Трансформация внешней торговли
Российский бизнес обладает сумасшедшей способностью адаптироваться, но у нас исчезла возможность стратегического планирования, и это нехорошо. Тот вакуум, который образовался сейчас во многих отраслях, быстро заполняется, мы даже видим рост некоторых показателей. Но не знаем, что будет через год или через три.
В 2021 г. логистика выстраивалась в соответствии с тремя фундаментальными ценностями: срок, цена, качество. В 2022 г. все определяли риски и издержки. Даже затраты были не так важны, лишь бы привезти товар. Цепочки поставок были разрушены, разорваны торговые отношения с основными партнерами (а с разворотом на Восток возникли сложности), изменились финансовые условия работы с иностранными поставщиками товаров и услуг. Выпало огромное количество импортеров, которые задавали высокую планку качества.
В 2023 г. мы вошли изрядно потрепанными, хотя операционные показатели по ряду отраслей даже выросли, кто-то неплохо увеличил прибыль, я тоже не жалуюсь. Наступил период адаптации, и теперь нам нужно понимать, что делать дальше. Предстоит формировать новые товарные маршруты, найти новых надежных поставщиков, диверсифицировать финансовые риски. Изменения затронут бизнес-модели, операционное планирование.
ГК «Оптималог»
создана в 2009 г. Оказывает услуги в области международных перевозок всеми видами транспорта, таможенном оформлении, импортно-экспортных операциях. Является всероссийским лицензированным таможенным представителем. В России группа компаний представлена девятью обособленными подразделениями, есть представительства в Казахстане и Узбекистане. По итогам последних нескольких лет компания «Оптимальная логистика» входит в топ-30 рейтинга таможенных представителей РФ. Обладатель международного сертификата качества по стандартам ИСО 9001:2008, действительный член WCA (World Cargo Alliance), действующий член IATA.
Внешняя торговля РФ в 2022 г. достигла $850,5 млрд, прибавив 8,1%. Почти на 20% вырос экспорт, но 12% потерял импорт. Основные торговые партнеры – это Китай, Евросоюз (он все еще на 2-м месте), Белоруссия, Турция и Казахстан. Эти страны (кроме Евросоюза), а также Узбекистан, Литва, Армения, Сербия, Латвия нарастили экспорт товаров в Россию, но за счет чего? Начали поступать к нам какие-то новые товары, произведенные в этих странах, которые пришли на смену выбывающим западным товарам? Нет, эти страны просто стали участвовать в неких транзитных цепочках поставок того, что ранее шло напрямую из Европы. А любая транзитная схема – это увеличение затрат, времени и рисков.
Если проанализировать товарную статистику Федеральной таможенной службы (ФТС), можно отметить сохранение или увеличение импорта несанкционных товаров, переориентацию закупок на Китай. Импорт санкционных товаров в среднем сократился от 10 до 20% в зависимости от товарной группы, хотя эксперты прогнозировали падение на 35–40%. Частично выпадающий санкционный импорт из недружественных стран компенсируется поставками по транзитным маршрутам через страны дружественные (оценка товарной емкости на уровне $20–25 млрд).
Что касается нашей торговли с Китаем, то действительно объемы выросли до $190 млрд в 2022 г., но за счет экспорта российских товаров в Китай. Импорт увеличился всего на 8%, если брать данные из открытых источников и статистику ФТС (по другим оценкам, на 12–13%). Это означает, что Китай пока не заместил товары, которые раньше поставлялись из западных стран. Те, кто работает с Китаем и организовывал цепочки поставок, изначально ориентируясь на страны АТЭС, остался, безусловно, в фаворе. Кто работал с Европой, сильно пострадал от санкций. Прогноз на 2023 г. по торговле с Китаем – $90 млрд импорта и $120 млрд экспорта.
Информация от наших клиентов подтверждает: сегодня российский рынок, российская экономика критически зависят от западных товаров, технологий и оборудования. Здорово, что мы давно встали на путь импортозамещения и активно по нему следуем. Но огромное количество западной продукции, техники сейчас требует обслуживания, замены каких-то элементов и т. д., и аналогов пока нет.
По нашим подсчетам, $90 млрд – столько мы можем потерять импортного торгового оборота в краткосрочной перспективе в связи с санкциями, которые будут ужесточаться. После введения 10-го пакета санкций против России отслеживаются транзитные маршруты следования грузов. Турция, до этого наш главный партнер по параллельному импорту, уже перекрыла транзит грузов через свою территорию в Россию.
Сейчас для ввоза товаров все пользуются разными схемами: косвенный реэкспорт, параллельный импорт, ложный транзит, ввоз товара через третьи страны. Все это означает дополнительные транспортные и таможенные издержки и риски. Самый дорогой и сложный вариант – завозить товар (санкционный или двойного назначения) в третью страну, там растаможивать и потом экспортировать в Россию или тащить все из Европы через Китай.
На 2023 г. мы рассматриваем два сценария развития событий.
Первый – усложнение доставки груза в Россию из недружественных стран, удорожание логистики, повсеместное повышение рисков. Ужесточение санкционных режимов, контроль за исполнением санкций и возможные вторичные санкции в отношении третьих стран / компаний, блокировка транзакций в долларах и евро, в том числе транзитом через дружественные страны, приведут в итоге к уменьшению объемов косвенного и параллельного импорта и стагнации торговли с Европой.
Второй сценарий будет развиваться параллельно первому – это построение новых цепочек поставок с фокусом на торговлю со странами АТЭС: разворот на Восток, глубокая экономическая интеграция с главными восточными партнерами, рост зависимости от них российской экономики.
По итогам XX юбилейной конференции «Ритейл в России», проведенной газетой «Ведомости» 29 марта 2023 г. в Москве