Измерения добра
Бизнес нуждается в прозрачных методиках оценки эффективности социальных инвестицийТревога по поводу судьбы некоммерческих организаций и щедрости российских благотворителей – как корпораций, так и частных лиц – в 2023 г. сохраняется. Но конференция «Социальные инвестиции: ответственность бизнеса перед будущими поколениями», которую провела газета «Ведомости» 17 февраля, показала: филантропия никуда не делась, напротив, в беспрецедентно сложное время потребность помогать другим, развивать социально ориентированную деятельность, поддерживать людей и сообщества, как никогда, актуальна.
«Инвестиции в социальный капитал, в человеческий капитал сегодня особенно востребованы, как и любые инициативы, направленные на выстраивание отношений в сообществе на основе доверия», – уверена Екатерина Рыбакова, президент и сооснователь «Рыбаков фонда».
«Социальные проекты, благотворительность были и остаются клеем, который объединяет интересы нескольких поколений разных семей, примеров тому множество», – поделился Дмитрий Агеев, советник Центра управления благосостоянием и филантропии Московской школы управления «Сколково».
В чем считать улыбки
Совместная работа с бизнесом позволяет НКО создавать полезные и работающие практики (которые можно тиражировать), отслеживая и просчитывая изменения, наконец, учиться антикризисному менеджменту.
Для бизнеса вовлеченность компании в полезные для общества проекты становится важным маркером успеха. Участники конференции говорили о том, что крупным компаниям, чтобы и дальше развиваться, сегодня необходимо заботиться и о сотрудниках, и о качестве жизни на «территории присутствия», «делать мир вокруг себя лучше». В соответствии со стратегиями корпоративной социальной ответственности и с учетом собственных бизнес-интересов, конечно.
«Любая корпоративная благотворительность обусловлена задачами бизнеса, все социальные инвестиции должны планироваться», – уверена Ольга Юркова, руководитель Центра социальных благотворительных программ МТС. Вкладывая средства в развитие регионов, бизнес должен понимать, зачем он это делает, почему именно в таком объеме и к каким результатам планирует прийти.
Для корпораций, для доноров и грантодателей важно измерять результат социальной деятельности в целях устойчивого развития, благотворительности – это красной нитью прошло через всю дискуссию. И выработать для этого единый язык, стандарты и метрики должны совместными усилиями сами НКО, поддерживающий их бизнес и государство. Созданием таксономии социальных проектов (по аналогии с таксономией зеленых проектов) занимается ВЭБ совместно с Минэкономразвития, рассказала Анастасия Цумерова, директор по методологии и финансированию устойчивого развития ВЭБ.РФ. Цель – облегчить инициаторам добрых дел привлечение средств в виде социальных кредитов и социальных облигаций. Еще одна идея ВЭБа – составлять перечни приоритетных для конкретного региона или города проектов, основываясь на «индексе качества жизни» (разработанная ранее ВЭБом при участии «PwC Россия» и РАНХиГС информационно-аналитическая система для оценки городского развития, включает более 250 показателей). «Провести опрос жителей, выявить наиболее острые и сложные аспекты, сформировать итоговые перечни проектов городскими управленческими командами, согласовать с региональными органами власти возможность реализации таких проектов. Затем привлечь бизнес к реализации, предусмотрев начисление баллов социального капитала, которые компании впоследствии могли бы обменивать на определенные преференции и меры поддержки со стороны государства», – описывает Цумерова возможный сценарий, приглашая представителей бизнеса и НКО к обсуждению задумки.
Александр Бурмака, директор по корпоративной социальной ответственности ОТЭКО, считает, что эффект КСО можно отчасти измерять общественной стабильностью на территории присутствия компании.
«Благотворительность – широкое понятие, но в любом случае оценка результативности тех или иных усилий, импакт-инвестиций важна», – говорит Агеев. «Результат благотворительной деятельности вы меряете улыбками. Чем больше вы занимаетесь бизнесом, тем больше вам нужно уходить в финансовую отчетность», – резюмирует он.
Представители компаний поделились собственными практиками для самых разных «территорий присутствия» – от моногородов, небольших поселений или вахтовых поселков до более благополучных в экономическом плане регионов. Простор для социально ответственного бизнеса и социального предпринимательства есть везде.
Больше, чем деньги или власть
Все участники дискуссии также подчеркивали, как важно сохранить то, что уже наработали люди из третьего сектора и чего достигли.
«Третий сектор – это не про власть и не про деньги. Третий сектор – это про защиту важных для данного общества ценностей и продвижение новых, еще не распознанных общественным мнением социальных и экологических проблем; это про добровольчество и социальную помощь, про развитие новых форм социальной адаптации и реабилитации инвалидов и многое другое» – так сформулировали авторы проекта «Регион-НКО 2022», рейтинга субъектов Российской Федерации по уровню и качеству развития некоммерческого сектора.
«Сотрудники сектора НКО отчасти похожи на педагогов: профессиональная подготовка накладывается на базовый человеческий интерес к жизни и развитию других людей и способность сохранять на длинные дистанции умение сочувствовать, сопереживать» – так характеризует коллег Рыбакова.
«Именно сейчас у людей, которые работают в благотворительности, есть привилегия, которая многим недоступна, – делать работу со смыслом и видеть, как твои усилия позитивно влияют на этот мир хотя бы на маленьком отрезке», – говорит Мария Баландина, управляющий директор фонда «Друзья».
Когда коммерция на пользу
Развивается и социальное предпринимательство – явление, которое в фонде региональных социальных программ «Наше будущее» описывают как новаторскую предпринимательскую деятельность, направленную на решение или смягчение социальных проблем в обществе, на стыке коммерческого и некоммерческого секторов. На законодательном уровне ее регулирует ФЗ № 245 от 26.07.2019, в который внесены определения основных понятий о социальном предпринимательстве (ими могут быть только субъекты малого и среднего бизнеса, эффект деятельности которых направлен на решение проблем и поддержку наименее защищенных социальных групп) и социальном предприятии. Законодательная база продолжает дополняться.
По словам советника по развитию фонда «Наше будущее» Романа Давыдова, социальные предприниматели могут оперативно реагировать на запросы местных сообществ в области экологии, образования, культуры. «Мы постоянно отслеживаем результаты работы проектов, которые поддерживает фонд. Социальные предприниматели под руководством наших экспертов считали возврат на импакт-инвестиции по методу SROI. 1 руб., вложенный предпринимателями, создает примерно 3 руб. социальных благ», – оценивает он эффект преобразующего воздействия.
По данным фонда, в реестре социальных предпринимателей на февраль 2023 г. их насчитывалось 8070 – на 28% больше, чем в феврале 2022 г. Прежде всего социальные предприниматели заняты оказанием услуг, например, в сфере дополнительного образования (совокупно 39%), дневного ухода за детьми (26,7%), спорта в разных проявлениях (почти 15%).