Потребители адаптируются к ситуации
Один из показателей, за которым мы пристально следим с марта прошлого года, – это индекс покупательской уверенности, который отражает разницу между количеством тех, кто позитивно смотрит на будущее страны и текущую экономическую ситуацию, и тех, кто видит ее не так позитивно. Вторых больше. Максимальные провалы были в марте и сентябре 2022 г. (после объявления мобилизации). Но в течение следующих месяцев мы видим достаточно быстрое восстановление – россияне адаптируются к происходящему.
Потребительская неуверенность основана в первую очередь на том, что люди теряют ощущение долгосрочной стабильности, прежде всего финансовой, а также больше тревожатся о здоровье и эмоциональном состоянии.
Среди способов адаптации к новой реальности – отказ от крупных покупок и услуг, рейтинг таких категорий не меняется на протяжении многих месяцев. В первую очередь отказываются от покупки автомобиля, недвижимости, драгоценностей и ювелирных украшений, а также от заказов еды на дом и вообще еды вне дома, в ресторанах. Люди готовы отказаться от дорогих путешествий, от покупки одежды и развлечений и в последнюю очередь – от продуктов питания. Здесь важно отметить, что почти половина бюджета среднестатистического российского потребителя в 2022 г. шла на питание. Единственный способ адаптироваться к росту цен на продукты на фоне сокращения доходов – экономить на других категориях. Мы ожидаем дальнейшего падения в следующих категориях: питание вне дома, развлечения, путешествия, предметы роскоши, а также бытовая техника, электроника, досуг и путешествия за границу, которые, впрочем, сейчас недоступны еще и по другой причине.
Большая часть россиян заметила сокращение ассортимента во всех категориях, в первую очередь в непродовольственных товарах, бытовой технике и электронике, автомобилях, одежде, обуви, косметике.
Что интересно, россияне ждут возвращения международных брендов, пусть и под новым именем. Когда люди говорят, что они больше не вернутся к брендам, которые их «обманули» и покинули рынок, мы скорее склонны не верить этому. Потребители вернутся.
По итогам XX юбилейной конференции «Ритейл в России», проведенной газетой «Ведомости» 29 марта 2023 г. в Москве