Заказчикам не хватает экосистемы софта
Применение отечественных процессоров с 2024 г. станет обязательным. Сейчас мы встречаемся с разработчиками и обсуждаем конкретные планы, чтобы понять, будет ли у нас достаточно своих процессоров к 2024 г. и сможем ли мы насытить реестр оборудованием с российским процессором. Думаю, к концу лета это станет понятно.
Некоторые компании получали заключения о статусе «отечественной продукции» по балльной системе еще до появления ранжирования по уровням. На сегодняшний день количество наименований оборудования в различных группах, которое имеет первый уровень, т. е. работает на отечественном процессоре, уже примерно равно тому, что было в 2022 г., до появления уровневой системы. И это при том, что большинство компаний еще не включили в реестр свои разработки на отечественных процессорах: оптимизируя административную нагрузку, многие пока что заявляют в реестр только оборудование второго уровня.
Поэтому мы, как разработчики «железа», имеем очень хороший задел. Но, обсуждая вопрос применения процессора, мы действительно все время должны учитывать два фактора: первый – это наличие процессоров в том объеме, в котором нужно, а второе – это экосистема программных продуктов. Для заказчиков отсутствие экосистемы софта под отечественное оборудование остается стоп-фактором.
Пока что наше предложение «а давайте вы сейчас адаптируете свой софт под тот или иной вид процессора» не находит поддержки. Коллеги отвечают: «Давайте посмотрим, когда этот процессор появится. Сейчас их нет, а вот как только будет, мы начнем». Понятно, что это требует инвестиций. Трудовых или финансовых – не суть.
И тут стоит отметить еще несколько моментов. Мы часто слышим слово «импортозамещение», тем не менее когда работаешь с государственным сегментом, с регулируемым рынком, то чаще все-таки звучит термин «технологическая независимость». Коллеги понимают, что для них это означает приоритизацию оборудования первого уровня, в котором процессор должен быть отечественным. Сейчас мы вместе с заказчиками начали мыслить ПАКами, т. е. программно-аппаратными комплексами. Заказчики стали громко говорить о том, что им нужны ПАКи. И разработчики должны понять, что нужно заниматься адаптацией программного стека под оборудование первого уровня. Поэтому, повторюсь, есть все предпосылки для того, чтобы экосистема программного обеспечения, работающего на отечественном процессоре, была сформирована.
Сегодня мы постоянно слышим, что демофонда оборудования не хватает, но мы еще помним те времена, когда разработчики «железа» буквально умоляли заказчиков взять их решения для тестирования. Сейчас у нас обратная история. Причем заказчикам интересно тестировать уже весь стек технологий с бизнес-приложением, со своим прикладным обеспечением, и это тоже двигатель.
Когда мы говорим о программном обеспечении, речь не идет ни в коем случае об операционных системах, с которыми у нас все достаточно хорошо, а именно о прикладном программном обеспечении, о бизнес-приложениях. На сегодняшний день в России существует огромное количество компаний, которые занимаются их разработкой. Вести точечную работу с каждым на предмет совместимости их решений с оборудованием первого уровня невозможно. Поэтому я считаю, что должна появиться регуляторика, которая бы двигала всех разработчиков софта в сторону отечественных процессоров. И я считаю, что пора в постановление № 1236 о запрете иностранного программного обеспечения в госзакупках включить требования по поддержке того самого оборудования первого уровня, чтобы этот переход на экосистему отечественных решений и ее адаптация к отечественным процессорам произошли как можно быстрее.
По итогам VI конференции «Российская электроника», проведенной газетой «Ведомости» 28 июня 2023 г. в Москве