумала дрон для доставки коктейлей до комнаты. Эти дроны очень помогли, когда возникла необходимость переключиться на бесконтактный рум-сервис.

Есть возможности совместной работы над различными технологиями. General Motors и Tesla работают теперь над изобретением медицинских устройств. Компании, которые раньше занимались производством шампуней, сейчас производят дезинфицирующие средства для рук. Производители одежды шьют маски. Компании адаптировались и изменили производственные мощности, для того чтобы соответствовать запросу. Очень важно, чтобы ваши инновации, ваши технологии соответствовали новой реальности, постоянным изменениям. И обязательно нужно использовать те технологии, которые у нас уже есть. Чем быстрее вы изменитесь, тем быстрее выпустите продукт на рынок.

Текст подготовлен по материалам конференции «Умные решения – умная страна: инновационные технологии для новой реальности», проведенной 21–22 октября 2020 г. ГК «Ланит» и газетой «Ведомости» в Москве