Как торговать обувью онлайн
Обувь сложно продавать через интернет. Сложнее, чем стиральные машины или велосипеды. Обувь нужно мерить. Иногда надо перемерить весь магазин, чтобы найти подходящую пару. И как можно купить обувь, не оценив качество кожи, качество выделки? Вся «соль» именно в натуральности материалов и удобстве колодки. По фотографиям это сделать невозможно. Имея розничную сеть в 630 магазинов по всей России, мы не торопились запускать онлайн-продажи. Но лет пять назад стало очевидно, что без них никак.
Я не могу сказать, что офлайн- и онлайн-торговля сейчас конкурируют. Они дополняют друг друга, омниканальность создает больше возможностей для покупателя. К примеру, наши магазины являются также пунктами выдачи онлайн-заказов нашего интернет-магазина. И наоборот, продавец в магазине поможет оформить интернет-заказ, если покупатель не нашел модель нужного цвета или размера. Два формата взаимно продвигают друг друга.
Все прелести онлайна особенно ощутили жители небольших удаленных городов, например, в ХМАО и ЯНАО – там всегда дорогая логистика, не в любое время года можно вообще проехать, цены на все товары народного потребления традиционно выше, а выбор скромнее, чем на «большой земле», как говорят сами северяне. Там в пандемию многие вынужденно попробовали онлайн и подсели на него, из-за чего некоторые магазины заметно пострадали. Но покупатели не ушли совсем, они перекочевали из одного формата в другой.
Торговая сеть «Юничел»
насчитывает 623 торговые точки в 250 городах страны. Реализует обувь российского производства, три обувные фабрики находятся в Челябинске, Златоусте и Оренбурге. Ежегодно выпускает 3 млн пар обуви (это 10% от всей кожаной обуви, которая производится в России). 5000 сотрудников занято в производстве и торговле.
Многие ритейлеры в пандемию переживали, что покупатель вообще перестанет ходить в офлайн-магазины. Однако насколько активно и жадно люди начали осваивать интернет-покупки, когда все было закрыто, настолько же активно они ринулись в магазины, когда их открыли.
Сейчас у нас есть собственный интернет-магазин и мы представлены на маркетплейсах – осознаем, что конкурируем сами с собой. Но мы смотрим на маркетплейсы не только как на канал продаж, но и как на инструмент продвижения бренда, в том числе на аудиторию стран ближнего зарубежья. Именно за счет них бренд «Юничел» покупают в Белоруссии, Киргизии и других странах, где нашей розницы нет.
Эксперты советуют – не только нам – в собственном интернет-магазине продавать товар, которого не будет на маркетплейсах, создавая эксклюзивность, но мы так не делаем, и, насколько мне известно, по этому пути мало кто пошел. Маркетплейсы, несмотря на огромное количество нюансов в работе с ними, дают приличный объем, и это все понимают. Как и то, что у e-commerce в нашей стране есть огромный потенциал для роста.
В целом мы не смотрим на это как на конкуренцию внутри самих себя, это простор возможностей для покупателя, и на каждый формат есть свой запрос.
В 2020–2021 гг. онлайн-продажи демонстрировали двукратный рост. В 2022 г. динамика несколько замедлилась, но общий растущий тренд сохраняется, и на сегодня доля интернет-канала составляет 5% от общего объема продаж.
После пандемии мы уже знали, как важны скорость реакции на все происходящее и гибкость. Сложно будет большим и неповоротливым слонам, которые не смогут быстро улавливать тренды и быстро под них подстроиться, адаптироваться, перенастроить все процессы.
В 2022 г. «Юничел» не отменил планов по открытию магазинов, но мы не стали делать резких движений, связанных с новой географией, это всегда риски и эксперимент. Любой новый город – это не только риск, но и инвестиции: финансовые и временные, нужны время и финансы, чтобы наработать узнаваемость и лояльность, поэтому в прошлом году мы не зашли ни в один новый город. Но в тех городах, где поле уже распахано, сеть росла и развивалась. Мы открыли больше 10 новых магазинов и сделали свыше 20 перелокаций в лучшие места, в основном в торговые комплексы. Несмотря на то что эксперты отмечают, что ТЦ переживают не лучше времена, для нас это генератор нового трафика и новой аудитории, которую мы не всегда получаем в стритах.
Сейчас много говорят о том, что настало время российских производителей, однако, по данным статистики за I квартал этого года, количество ввозимой на территорию России обуви осталось на прежнем уровне.
Все, что можно было перевести на комплектующие российского производства, фабрика максимально перевела еще в предыдущий кризис. В начале этого года все, что осталось импортного, перевели на дружественные страны – Турцию, Китай. Если искать плюсы в этой ситуации, то мы еще укрепили свою независимость от любых внешних перемен, хотя, конечно, совсем не реагировать на происходящее вокруг невозможно.
Фактически на сегодняшний день 90% кожи, которая используется в производстве обуви «Юничел», – это кожа российского производства, ее делают ярославский кожевенный завод, «Русская кожа» в Рязани, кожевенный завод в Питере. Это кожа хорошего качества, разнообразная, а самое главное – в достаточном объеме.
По итогам XX юбилейной конференции «Ритейл в России», проведенной газетой «Ведомости» 29 марта 2023 г. в Москве